Правила парковки в городе пдд. Места, где запрещена остановка

Остановка преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Для обеспечения безопасного движения и высокой пропускной способности дорог правильное соблюдение режимов остановки и стоянки имеет важное значение.

Ставить транспортные средства разрешается в один ряд параллельно проезжей части. Двухколесные транспортные средства (мотоциклы без бокового прицепа, мопеды, велосипеды) можно ставить в два ряда, из- за их небольших габаритов.

Как исключение, под углом к краю проезжей части разрешается стоянка в нескольких случаях:

1. Дорога имеет местное уширение проезжей части.

2. На дорогах имеются специальные площадки, обозначенные знаком 5.15 (место стоянки). На таких площадках может применяться разметка, показывающая границы стоянки транспортных средств.

3. На дороге установлен знак 5.15 вместе с табличкой 7.6.1.-7.6.9.(способ постановки ТС на стоянку.)

Остановка или стоянка на тротуаре (частичная или полная) разрешена только легковым автомобилям и мотоциклам параллельно проезжей части в один ряд (мотоциклам без бокового прицепа в два ряда).

Правила остановки и стоянки вне населенного пункта.
1.Только на обочине (высокая разрешенная скорость движения, небольшое количество полос.)
2.Только с правой стороны по ходу движения транспортных средств. (На левой стороне дороги стоящие автомобили будут представлять большую опасность, особенно в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Передние габаритные огни белого цвета, задние красного дезинформируют водителей встречных транспортных средств. Для длительной стоянки с целью отдыха, ночлега или ремонта транспортное средство необходимо ставить на специально предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги, так как особенно в ночное время автомобиль на обочине представляет опасность для движения других транспортных средств.

На автомагистралях остановка и стоянка разрешена за пределами дороги, только на специальных площадках обозначенных знаками 5.15 или 6.11 (место отдыха). Исключение это связано с высокой разрешенной скоростью движения, исключающей объезды транспортных средств и обеспечивающей большую обзорность для водителей.

Правила остановки и стоянки в населенном пункте

Как исключение, остановка и стоянка в населенном пункте разрешена и с левой стороны дороги в двух случаях:
1. На дорогах с двухсторонним движением, имеющих по одной полосе движения в каждом направлении, при отсутствии трамвайных путей посередине. (Исключая развороты, которые на таких участках могут привести к созданию аварийных ситуаций).
2. На дорогах с односторонним движением. (Отсутствие встречных автомобилей).


Водитель, осуществивший остановку или стоянку, должен помнить, что его автомобиль не должен создавать помехи для движения других транспортных средств и закрывать видимость дорожной обстановки.

Остановка и стоянка запрещена:
1. На трамвайных путях и в непосредственной близости от них. У трамвая ограниченная маневренность, что не позволит ему дальнейшее движение.
2. На железнодорожных переездах. Остановка сопряжена с большой опасностью.
3. В тоннелях, на эстакадах, мостах, путепровадах и под ними (если движение в одном направлении имеет менее 3-х полос). На таких участках проезжая часть узкая, тратуары и обочины могут отсутствовать. В тоннелях недостаточная видимость. Все это может привести к заторам или к созданию аварийной ситуации.

4. В местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3-х метров. Сплошная линия разметки наносится на участках дороги, где выезд на полосу встречного движения опасен. В этом случае водитель, движущийся в попутном направлении, вынужден нарушать правила, пересекая сплошную линию разметки.

5.На пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними. Пешеходный переход, прежде всего, предназначен для движения пешеходов и должен хорошо просматриваться водителем, во избежании наезда на пешехода.

6.На проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги (подъемы и спуски) при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении.

7.На пересечении проезжих частей и ближе 5 м от них, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений /перекрестков,имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу. Остановка на перекрестке может дезорганизовать безперерывное движение на нем. В этом случае неизбежны заторы. Транспортное средство, остановившиеся ближе 5 метров к перекрестку, закроет сигналы светофора и дорожные знаки, закроет видимость перекрестка.

Как исключение, остановка разрешена напротив бокового проезда трехсторонних пересечений, имеющих сплошную полосу разметки или разделительную полосу. В этом случае поворот налево запрещен и остановившиеся транспортное средство не мешает движению других автомобилей.

8.Ближе 15 м от мест остановок маршрутных транспортных средств или такси, а при их отсутствии - от указателя остановки, если это создаст помехи их движению (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств). Остановка ближе 15 м создаст помехи для маршрутных автобусов, троллейбусов, а так же такси, подъезжающих или отъезжающих от обозначенных маршрутных остановок.
9.В местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств или создаст помехи для движения пешеходов.

Стоянка запрещена:
Ближе 50 м от железнодорожных переездов и вне населенных пунктах на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1 "главная дорога".

Стоящие вблизи железнодорожных переездов транспортное средство вынуждает других водителей выезжать для объезда на встречную полосу. Это может привести к заторам и созданию аварийных ситуаций.

Открывая дверь автомобиля во время остановки, водитель должен убедиться в безопасности этого действия. Открытая дверь не должна создавать помех для движения других транспортных средств и пешеходов.

Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствии водителя. Для этого необходимо использовать стояночный тормоз, включить передачу, вывернуть передние колеса и упереть их в бордюрный камень, подложить под колеса противопокатные башмаки или другие предметы. Оставляя автомобиль без присмотра, необходимо поднять окна, закрыть все двери на ключ, включить противоугонное устройство или охранную сигнализацию.

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:


В каком месте и направлении Вам разрешено остановиться?

1. Только В.

2. Только Б и В.

3. В любом из указанных.

Комментарий к задаче

На двухполосной дороге без трамвайных путей и с прерывистой осевой линией в населённом пункте разрешено парковаться на любой стороне и в любом направлении.

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:


Можно ли водителю поставить автомобиль на стоянку указанным способом?

1. Можно.

2. Можно, если при этом не будут созданы помехи для движения других транспортных средств.

3. Нельзя.

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:


Разрешено ли водителю грузового автомобиля остановиться в этом месте?

1. Разрешено.

2. Разрешено,если разрешённая максимальная масса автомобиля не более 3,5 т.

3. Запрещено.

Комментарий к задаче

Перечитайте внимательно вопрос – вас спрашивают не про стоянку, а про остановку! А про остановку в зоне действия этих табличек Правила ничего не сказали, и, значит остановиться здесь можно. Причём останавливаться могут любые транспортные средства .

Что не запрещено, то разрешено.

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:


Разрешено ли Вам остановиться на мосту в указанном месте?

1. Разрешено.

2. Разрешено только для высадки пассажиров.

3. Запрещено.

Комментарий к задаче

Если мост широкий (три полосы и более в данном направлении), остановка на таком мосту не запрещена. Можете просто останавливаться и даже стоять сколько угодно, Правила не возражают.

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля В.

2. Автомобилей А и В.

3. Автомобилей Б и В.

4. Всех перечисленных автомобилей.

Комментарий к задаче

Это населённый пункт и это дорога с односторонним движением (знак видите?). Автомобили А и В остановились непосредственно перед пешеходным переходом (5-ти метров нет) и потому нарушают Правила.


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля А.

2. Автомобилей А и Б.

3. Автомобилей А и В.

4. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Дорога с двусторонним движением. Но всего лишь двухполосная и без трамвайных путей посередине. На такой дороге (в населённом пункте) можно останавливаться на любой стороне. Осталось только разобраться с пешеходным переходом.

Автомобили А и В стоят до пешеходного перехода и 5-ти метров нет, потому и нарушают.

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

В статье будет идти речь о правилах дорожного движения – где недопустимо парковаться транспортным средствам, и какая ответственность в случае нарушения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Транспортные средства нередко совершают остановку – вынужденно или в случае поломки. Имеются участки, на которых стоянка или остановка недопустима.

При несоблюдении этих правил предусмотрена ответственность в виде штрафной санкции. Что это за места, и какой размер штрафной санкции?

Важные моменты

Остановка автомобилей в неположенных участках – нередкое нарушение водителей. За это им грозит наказание в виде штрафной суммы.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не получить штраф, необходимо тщательно ознакомиться с требованиями к остановкам и стоянкам транспортных средств.

Владелец транспортного средства обязан запомнить главный принцип – стоянка и остановка допустимы на правом боку трассы – на краю.

В силу различных обстоятельств водитель имеет право остановиться и стоять лишь на таком участке (если нет запрета и прочих требований ГИБДД).

Если населенный пункт не имеет обочину, то допустима остановка или стоянка на краю проезжей трассы.

Бывают случаи, когда допустимо тормозить и стоять с левой стороны трассы. Это:

Если это грузовой автомобиль, то ему разрешено останавливаться при таких условиях только для погрузки или разгрузки груза.

Цель таких требований – обеспечить максимальную безопасность как стоящего автотранспорта, так и движущихся вокруг.

Обочину за границами населенного пункта лучше не занимать – она может стать участком, который даст возможность увертется от аварии с участием нескольких транспортных средств.

Транспортные средства допустимо ставить лишь единичной полосой и только параллельно проезжей части. Привилегии – для транспортных средств, имеющих два колеса.

Парковаться под углом проезжей дороги или на тротуаре разрешено только легковым автомобилям или мопедам, велосипедам. Для прочих транспортных средств это недопустимо.

Бывают ситуации, при которых транспортное средство стоит на месте, но это не считается ни остановкой, ни стоянкой. Это случаи:

  • включение запрещающего сигнала светофора или регулировщика;
  • впереди пешеходной дорожки, перекрестка, остановки, если подразумевается пропуск людей или транспорта;
  • пробки на дорогах.

Штраф в таких случаях не предусмотрен.

Основные понятия

Остановка Спланированное прекращение передвижения транспортных средств на время продолжительностью до 5 минут или более – для высаживания или посадки людей, погрузки груза
Стоянка Приостановление езды, не связанное с высадкой людей или погрузкой груза
Парковка Специально отведенный и оборудованный участок, который считается частью трассы, и примыкает к тротуару, обочине
Правила дорожного движения Комплекс правил, которые регулируют обязанности частников передвижения на дороге (водителей, пешеходов) и содержат требования к безопасному передвижению на трассе

Действие Правил дорожного движения

Привет, друзья! Недавний курьез на дороге заставил не только меня, но и всех других водителей лишиться дара речи и ошалело взирать на происходящее.

На довольно оживленном участке дороги неожиданно один из автомобилей остановился, и из него начали выходить пассажиры – женщина с коляской-переноской, пожилая бабушка, мальчик…

Не знаю, что именно произошло и почему приспичило срочно покидать машину, но за подобные выходки, вообще-то, полагается серьезный штраф.

Я уже не говорю, что такой поступок серьезно угрожает здоровью и самих «рисковых ребят», и проезжающих автомобилистов.

Вспомнив этот случай, я, Евгений Борисов, предлагаю новую тему для разговора – где и когда запрещена остановка и стоянка. Есть ли исключения? Что делать, если «надо позарез»? Размеры штрафов?

Проезжаем мимо!

Если полистать брошюру с ПДД, то несложно заметить, что пункт 12-4 с перечислением мест, где запрещена остановка и стоянка транспортных средств, достаточно большой, поэтому не буду тянуть кота за хвост. Приступим!

Запрещающие знаки

Кроме случаев, которые я перечислю ниже, существуют отдельные знаки. И тут начинается путаница. Стоянка под знаком остановка запрещена? Конечно!

Ведь перед тем, как поставить автомобиль, вы должны остановиться. А вот знак о запрещении стоянки вовсе не означает, что притормозить в этом месте нельзя.

На заметку! Не забудем о четных-нечетных днях, когда оставлять машину под знаком нельзя: одна белая палочка – нельзя парковать машину по нечетным, две – по четным.

Действие знаков начинается с места их размещения до ближайшего перекрестка/населенного пункта. Работает знак лишь на той стороне дороги, на которой он установлен.

Кроме того, конец запрещения может обозначаться дублирующими табличками:

  • короткой стрелкой с указанием количества метров, на протяжении которых знак работает;
  • длинной стрелкой;
  • или специальным знаком, сообщающим о конце зоны любых запретов.

    Трамвайные пути

В правилах написано, что останавливаться нельзя, если автомобиль становится препятствием для других – автомобилей, поездов и пр.

Это понятно. А если ж/д ветка заброшена?

Даже если каждый день проезжая мимо вы ни разу не видели мчащегося по ней поезда, это не означает, что правила отменяются – останавливаться на таких путях все равно нельзя.

Возможна и другая ситуация. Впереди – затор, сзади – возмущенные водители сигналят. Единственная возможность, чтобы слегка продвинуться вперед – выехать на железнодорожные пути.

Делать так нельзя! Следует дождаться, пока после рельсов освободится место для вашего авто, и только после этого переезжать через пути.

Тоннели, мосты, эстакады, путепроводы

На данных сооружениях также останавливаться нельзя, если дорога имеет одну или две полосы для движения (на более широких – допустимо). Не уверены, что знаете, чем отличается путепровод от моста?

Мост построен над водоемом, а путепровод – над любым неводным препятствием. Эстакада является частью путепровода, ну а с тоннелем всё понятно.

Узкая дорога с разметкой и без нее

Если вы захотели припарковаться к обочине узкой дороги, то сделать это можно лишь в том случае, если расстояние от автомобиля до сплошной в центре проезжей части или до противоположной обочины не менее 3 метров.

Эта ширина нужна, чтобы другие машины могли объехать препятствие в виде вашей «ласточки».

Пешеходный переход

В зоне действия знака «Пешеходный переход» останавливаться нельзя:

  • непосредственно на «зебре»;
  • ближе 5 метров до нее.

То есть если вы видите перед собой пешеходный переход, то проезжаете и через 5 метров после него можете уже парковаться. Это правила прописано для того, чтобы вы своим автомобилем не превращали пешехода в человека-невидимку для других автомобилистов.

Нулевая видимость

Нельзя останавливаться посреди проезжей части, если:

  • увидели знаки 1-11-1 или 1-11-2, которые предупреждают об опасном повороте;
  • выезжаете из низины;
  • дорога видна менее чем на сто метров.

На заметку! Кратковременная передышка на обочине в таких условиях не станет преступлением.

Перекрестки/прилегающие территории

На перекрестке останавливаться совершенно точно нельзя. Более того – ближе 5 метров к ним парковка также запрещена.

Исключение – обочина напротив бокового проезда 3-стороннего перекрестка со сплошной линией.

Подпадают ли выезды из дворов под это правило? Нет. Но чтобы не становиться помехой тем, кто торопиться заехать домой на обед или возвращается усталый с работы, лучше парковать машину также за 5 метров до поворота.

Остановка городского транспорта

Тормозить разрешено за 15 метров до специальной разметки, которая очерчивает границы остановки.

Речь идет не только о троллейбусах, автобусах и маршрутках, но и о такси. Если разметки нет, то метраж отмеряем от соответствующего знака.

Исключение – кратковременная остановка для того, чтобы пассажиры могли выйти или сесть в авто при условии, что не будет создано неудобств для водителей и пешеходов.

Важно! 15 метров отмеряются не только по движению, поэтому на узкой дороге парковаться запрещено и на другой стороне от остановки.

Завершая разговор о том, где нельзя тормозить, напомню, что если автомобиль загораживает светофор, постоянный или временный дорожный знак, выезд-въезд или в принципе мешает людям пройти или проехать, на голову его владельца обрушится не только поток проклятий, но и будет выписан штраф.

Понятно, что проблемы с парковками заставляют использовать любое мало-мальски свободное место, но не выбирайте для этого велосипедную дорожку, которая обозначена знаками 4-4-1 и 8-14.

За это также полагается штраф. Как и за остановку/стоянку на парковке для инвалидов.

Где запрещена стоянка?

Немного обескураживают вопросы вроде «А вот стоянка под знаком «Остановка запрещена» разрешается?»

Ищущим ответы следует призвать на помощь логику – если нельзя остановиться, то разве можно оставить в этом месте авто?

По-моему, вполне закономерно, что нет. Тем, кто хорошо выучил правила, понятно, что во всех случаях, когда остановка запрещена, стоянка также не допускается (пункт 12-5).

Важно! Если вы едете за городом по главной дороге (знак 2-1), то остановиться можете только после съезда на обочину.

Можно ли оставить автомобиль на определенном удалении от ж/д переезда? Ближе 50 км – нельзя, в остальных случаях допустимое расстояние устанавливает знак:

  • 50 метров – знаки 1-1, 1-2, 1-4-3, 1-4-6;
  • от 50 до 100 метров – 1-1, 1-2, 1-4-2, 1-4-5;
  • более 100 метров – 1-1, 1-2, 1-4.1, 1-4-4.

Нарушителям – штраф!

Нарушив правила остановки-стоянки, можно получить как предупреждение, так и серьезный штраф в 5 тыс.руб. (за парковку на площадке для автомобилей людей с ограниченными возможностями). Суммы в других случаях для примера:

  • остановились на пешеходном переходе или разметке остановки – заплатите тысячу;
  • выехали и встали на ж/д путях – полторы;
  • встали посередине проезжей части – две.

Решили сделать перерыв под запрещающим знаком, держите квитанцию на полторы тысячи, а если вы совершили такой проступок в Москве или Питере, то сумма удваивается.

Уверен, что после изучения темы у вас не осталось вопросов с правилами остановки и стоянки. Делитесь своими историями в комментариях.

Рассказывайте, как обстоят дела с парковочными местами в вашем дворе. За репост статьи в соцсети – огромная благодарность от автора. Всем удачи на дорогах!

Пока автомобиль движется по трассе, водитель старается соблюдать правила дорожного движения (ПДД), и напрочь о них забывает, когда приходит время остановиться, и поставить автомобиль на стоянку. С чем это связано, не совсем понятно. Вероятно, что во время движения сдерживающим фактором может быть риск встретить патруль ДПС, или возможность попасть в поле зрения камеры наблюдения.

Но факт остается фактом, только дело доходит до парковки, все знания ПДД куда-то улетучиваются, появляются провалы в памяти. Другого объяснения тому, что творится на улицах просто нет.

Транспортные средства припаркованы везде, куда позволяют заехать технические характеристики автомобиля. При этом водителям совершенно безразлично, будет ли мешать автомобиль окружающим. Главная забота, это припарковаться как можно ближе от конечного места поездки.

А ведь
суммы штрафов за «неправильную» парковку, ничуть не меньше чем за другие правонарушения
, а частенько и гораздо серьезней. Плюс к этому разбор правонарушения с инспекторами ДПС, всегда сопровождается потраченными нервными клетками, и массой негативных эмоций.

Избавить себя от этого довольно просто – прочитать, разобраться в нюансах и твердо запомнить, что говорится в ПДД о тех местах где запрещена стоянка, и строго следовать прочитанному. Кстати, синонимом слова «стоянка», является слово «парковка». С недавнего времени, оно стало применяться и в ПДД. Раньше знак 6.4, назывался «Место стоянки», теперь его переименовали в «Место парковки», значение при этом не изменилась.

Места, где запрещена стоянка (парковка)

1. Стоянка запрещена, везде, где правила ДД запрещают остановку

Два термина – «остановка» и «стоянка», подразумевают намеренное прекращение движения. Но разница между ними всего в пяти минутах.

Если после прекращения движения, транспортное средство не трогалось с места , меньше пяти минут, то это согласно ПДД, считается остановкой. Если это время составило 5 минут и больше, тогда это называется – стоянкой. Таким образом, первоначально следует, запомнить, где нельзя останавливаться.


ПДД запрещают остановку:

  • Под знаком, запрещающим остановку – «Остановка запрещена» (3.27).
  • В местах, где транспортное средство, будет препятствовать свободному движению трамваев (на трамвайных путях или рядом с ними).

Штраф, за остановку и стоянку, на трамвайной линии составляет полторы тысячи рублей . Для С. Петербурга и Москвы, размер штрафа в два раза больше - три тысячи рублей.

  • В месте пересечения проезжей части с железной дорогой.

Размер штрафа за остановку, и соответственно стоянку на переезде будет 1 тыс. р . Но, кроме штрафа, есть риск лишиться водительского удостоверения как минимум на три месяца, а если правонарушение совершено повторно. То водителю грозит остаться без прав на год.

  • Если между противоположным краем дороги и припаркованным транспортным средством расстояние меньше трех метров. Разделительная полоса и сплошная линия разметки, в этом случае также считается краем дороги, и расстояние измеряется до полосы или линии.

За нарушение, минимальный удар по карману водителя составит 1500 р . Это только в том случае, если нарушитель не создавал помех, для других ТС, иначе размер штрафа увеличится до 2 тыс. р. (Для Питера и Москвы – три тысячи в обоих случаях).


2. Стоянка под знаком «Стоянка запрещена». (3.28)

Этот знак, так же, как и все остальные, действует только по той стороне дороги, где его установили. К примеру — на дороге, где разрешено только односторонним движение, а знак установлен на правой стороне дороге, то его действие, на левую сторону, не распространяется, и стоянка там разрешена.

Территория, на которой действует этот знак, заканчивается ближайшим перекрестком, встретившимся, по ходу движения. Но тут следует отметить, что примыкающие грунтовые дороги, или выезды с придомовых территорий, или каких-то других участков, не считаются перекрестками.

Если знак применяется вместе с разметкой 1.10 (прерывистой желтой линией), то его действие, определяется длиной этой разметки. Действие знака «Стоянка запрещена» заканчивается, при въезде в населенный пункт, или выезде из него.

Если под знаком, прикреплена табличка (8.2.2.), то действие знака ограничивается расстоянием, указанным на табличке. Таблички 8.2.3 и 8.2.4 также определяют зону распространения знака.

Когда знак, запрещающий стоянку, установлен совместно, с какой-то из табличек 8.4.1-8.4.8, то это означает, что запрет распространяется только на тот вид транспорта, который указан на табличке.

Действия этого знака, не распространяются:


Стоянка на территории, которые попадают под действие знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», наказывается штрафом в размере 1 тыс. 500 рублей, для Москвы и СПб – 3 тыс. руб.

3. Стоянка на проезжей части

На проезжей части, если автомобильная дорога проходит, за пределами населенного пункта, и выделена знаком «Главная дорога» (2.1), штраф составляет 1 тыс. руб.

4.Стоянка на Ж/Д переезде

На Ж/Д переезде, и в 50 метрах от него. На нарушителей налагается штраф в размере 1 тыс. рублей, если нарушение совершено повторно, то водитель лишается права на управление ТС сроком на 1 год.

Кроме вышесказанного следует запомнить, еще ряд важных моментов .

Если припаркованный автомобиль, является препятствием для движения другого транспорта или пешеходов - это считается нарушением правил стоянки ТС. Штраф за такую парковку предусмотрен в размере 3 тыс. рублей, плюс к этому транспортное средство, эвакуатором отправляют на штрафстоянку.

Частенько можно увидеть припаркованный автомобиль прямо на газоне . В ПДД запрета на такую парковку нет. Однако порча газонных покрытий, клумб, деревьев и т. п. является правонарушением. Размер штрафа за это, определяется местными властями. В среднем по регионам он составляет 500 рублей.

Парковку на тротуарах, редким явлением тоже не назовешь. Конечно, есть такое понятие, как «около тротуарная парковка» , но такие места обозначены знаком, с поясняющей табличкой, как именно разрешено парковать транспорт. Несанкционированная стоянка на тротуаре, помимо штрафа, может закончиться эвакуацией ТС. Причем даже если автомобиль стоит на тротуаре только одним колесом, это уже будет расценено, как нарушение правил постановки ТС на место стоянки. Два колеса на тротуаре, могут усугубить ситуацию.

Такая стоянка, может быть расценена инспектором ГИБДД, как езда по тротуарам , и будет стоить владельцу припаркованной машины – 2 тысячи рублей. Кроме этого, транспортное средство может быть задержано и отправлено на штрафстоянку.

В заключение, хотелось бы напомнить , любителям парковать ТС, там, где парковка запрещена.

Что помимо штрафа за нарушения правил парковки , услуги эвакуатора, как и стоянка транспортного средства на штрафстоянке, оплачивается отдельно