Бизнес на аренде автомобилей. Бизнес-план автопроката

Хотите организовать бизнес по сдачу в аренду машин? Тогда читайте подробную инструкцию от первого лица от владельца пункта проката автомобилей Стариковой Натальей.

Прокат автомобилей - это бизнес по предоставлению транспортных средств во временное пользование.

Субъективный взгляд

До того, как заняться автопрокатом, мы с мужем много лет сами пользовались услугами сдачи машин в аренду. Будь то Москва, в которой мы жили одно время, снимая квартиру, Санкт-Петербург, черноморское побережье, где наличие четырех колес делает отдых значительно интереснее и разнообразнее, или мой родной город, куда мы периодически летаем в гости.

Общаясь со сдававшими нам автомобили людьми, мы постепенно проникались желанием заняться этим видом бизнеса, тем более что информация, которой они делились, позволяла избежать ошибок многих начинающих автопрокатчиков. Возможно, идея о собственном пункте сдачи машин в аренду, так и осталась бы в планах, если бы не стечение обстоятельств.

Декрет, ипотека и автокредит прекрасны по отдельности, ведь они означают семью, отдельную квартиру и новый автомобиль. Но все вместе эти три явления становятся очень тяжелым бременем, которое целиком падает на мужские плечи. Незадолго до того, как я прекратила работать, мы купили мне машину, платить за которую предстояло в течение трех лет.

Как-то раз, посчитав, сколько денег остается после выплаты всех взносов, я сделала на коленке сайт о новом автопрокате в нашем городе и разместила несколько бесплатных объявлений на городских досках. Звонки пошли достаточно быстро. Естественно, звонившим я объясняла, что все машины в разгоне, а в наличии есть только одна. Большинство находили ее слишком дорогой, но были и те, кого все устраивало. Через месяц я подсчитала итоги, за 30 дней машина принесла полтора месячных платежа. Еще через месяц мы купили две подержанные бюджетные иномарки, и дело пошло.

Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей

Что представляет из себя рынок автопроката сегодня? Какие деньги там крутятся, и кто пользуется услугами аренды автомобилей?

Долгое время обнаружить достоверную информацию по этим вопросам было практически невозможно. После долгих поисков я нашла пресс-релиз крупного маркетингового агентства in FOLIO Research Group, специалисты которого в первой половине этого года исследовали рынок автопроката и опубликовали некоторые результаты.

Итак, в 2012 году в стране сдавалось в аренду 27 200 машин, из них 76% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Объем рынка составил 21,8 млрд руб.

Получается, что одна машина принесла своим владельцам в среднем 21 800 000 000 / 27 200 / 12 = 68 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что сюда входят дорогие лимузины и иномарки бизнес-класса для корпоративных клиентов, цифра выглядит правдоподобной.

Доля частных лиц (которые брали машины не для торжественных мероприятий) среди клиентов пунктов аренды составила 16%. Получается, что за пределами двух столиц к услугам обычных потребителей официально предлагалось всего 27200 * (1-76%) * 16 % = 1044 машины! На всю Россию! На мой взгляд, это говорит об огромном потенциале рынка.

Что касается структуры спроса, то она выглядит следующим образом:

Статистика взята из «Российской Газеты». Опрос проводился три года назад, но за это время изменилось немного. Как и тогда, сегодня большинство клиентов обращаются в автопрокат, чтобы взять машину на замену, когда их собственный автомобиль находится в ремонте, либо старый продан, а новый еще не пришел.

Автопрокат как бизнес с моей точки зрения

Я считаю, что аренда машин - это прекрасная бизнес-идея.

  1. Во-первых, она не требует высоких вложений . Вы можете начать с пары машин и расширяться постепенно. А парк в 10 машин позволит иметь достаточный уровень благосостояния и заниматься исключительно любимыми делами. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вы вкладываетесь лишь один раз в саму покупку автомобиля. После этого остается своевременно проходить техосмотр и платить за страховку. А когда автомобиль отработает определенное количество ресурсов (через 2-3 года), вы сможете его продать (в худшем случае на запчасти, но они тоже стоят недешево).
  2. Во-вторых, она не требует больших временных затрат . Вы можете вести бизнес и параллельно трудиться на основной работе. В течение дня отвечаете на звонки, а после 18 часов достаточно лишь пару раз подъехать на стоянку, чтобы принять и сдать автомобили.
  3. В-третьих, она не требует уникальных личных качеств и профессиональных навыков . Вам не обязательно быть талантливым продавцом, обладать креативностью и особым умением убеждать. В наше время автомобиль - это предмет первой необходимости, поэтому услуга будет продавать себя сама.

Правовые вопросы

Организационная форма

Вы можете зарегистрироваться как ИП либо создать ООО . Для небольшого пункта автопроката, где один человек является и учредителем, и единственным работником, проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сама регистрация в налоговой службе пройдет гораздо проще, впоследствии вам не придется вести бухгалтерский учет и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Будучи ИП, вы можете свободно распоряжаться полученными деньгами.

Еще один момент связан с налогообложением. Вывести деньги, заработанные ООО, вы можете в качестве заработной платы себя как директора (тогда придется заплатить еще 13% НДФЛ) либо в качестве дивидендов (только раз в квартал, в этом случае ставка НДФЛ составит 9%). Код ОКВЭД выбираете 71.1 «Аренда легковых автомобилей».

Более подробную информацию о всех организационных шагах, которые необходимо сделать для открытия своего бизнеса, читайте в нашем материале как открыть свое дело . А статья что лучше открыть ИП или ООО поможет вам разобраться какая организационная форма лучше подойдет для выбранной вами деятельности.

Налогообложение

Услуги по прокату автомобилей позволяют выбрать один из трех специальных режимов налогообложения: УСН 6%, УСН 15% и патентной системы . Если вы приобретаете автомобили по договору купли-продажи, выгоднее платить налог по схеме 6% с дохода. Если автомобили взяты в лизинг, удобнее платить 15% с разницы между доходами и расходами, потому что лизинговые платежи уменьшают налоговую базу. Наконец, можно купить патент, его стоимость устанавливается в каждом регионе отдельно.

Я прописана в Москве, согласно закону города Москвы «О патентном налогообложении» потенциальный доход от предоставления услуг проката установлен в размере 900 тыс. руб. в год.

Стоимость патента составит 900 000 * 6 % = 54 000 руб. в год. Я показываю меньший доход, автомобилями владею по праву собственности, поэтому мне предпочтительнее платить 6% от суммы дохода.

Хотите узнать как сэкономить на ведение налогового учета? Предлагаем вашему вниманию обзор онлайн-сервиса «Мое дело» , который позволяет предпринимателю самостоятельно вести всю бухгалтерию, не прибегая к профессиональных бухгалтеров, и при этом не тратя на это много сил и времени.

Организационные проблемы

Перейдем к самому важному - деталям. Как известно, именно в них прячется дьявол. Применительно к бизнесу это те, на первый взгляд, второстепенные вопросы, на которые порой не обращаешь внимание. Общение с менеджерами по продажам в автосалонах Trade-in, сотрудниками и владельцами пунктов автопрокатов, в которых я сама брала машины, показало, что как раз игнорирование этих «мелочей» обычно и приводит к краху деловых начинаний. И да, про это не пишут в заполонивших интернет статьях с примерами бизнес-планов, написанных людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об особенностях функционирования фирмы того или иного профиля.

Сразу скажу : я пишу только о том, что знаю изнутри, то есть о деятельности небольшой фирмы, расположенной в благополучном городе районного значения в центральной России. Крупные столичные компании играют по своим правилам, которые мне известны исключительно теоретически.

Выбор автомобиля

Самое главное - это выбрать модели, из которых будет состоять костяк вашего автопарка. В решении этого вопроса следует ориентироваться на запросы клиентов. Люди, которые хотят взять у нас машину, делятся на три категории. Большая часть хочет просто «что-нибудь подешевле» . Это понятно, учитывая, что месячная стоимость аренды самого дешевого автомобиля (с учетом всех скидок) примерно совпадает с размером средней заработной платы (согласно данных Госкомстата в апреле этого года она составила 29453 руб.).

Несколько меньшая часть желает «что-нибудь подешевле с автоматом» . Как правило, это женщины и люди молодого возраста, которые ездили на механике только во время обучения. Учитывая, что сейчас разрешили сдавать экзамен на права сразу на машинах с автоматом, доля таких клиентов будет расти. Наконец, процентов 10 готовы взять любую машину независимо от цены. Это наиболее обеспеченная часть клиентуры, привыкшая ездить на хороших автомобилях.

Какие машины подобрать для каждой из этих групп клиентов?

Еще лет пять назад самый низкий ценовой сегмент был плотно оккупирован автомобилями отечественного производства. На московском рынке работали очень крупные игроки с парками, состоящими из сотен ВАЗовских машин. Эти компании могли себе позволить оказывать услуги по очень низким ценам. Мы сами порой брали в «Элекс-полюс» девятку по 700-800 руб./сутки, а классику можно было найти за 500-600 руб./сутки.

Сейчас покупать отечественные автомобили для прокатной фирмы невыгодно. Тарифы остались на прежнем уровне, зато цена авто выросла очень сильно. Подержанная Лада Гранта обойдется в полтора раза дороже Дэу Нексии того же года выпуска, но сдать ее вы сможете максимум за тысячу рублей (репутация Жигулей никуда не исчезла).

Поэтому костяк автопарка лучше составить из бюджетных иномарок. Обычно для этих целей закупаются Дэу Нексии, Шевроле Ланосы (сейчас это ЗАЗ Шанс) или Рено Логаны. На мой взгляд, оптимальной моделью является Дэу Нексия. В свое время мы несколько раз брали Ланос и остались очень недовольны прожорливостью этого автомобиля (в городе он «ел» до 14 л /100 км).

Рено Логан сейчас сильно подорожал, а «хрупкость» этого автомобиля делает его ненадежным. Буквально на днях в салоне слушала историю о купившем 15 новых Логанов человеке. Все его машины не протянули и года. Запомните: люди, которые берут бюджетную машину, не будут ее беречь. Нексия - это самая долговечная в условиях интенсивной эксплуатации машина.

Еще один момент. Машину лучше брать подержанную, в возрасте 2-3-х лет. Трехлетняя Нексия стоит почти в два раза дешевле новой (после окончания гарантийного срока автомобиль резко теряет в цене), а значит, окупится в два раза быстрее.

Из машин с автоматом лучше всего подойдут бюджетные корейцы. Трехлетний Хендай Акцент стоит в районе 300 тыс., во столько же обойдется ЗАЗ Шанс с автоматической коробкой.

Что касается автомобилей для дорогих клиентов, тут выбор остается за вами. Я считаю, что небольшому прокату бессмысленно покупать машину специально под эту категорию. Если звонит человек, который привык ездить на хороших авто и готов за это платить, то я предлагаю ему свою личную машину.

Тонкости ведения бизнеса

В этом разделе я расскажу о самых «проблемных» моментах функционирования автопроката. Итак, автомобили вы выбрали и купили, теперь их надо застраховать. И тут начинаются неожиданности. Если с ОСАГО проблем нет (обязательно ставьте в опциях «неограниченное число водителей»), то сделать КАСКО для прокатного автомобиля практически невозможно. Большинство крупных страховых компаний официально отказываются страховать автомобили, предназначенные для сдачи в аренду, а если и соглашаются, то тариф может достигать 40% рыночной стоимости машины.

Что же делать?

Выбирайте самый дешевый контракт. В этом году Верховный Суд России наконец-то защитил водителей от страховщиков и выдал постановление о том, что страховая компания обязана возместить стоимость угнанного автомобиля независимо от того, где находились документы на транспортное средство, и кто был допущен к управлению автомобилем в момент угона.

Обязательно установите в каждую машину систему слежения. Это прибор, который отслеживает все перемещения автомобиля и с определенной периодичностью пересылает информацию о его нахождении на ваш телефон. Стоимость такого аппарата составляет 5-10 тыс. руб. в зависимости от модели. Хорошо спрятанный маячок не только поможет быстро обнаружить автомобиль в случае угона, но и даст вам знать, если клиент нарушил территориальное ограничение и уехал, например, в другую область, что запрещено договором.

Где будут стоять автомобили?

Если общее количество автомобилей не превышает 10, и при этом как минимум половина из них находится в разъезде, лучше всего держать незанятые машины на открытой автостоянке у большого торгового или офисного центра. Хорошо, если она будет находиться возле железнодорожного и автовокзала, потому что многие клиенты приезжают из соседних городов. Еще один вариант - это аренда машиномест на платной перехватывающей парковке.

Следующий этап - реклама , о вашей фирме должны узнать люди. Сейчас принято считать, что лучший способ продвижения малого бизнеса - это создание рекламного сайта. Конечно, красивый сайт станет хорошим подспорьем, но в небольшом городе большинство людей (в том числе и мой муж) в случае необходимости первым делом смотрят раздел «услуги» в местной рекламной газете.

Подайте объявление в газету, которую каждую неделю разносят по почтовым ящикам, оплатите вип-объявление с фотографией в «Из рук в руки» (большинство новых клиентов приходят к нам оттуда) и на «Авито». Еще один эффективный способ продвижения - это регистрация во всевозможных местных «желтых страницах». По крайней мере, когда я забиваю в поисковике «прокат авто в городе N», первыми показываются городские отраслевые справочники.

Теперь, когда клиенты к вам пошли, необходимо принять меры по минимизации рисков. Для этого ответьте на несколько вопросов.

  • Во-первых , будете ли вы сдавать машины жителям других областей? Многие прокаты отказываются обслуживать иногородних клиентов, мотивируя решение нежеланием впоследствии искать свою машину в отдаленных регионах. На мой взгляд, это опасение из серии «дую на воду». Я сама, приезжая к родителям или на отдых, беру автомобиль в аренду, для этого подобные сервисы и предназначены. Законопослушный человек будет придерживаться условий договора при любых условиях, а потенциального правонарушителя вопрос регистрации не остановит.
  • Во-вторых , какой суточный лимит пробега вы установите? Стандартное ограничение - 200 км. Эта граница помогает отсеять таксистов, которые берут автомобиль, чтобы бомбить. Впрочем, об этом они обычно предупреждают сразу. Нужны ли вам такие клиенты? Если машина старая, а человек готов платить по повышенному тарифу, то почему бы и нет? Еще один нюанс - территориальное ограничение. По умолчанию машина эксплуатируется только в одном регионе. Если клиент сразу предупреждает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то мы идем ему навстречу, не повышая расценок.
  • В-третьих , будете ли вы сдавать автомобили молодым водителям, то есть лицам младше 21 года и с водительским стажем менее 3-х лет?

Последний вопрос связан с залогом . Обычно прокатная фирма, предоставляя автомобиль, удерживает с клиента определенную сумму (5-10 тыс. руб.), которая служит залогом на случай мелких повреждений по вине водителя и необходимости оплаты штрафов ГИБДД. Если клиент просит, мы соглашаемся предоставить машину без залога, повышая тариф на 20%.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения - это отдельный разговор. У нас были клиенты, после которых за день приходило по три уведомления. Включите в договор пункт об обязанности арендатора уплатить штраф в течение 10 дней (иначе возникает обязательство по оплате неустойки в размере 300%).

При наличии договора по поводу штрафов можно вообще не волноваться. Административный кодекс гласит , что собственник транспортного средства не несет ответственности, если в момент совершения нарушения ПДД за рулем находилось другое лицо.

  • Сколько стоит начать бизнес
  • Сколько можно заработать
    • Покупка Hyundai Solaris
    • Покупка Nissan Tiana
    • Аренда Renolt Logan
  • Нормативно-правовая база
  • Технологии ведения бизнеса

В последние годы в России входит в моду аренда авто. Причем услуга вызывает интерес как у владельцев автомобилей, так и у потенциальных арендаторов. Машина сейчас есть практически у каждого. И некоторые владельцы, находясь весь день в офисе, сдают свой автомобиль в прокат. При этом, в столице на таких услугах зарабатывают до 2000 рублей в день.

Но несовершенное законодательство в области проката автомобилей, а также страх за свое авто, часто мешают владельцам начать бизнес, даже если их машина часами простаивает под окнами офиса или в гараже.

Однако аренда авто реальный и весьма выгодный бизнес, и если правильно подойти к его организации, то заработок может быть весьма внушительным .

С чего начать. Пошаговый бизнес план

Прежде всего, если у вас уже есть машина и вы хотите сдавать ее в аренду, нужно позаботиться безопасности автомобиля. Эксперты советуют в первую очередь застраховать свою машину и оформить расширенное КАСКО. Если вы только решили приобрести авто, подумайте, какую машину для сдачи в аренду вам купить более выгодно. После этого можно составлять подробный бизнес план, без которого организация бизнеса невозможна. Вам нужно будет определиться с формой собственности, решить сдавать ли автомобиль без водителя или использовать как такси (в последнем случае необходимо найти хороших водителей). Важно провести хорошую рекламную кампании, так как бизнес по прокату машин сравнительно новый и только серьезная реклама может помочь его раскрутить. Тем более, что иномарки в прокат в мегаполисах сдают также крупные фирмы. И их услуги обходятся сравнительно недорого.

Сколько стоит начать бизнес

Начать бизнес по аренде машин можно с минимальными вложениями. Если вы, например, оформите кредит без первоначальных взносов, то расходы могут составить менее 10 000 рублей. Если же вы решите приобрести автомобиль сразу, то нужно рассчитывать на сумму от 500 000 рублей.

Сколько можно заработать

Заработок на аренде автомобиля в среднем может составлять от 500 тысяч рублей в год. Для того, чтобы понять, из чего складываются доходы, рассмотрим несколько кейсов.

Покупка Hyundai Solaris

2-х летний Hyundai Solaris был приобретен за 490 000. С учетом дополнительных расходов первоначальные инвестиции составили 532 300 рублей, а чистая прибыль, которую автомобиль принес за 3 года — 1 480 000 рублей.

Кейс: 2-х летний Hyundai Solaris

Покупка Nissan Tiana

Первоначальные инвестиции в автомобиль составили 1 002 866 рублей, включая дополнительные расходы, страховку и КАСКО. При арендной плате за машину 2 800 в сутки, автомобиль принес за три года чистой прибыли 2 524 636 рублей

Кейс: 2-х летний Nissan Tiana

Теперь рассмотрим примеры, когда первоначальные инвестиции сведены к минимуму.

Аренда Renolt Logan

Ежемесячная арендная плата за Renolt Logan

— 31 000 рублей доход в месяц составил 72 000 рублей, то есть один автомобиль может принести прибыль 41 000 рублей в месяц.

Кейс: Аренда Renolt Logan


Покупка в кредит. 3 летний «Hyundai Solaris»

При довольно высоком платеже по кредиту, 20 700 рублей в месяц, прибыль за три года составила 1 278 000 рублей. Причем первоначальные расходы немногим превысили 7000 рублей.

Кейс: 3 летний «Hyundai Solaris»

Нужно помнить, что чем дешевле авто, тем больше на нем можно заработать. Но, в то же время, дорогая машина создает меньше головной боли.

Нормативно-правовая база

Какой код ОКВЭД указать при регистрации бизнеса на аренде легковых автомобилей

Чтобы зарегистрировать бизнес на аренде автомобилей нужно учитывать два кода ОКВЭД. Код ОКВЭД 71. 11 включает аренду и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств. Его нужно указывать, если вы будете сдавать в аренду авто без водителей. Если же вы решите нанимать водителей и работать с ними, то подойдет другой код ОКВЭД 49.32 — «Предоставление услуг такси».

Какие документы нужны для открытия бизнеса на аренде легковых автомобилей

В первую очередь бизнес нужно будет зарегистрировать. Если у вас пять машин и более, то подойдет такая организационно-правовая форма как ООО . Но лучше начинать с ИП , тем более, что на первых порах для сдачи в аренду достаточно 1-2 машин. Также необходимо оформить: страховку, КАСКО и заключить договор на аренду машины.

Какую систему налогообложения выбрать для регистрации бизнеса на аренде легковых автомобилей

Для бизнеса на аренде машин вполне подойдет упрощенка. Вам нужно только выбрать платить 6% от прибыли, или 15% от доходов за вычетом расходов.

Нужно ли разрешение для регистрации бизнеса на аренде легковых автомобилей

Существующая в России законодательная база по аренде авто еще несовершенна. И фактически никаких специальных разрешений, для того, чтобы сдавать в аренду свой автомобиль вам не потребуется. Очень важный момент — хорошая реклама. Ей стоит уделить особое внимание при организации бизнеса.

Технологии ведения бизнеса

Есть несколько способов организации бизнеса , на которых можно хорошо заработать: почасовая сдача машин в аренду, найм водителей, или сдача в аренду таксопарку.

При почасовой сдаче в аренду автомобиля лучше ориентироваться на клиентов с достатком выше среднего. Как правило, они берут машину для выезда за город, при ремонте собственного транспорта, или, чтобы произвести впечатление на партнеров по бизнесу.

Очень выгодно нанимать водителей. Лучше всего предлагать работу знакомым работникам таксопарков. Если у вас хороший автомобиль и более выгодные условия, они будут рады перейти к вам. Можно поискать шофера по объявлениям на Авито или рассмотреть предложения специальных сервисов. Для одной машины нужно как минимум 2 водителя, чтобы не было простоев, и автомобиль постоянно приносил прибыль.

Когда у вас нет возможности или времени, для того, чтобы самому заниматься бизнесом, можно найти компанию, которая за определенный процент займется прокатом вашего авто. Не проблема также сдать машину в аренду таксопарку, где часто недостаточно хороших автомобилей. Конечно, в этом случае доход будет меньше, но вы будете избавлены от многих проблем.

Чтобы до конца определиться со стратегией ведения автомобильного бизнеса, советуем вам зарегистрироваться на интенсив от инвестора, который добился больших успехов в этой нише.

Аренда автомобиля для путешествия или выезда за город – обычное дело для иностранца. В России же оно не так привычно для рядового гражданина как за рубежом. Хотя в Москве существует много сервисов по предоставлению авто на прокат. Порой это обходится на порядок дешевле, чем отправляться куда-то на такси. Освоение этой ниши, несомненно, дело прибыльное, но бизнес-план проката автомобилей с расчетами – первое, что необходимо сделать для успеха нового предприятия. Без этого документа начать бизнес на авто не получится.

Насколько прибыльно заниматься арендой авто?

Любое новое предприятие – это риск. А в сфере проката машин риск немного выше, чем обычно. Потому что Россия в этой области не так развита, как иностранные государства. Происходит это из-за банального незнания простым народом существования подобной услуги. Поэтому «увидеть» всю выгоду возможности отправиться куда-то не на автобусе, а на авто, не получается. Для хорошей раскрутки необходима реклама – простой обыватель должен знать, что при наличии прав и невозможности приобрести авто прямо сейчас, можно просто его арендовать.

Перед «думками» о том, как открыть прокат автомобилей с нуля, необходимо оценить спрос этой услуги. Клиентами проката машин являются:

  1. Люди, у которых как раз есть свое авто, но оно, к примеру, находится в ремонте. Им уже тяжело «пересесть» на общественный транспорт, поэтому проще арендовать машину и не изменять своим привычкам.
  2. Люди, которые просто хотят выехать за город или совершить небольшое путешествие по стране, но не имеют своей машины.
  3. Предприниматели, которые не владеют автомобилем VIP класса, но им необходимо произвести впечатление на потенциальных партнеров. Для подписания договора важно все – внешний вид и встреча бизнес-персоны на респектабельном авто. Арендой такой машины часто пользуются и юноши, ухаживающие за девушками и желающие покатать их на хорошем авто.
  4. Люди, арендующие машину на продолжительное время для каких-либо нужд.

Получается, что клиент есть. Но автопарк должен иметь машины разных классов – от экономного варианта до представительского. Тот, кто обладает существенным стартовым капиталом, может включить услугу аренды лимузина с водителем. Оплату такого авто лучше сделать почасовой, потому что его арендуют обычно для торжественных случаев (свадьба, похороны), а не на весь день. Так круг клиентов становится еще шире.

Расходы на открытие и содержание автопроката

Бизнес-план проката автомобилей с расчетами, в первую очередь, предполагает наличие стартового капитала, которого хватает на следующую таблицу расходов:

Расход Примерная сумма Комментарий
Регистрация ИП или ООО для самостоятельного ведения отчетности в предпринимательской деятельности. 10000-15000 рублей Сумма будет на порядок выше, если передать ведение юридических и налоговых дел специализированной компании.
Аренда места для автопарка. 20000-60000 рублей Когда на одну машину в месяц будет расходоваться примерно 2000 рублей.
Аренда офисного помещения 50000 рублей Сумма зависит от множества факторов (квадратура, местоположение, удобства, оборудование).
Оплата труда персонала 100000-120000 рублей Это администратор, бухгалтер, менеджер, техник, отвечающий за выдачу и прием авто, охранник и налоговые сборы с заработной платы.
Закупка автомобилей 3-5 миллионов рублей Из расчета, что 5 авто эконом класса, 5 среднего, 5 класса бизнес.

Относительно последнего пункта можно взять автомобили в лизинг, но это будет намного дороже, что сократит ежемесячную прибыль на ощутимую сумму. Лизинговые закупки упрощают наполнение автопарка, но удобны тем предпринимателям, чей бизнес сразу же начнет приносить доход. Потому что необходимо будет производить ежемесячные лизинговые отчисления. Срок лизинга – 2,5 года. По истечении этого времени авто выкупается и становится собственностью автопарка или возвращается в компанию, предоставившую его.

Расчет примерной прибыли от автомобильного парка

Для удобства расчета лучше учесть минимальные значения:

  • Чтобы бизнес не был похож на контору, предлагающую абы какие машины, необходимо иметь в наличии хотя бы 20-30 автомобилей. Автопром должен быть как отечественным, так и зарубежным.
  • В среднем аренда одного авто будет равна 700 рублям в сутки. Жигули классических моделей дешевле, иномарки – дороже.
  • Тогда месячный оборот средств составит 300-400 тысяч рублей.
  • Из него придется удержать деньги на зарплату персоналу, налоговые отчисления, ремонт авто (амортизация) и прочие расходы.
  • Чистая прибыль составит 30-50 тысяч рублей.

Получить более весомую прибыль можно только с пропорциональным увеличением числа автомобилей и при наличии спроса на них.

Риски при организации автомобильного проката

Все, что касается взаимодействия авто с человеком, порой сталкивается с возникшими авариями на дорогах. Поэтому не стоит выдавать машины всем подряд. При выдаче водитель должен соответствовать определенным критериям. Например, возраст старше 21 года и стаж больше 3 лет. Лучше не выдавать авто бизнес класса тем, кто был ранее судим. Таких ограничений можно придумать сколько угодно. Главное, чтобы они не сильно сокращали число потенциальных клиентов.

Среднее количество аварийных ситуаций из 100 заказов – 5. Готовым нужно быть и к тому, что машину просто могут угнать. Из 500 авто 15-20 обязательно выйдет из строя и «потребует» вложений на ремонт. Если ответственности за аварию нести не придется (в силу законодательства), то время, в течение которого машиной не получится пользоваться (восстановление) станет убыточным.

Есть несколько вариантов того, чтобы защитить бизнес от описанных выше рисков:

  • все машины должны быть застрахованными;
  • клиентом вносится залог, который возвращается ему при отсутствии аварийной ситуации или тогда, когда не он был ее виновником;
  • нужно установить ограничение по ежедневному пробегу, например, не более 200 километров;
  • для удачного старта обязательным условием является составление бизнес-плана, скачать пример которого можно ниже;
  • рекламную кампанию следует начать сразу же после оформления ИП или ООО, а лучше доверить это дело специалистам.

Итак, открытие бизнеса по прокату автомобилей – мероприятие, требующее приличного стартового капитала и знаний того, как все функционирует. Во-первых, придется уладить все бумажные дела – оформление организации, договор аренды подходящего помещения. Во-вторых, необходимо заполнить автопарк хотя бы 30-тью машинами (покупка, лизинг). Это самая большая статья расходов. В-третьих, стоит организовать слаженный процесс выдачи авто в аренду (проверка документов клиента, составление договора с ним, обсуждение всех нюансов). В-четвертых, следует содержать автопарк – выдавать персоналу заработную плату, оплачивать аренду, ремонтировать авто и терпеть иные издержки.

Только так получится прибыльное дело, приносящее позитив и ощутимую прибыль. Любой бизнес, связанный с авто – предприятие рискованное, но стоящее. А чтобы избежать возможных рисков или хотя бы уменьшить их, необходимо продумать правильный договор с клиентом и выдавать авто после соответствия человека всем заявленным к нему требованиям.

Автомобиль в России, как и во всем цивилизованном мире, давно стал просто транспортным средством, необходимым инструментом для решения, как личных, так и деловых задач. Однако в отличие от других необходимых вещей таких, например, как мобильный гаджет, автомобиль не всегда бывает под рукой особенно в различных путешествиях, командировках. Для решения этой проблемы существует целая индустрия проката автомобилей, оборот которой в мире составляет миллиарды долларов.

В основу концепции создания бизнеса по предоставлению услуг автопроката (аренды автотранспорта) положены следующие: фундаментальные экономические и социальные факторы:

  • рынок автоаренды в России недооценен по сравнению с его аналогом в Европе, как минимум, в несколько десятков раз. Так, сейчас на рынке автопроката в России используется примерно 50-70 тысяч единиц автотранспорта, в то время как в европейских странах эта цифра имеет значение порядка 2 млн. авто. Т.е. потенциал роста рынка автоаренды в нашей стране имеет неплохие перспективы, что, в частности, доказано его темпами расширения - по 15-20% в год.
  • начиная с 2014-2015 гг. в России наметилась четкая тенденция роста интереса российских граждан и иностранных туристов к маршрутам и путешествиям по бескрайним просторам страны. Это выражено всплеском автомобильного туризма, как по традиционным российским туристическим кластерам - столичные города, южные курорты, так и расширения географии автомобильного туризма вплоть до Камчатки, Чукотки, Якутии, Приморского края и Сахалина. Это тенденция повлекла за собой рост рынка аренды специального туристического автотранспорта - в первую очередь внедорожники, джипы, а также транспорта для встречи туристов, трансфера из аэропортов и т.п.
  • появление новых информационных технологий позволяет выйти на рынок таким новым форматам предоставления услуг автоаренды, как каршеринг. Такой тип услуги может стать не только конкурирующим бизнесом для традиционных автомобильных рантье, но и частью их бизнес-схемы. Например, можно временно простаивающий транспорт сдавать на условиях краткосрочной аренды или открыть отдельный каршеринговый бизнес на имеющейся материальной базе.

Ко всем перечисленным факторам также следует добавить, что кроме роста услуг по ренте пассажирских автомобилей, существенно растет парк арендуемой специальной автомобильной техники - начиная от грузовых машин и заканчивая автокранами, автовышками, экскаваторами и даже снегоуборочной, ремонтной, дорожной и коммунальной техникой.

Срок окупаемости составляет 27 месяцев.

Первоначальные вложения будут равны 11 220 000 руб.

Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы автопрокатной фирмы.

Средняя ежемесячная прибыль 421 254 рублей в месяц.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Основной услугой компании, рассматриваемой в рамках данного бизнес-плана является предоставление в аренду автомобилей без водителя. В качестве предлагаемых для клиентов автомашин планируется использовать три основных типа:

1. Автомобили представительского класса - «Мерседес».

2. Автомобили среднего класса - типа «Тойота Камри» и «Фольксваген Поло»

3. Автомобили общего пользовательского класса - типа «Киа Рио».

Базовая тарификация услуг - посуточно.

Тарифные ставки проката имеют следующий вид.

1. «Toyota Camry» - 7000-8000 руб. в сутки

2. «Mercedes» - 15 000 руб. сутки

3. «Solaris» - 3000 руб. в сутки

4. «Kia Rio» - 2800 руб. в сутки

5. «Polo» - 3200 руб. в сутки.

При расчете общей схемы дохода применяется средний оптимальный вариант загрузки автопарка - 75 %,

В качестве дополнительных услуг корпоративным клиентам будут предлагаться услуги по индивидуальному заказу - в частности, доставка в гостиницу из аэропорта и обратно, сопровождение каких-либо частных или корпоративных мероприятий. Базовая ставка тарифа индивидуального трансфера - 3000 руб/час.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный растущий спрос на аренду;
  • большой выбор каналов продаж и поставок услуг;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку;
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам корпоративных клиентов по ассортименту услуг и их объему.
  • конкуренция со стороны локальных бизнесов, сетевых автопрокатных корпораций;
  • некачественная работа персонала, нарушения технологического регламента обслуживания авто;
  • риски частого повреждения и выхода из строя автомобилей;

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширение бизнеса за счет увеличения линейки сдаваемого в аренду автопарка, предоставление водителей, гидов- переводчиков;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - например, автокемпинг, организация автотуров;
  • относительно высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на автомобильные запчасти и топливо;
  • Повышение арендной платы или расторжение договора аренды места автостоянки, офиса;
  • Снижение покупательной способности, как населения, так и коммерческого сектора, общее снижение спроса на услуги аренды автомобилей.

3. Описание рынка сбыта

Для того, чтобы полностью реализовать концепцию и практическую схему бизнес-плана компании по прокату автомобилей, как минимум, необходимо знать основные характеристики рынка, на котором придется оказывать услуги.

К таким базовым характеристикам рынка автомобильного проката в России относятся следующие типы данных:

1. Объем рынка автопроката, его динамика и региональная специфика .

Российский рынок проката автомобилей берет свое начало в самом начале 2000-х гг.

За более чем 15 летний период рынок проката автомобилей превратился из узко сегментированной ниши, ориентированной на состоятельных клиентов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в развитую сеть специализированных сервисных фирм, как отечественных брендов, так и компаний, работающих по франчайзинговым договорам иностранных прокатных корпораций во многих городах страны.

На текущий момент общий объем рынка услуг автопроката составляет не менее 150 - 200 млн. долларов в год. Причем динамика развития этого сегмента транспортных услуг растет последние несколько лет темпами не ниже 15-20%. Такие темпы обусловлены тем, что рынок пока еще имеет небольшую капитализацию, и сказывается, как говорят специалисты, эффект низкой базы. Т.е. это ситуация, когда даже в крупных российских городах работает не более десятка прокатных фирм, имеющих парк более 10-20 машин, каждая. Общая же оценка парка автомобилей в России, работающих в сфере автопроката, составляет пока не более 50-70 тысяч автомобилей, что в десятки раз меньше чем, например, в Европе, где прокатный парк составляет не менее 2 млн. единиц автотранспорта.

Спецификой рынка автопроката в России является и тот факт, что географическая концентрация компаний, оказывающих подобные услуги, в основном сосредоточена в Москве и г. Санкт-Петербурге (почти 70% рынка), а также в традиционных туристических регионах - Краснодарский край, Сочи, районах, прилегающих к туристическим кластерам: Байкал, Алтайский край, Камчатка, Приморский край. Здесь надо отметить, что в регионах, где в основном туризм представлен как экологический (природный), сектор спроса на услуги аренды сконцентрирован на предоставлении в прокат автомобилей высокой проходимости - джипы, а также сервис автокемпинга (включая аренду автодомов).

2. Структура рынка. Структура рынка проката автомобилей строится на основных категориях клиентов. Это люди, ездящие в деловые командировки, туристы, корпоративные клиенты. Большую долю занимают клиенты, у которых нет своего автомобиля в данный момент, и туристы.

Поскольку рынок автопроката в России пока еще слабо развит, он имеет сильно сегментированный характер. Т.е. нет пока что достаточного количества сильных игроков, способных как-кто структурировать и окончательно сформировать рынок. На рынках автопроката, особенно региональных, есть большое количество мелких игроков, которые либо работают на очень узкий сегмент клиентов, либо оказывают услугу автопроката как дополнительную (это больше всего относится к гостиницам, туристическим базам и кемпингам).

Кроме того, во многих крупных городах России активно стали появляться представительства мировых автопрокатных компаний, таких, например, как Avis, Herz, Europcar, Rental Cars, Сar Booking и других. Наиболее востребованные услуги - аренда автомобиля без водителя в деловых и личных целях, в т. ч. с выездом за границу, а также аренда представительских машин с водителем.

Здесь также надо отметить, что все большую конкуренцию стандартному формату проката автомобилей представляют каршеринговые компании, которые могут в то же время являться и обычными прокатными фирмами, активно диверсифицирующими свой бизнес. Например, если принять в расчет данные исследований, проведенных аналитиками банка Морган Стенли, то к 2030 году каршеринг займет минимум 25% всего рынка автопроката.

В качестве наглядного примера можно привести статистику по г. Москве - в системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется 8 клиентов за период 24 часа. По данным аналитического агентства «Делимобиль», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.

Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно прокатный бизнес будет смещаться в сторону применения комбинированной бизнес-схемы, как органичного сочетания традиционного формата предоставления автомобиля в аренду, так и использования каршеринговых схем предоставления услуг клиентам.

К этому также следует добавить, что сфера услуг автопроката в России будет в немалой степени расширяться за счет увеличения потока внутреннего туризма, где лидирующее место будет занимать именно автотуризм, сочетая в себе, как предоставление автотранспорта в аренду, так и услуг гостеприимства, сопровождение групп туристов гидами и инструкторами.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационная структура

7. Финансовый план

8. Факторы риска

Рынок проката автомобилей в России относительно молод, и ему еще далеко до полного насыщения и появления настоящих крупных игроков и жесткой конкуренции. Тем не менее, существует ряд рисков, которыми не стоит пренебрегать при открытии фирмы по прокату автомобилей. Среди таких рисков в первую очередь следует отметить следующие негативные факторы:

  • рыночные риски, которые связаны с такими неблагоприятными экономическими условиями, как снижение потребительской активности среди групп потенциальных клиентов, экономические кризисы, уменьшение потока туристов как внутри страны, так и прибывающих из других стран. Способов нейтрализации таких рисков немного и они весьма ограничены. Можно использовать, например варианты работы с малобюджетным автопарком, или простаивающие автомобили задействовать частично для оказания таксомоторных услуг;
  • конкуренция со стороны новых сервисных транспортных технологий. Особенно это касается таких форматов как каршеринг, где идет фактически распределение времени пользования автомобилями по минутам. Также часть конкуренции приходится на такие сервисы как Uber или Яндекс.Такси, которые в некоторой степени будут перехватывать часть клиентов фирмы по прокату авто. Единственной эффективной мерой противодействия подобным рискам - это целенаправленная работа с определенными группами клиентов, например - это постояльцы гостиниц, туристические группы, свадебные кортежи или сопровождение различных праздничных или официальных мероприятий (эвент-индустрия)
  • автопрокатный бизнес характеризуется высокой капиталоемкостью, финансовый порог входа на него достаточно высок. Кроме этого, и техническое содержание, обслуживание автопарка, и его юридическое сопровождение (страхование, уплата налогов) тоже стоит значительных средств (почти 25% от объема оборота капитала компании). Поэтому существует риск, что при значительном повышении цен на бензин, запчасти или автомобильное страхование, может заметно и одномоментно снизиться операционная прибыль компании. Для предотвращения подобных рисков, следует иметь определенный финансовый резерв и вовремя восполнять потери прибыли (не доводя дело до банкротства бизнеса) до тех пор, пока бизнес и клиенты не адаптируются к новой экономической реальности.

Кроме этих системных рисков также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что уже на горизонте появляются более серьезные конкуренты - беспилотные автомобили и такси. И пусть это пока еще дело будущего, все же в перспективе нескольких лет в крупных городах России можно ожидать появления первых компаний, оказывающих услуги проката беспилотных авто с помощью современных информационных технологий.

Ежегодно прирост проката автомобилей в России составляет 20% в год. Средний оборот средств в данной отрасли - примерно 2,5 млн долларов, а годовой достигает 40 млн долларов, что по сравнению с развитыми странами мало.

Именно поэтому возникает потребность в популяризации проката автомобилей, которым пользуется пока довольно узкий круг потребителей.

Конкуренция

Аренда авто как бизнес с хорошими доходами может развиваться лишь в том случае, если учесть всех участников рынка автопроката, а также выяснить особенности услуг, которые предоставляются.

Компании в этой сфере можно разделить на следующие основные группы:

  • представители мировых лидеров проката авто, которые обладают достаточно масштабным автопарком;
  • отечественные компании с парком не менее 50 автомобилей;
  • мелкие фирмы с небольшим автопарком (не более 20 машин);
  • фирмы, которые предлагают прокат ретро-автомобилей и эксклюзивных марок для организации различных торжеств, свадеб, фестивалей.

Какие нужно сделать инвестиции?

Бизнес на прокате машин требует достаточно масштабных затрат. Так, у предпринимателя должно быть минимум десять транспортных средств, которые можно было бы сдавать в аренду. Хороший вариант для людей, которые не имеют возможности приобрести транспорт за собственные средства, - взять их в лизинг, заплатив на первом этапе до 30% от общей стоимости.

Следует отметить, что значительных затрат требует страховка КАСКО для каждого автомобиля, а также аренда помещения, где машины будут размещаться. Вложить определенные средства придется и на хорошую рекламу, которая поможет найти потенциальных клиентов, поскольку бизнес по аренде авто является достаточно новым. Так, одни люди могут постоянно ездить на арендованных машинах, а другие только пытаются накопить деньги на собственный автомобиль, даже и не думая использовать машину на прокат.

Несмотря на большие инвестиции, рентабельность этого бизнеса очень высокая - по статистическим данным, срок окупаемости составляет всего 1-2 года. Следует отметить, что для эффективного развития этот бизнес (прокат автомобилей) требует тщательного планирования.

Определение клиентской базы

Чтобы оптимально предоставлять услуги в данной сфере, нужно знать, кто чаще всего берет авто в аренду. Надо сказать, что взять в прокат даже отечественный автомобиль довольно дорого - 18-30 долларов в сутки. Значит, клиентами компаний, которые специализируются на автопрокате, должны быть люди с достаточными доходами. Но, как правило, у них есть своя собственная машина, иногда и не одна.

Почему же люди все-таки пользуются подобными услугами? Чаще всего клиентами автопроката являются те, у кого есть собственная машина, но по ряду причин нет возможности ею пользоваться. В отличие от иностранцев, наши граждане еще ​​не привыкли брать машину в аренду, находясь в чужом городе, поэтому, как правило, клиенты - местные жители и люди, проживающие в отдаленных районах. 20% их - это лица, которые решили арендовать авто для развлекательных целей или путешествий.

Еще одна группа потребителей - люди, которые берут машину на непродолжительный период (например, на сутки для того, чтобы появиться на деловой встрече на новом авто). Не стоит также забывать и о корпоративных клиентах.

Характеристика автопарков

Если кого-то интересует прокат автомобилей, бизнес-план в данной сфере является обязательным. Перед тем как заняться этим видом зарабатывания денег, следует определиться с услугами, которые будут предоставляться. Так, существует «дешевый» сегмент, в котором работают компании, специализирующиеся на аренде отечественных авто. Как правило, под эксплуатацию попадают «Жигули», которые характеризуются оптимальным соотношением качества и цены.

Следует отметить, что отечественные авто предлагает ограниченное количество крупных компаний, поскольку без денег на закупку сотни дешевых автомобилей выйти в более дорогой сегмент невозможно. Кроме этого, следует помнить, что прокат ретро-автомобилей также пользуется низким спросом.

Большинство прокатных компаний работает в «дорогом» секторе, предлагая авто среднего, эконом-, а также бизнес-класса. С иномарками работают чаще по двум причинам - они более надежны и за их аренду можно взять большую сумму денег. Чаще всего в автопарках прокатных фирм можно встретить Mitsubishi, Audi, Honda Accord, Volkswagen Passat или Skoda Octavia.

Прокат лимузинов

Следует знать, что когда составляют бизнес-план, прокат лимузина является самым дорогим. Как правило, аренда рассчитывается не в сутках, а по часам. Часто такое авто берут на непродолжительное время и только на определенное мероприятие, например, на свадьбу. Так, взять в прокат, например, Lincoln можно за 60 долларов в час. Нужно отметить, что такие машины сдаются в аренду вместе с водителем. Прокат свадебного автомобиля - это и есть чаще всего лимузин либо другая дорогая или необычная машина.

Если клиенты - это иностранцы, то, как правило, они желают пользоваться услугами водителей и при аренде «простых» авто. Привычная наценка на работу шофера составляет примерно 60 долларов в сутки. При этом он будет работать всего 8 часов. Чтобы пользоваться его услугами более длительное время, придется доплачивать. Как правило, компании автопроката в своем штате не держат водителей. Их нанимают для обслуживания только конкретных заказов, хотя некоторые фирмы могут иметь одного шофера на 7-10 машин.

Как получить хорошие доходы?

Большинство профессионалов, которые разбираются в особенностях прокатного рынка, утверждают, что для небольшой компании или фирмы среднего размера наиболее выгодно содержать в своем автопарке не более 30 машин. Кроме этого, лучше сдавать в аренду иномарки. Специалисты утверждают, что при работе с отечественными автомобилями придется брать два авто на одну прокатную позицию (один для сдачи в аренду, а второй - на запчасти). Именно поэтому использовать иномарки надежнее и, конечно, дешевле.