Река мста путь из варяг в греки. Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Сведения о том, какой путь из варяг в греки, то есть из земель, прилегающих к Балтийскому морю, в страны Средиземноморья, был избран нашими предками для торговых путешествий, а порой и военных походов, хранят в себе пожелтевшие страницы древних летописей. Раскрыв их, попытаемся ощутить ту давно канувшую в Лету эпоху и проследить маршрут бесстрашных купцов-путешественников.

Водные пути - предшественники сухопутных дорог

В те времена, описание которых содержится в Повести временных лет - древнейшем летописном своде, авторство которого приписывается киевскому святому преподобному Нестору Летописцу, - дорог в нашем понимании этого слова ещё не было. Но поскольку развитие торговых отношений требовало постоянных разъездов, альтернативными путями коммуникаций стали реки, которыми весьма богата Европа.

Именно по этим водным магистралям двигались купеческие ладьи, наполненные товаром, доставляемым ими в соседние страны. С течением времени путешественники стали отдавать предпочтение определённым, наиболее удобным для себя путям, из которых образовывались уже определённые торговые маршруты, движение по которым с каждым десятилетием становилось всё интенсивнее.

Самый протяжённый торговый путь

Образование таких торговых путей весьма благоприятно сказывалось на жителях прибрежных районов. Их поселения богатели, постепенно становились торговыми узлами, а некоторые со временем превращались в города. Кроме того, речные и морские коммуникации, соединяя между собой экономически развитый Запад с богатыми странами Востока, способствовали установлению международных отношений, а также развитию мировой культуры.

Одной из таких магистралей стал торговый путь из варяг в греки, подробно описанный летописцем Нестором. Он считается самым протяжённым из всех известных науке. Его протяжённость лишь по территории древней Руси составляла порядка 2850 километров, причём пролегал он не только по рекам и озёрам, но частично и по суше, где ладьи приходилось перетаскивать волоком.

От суровой Балтики к берегам солнечной Эллады

Путь из варяг в греки - это торговый маршрут, связывавший экономически развитые центры побережья Балтийского моря (летописец именует его Варяжским) с Центральной Русью, а позже - с её многочисленными удельными княжествами. Далее он уходил в степные просторы Причерноморья, являвшиеся в те времена прибежищем кочевников, и, преодолев Чёрное море, достигал Византии - восточной территории некогда мощной, но к тому времени распавшейся Римской империи. Оставив позади шумные рынки Царьграда, северные негоцианты продолжали свой путь в Средиземное море, где их ждали богатые прибрежные города. Рассмотрим подробнее торговый путь из варяг в греки и остановимся на основных его этапах.

Начало долгого пути

Принято считать, что своё начало он брал на озере Мэларен, расположенном на территории современной Швеции. На острове, расположенном в его центре, и по сей день находится поселение, называемое Бирка, в древности представлявшее собой крупный торговый центр, куда свозились товары со всей Скандинавии, и где шла бойкая торговля. Об этом свидетельствуют старинные монеты разных государств, найденные во время недавних археологических раскопок.

Оттуда гружённые товаром ладьи выходили в Балтийское и двигались к также представлявшему собой крупный торговый узел, жители которого извлекали из коммерческих операций немалые выгоды, а потому радушно встречавшие гостей. Совершив там ряд промежуточных торговых сделок и пополнив запасы, купцы, следуя вдоль балтийского побережья, заходили в устье Невы и, поднявшись по ней, попадали в Ладожское озеро.

От ладожских просторов до Новгорода

Следует заметить, что путь из варяг в греки - это было крайне тяжёлое и опасное предприятие. Не только морские участки пути, но также и речные, и озёрные, таили в себе немало опасностей. Уже в начале следования, преодолевая невские пороги, приходилось вытаскивать ладьи на берег, и значительное расстояние тащить их волоком, что требовало немалых сил и выносливости. Что же касается Ладоги, печально-известной своими внезапными штормами, то она порой таила для путешественников смертельную опасность.

Далее, описывая подробный путь из варяг в греки, летописец сообщает о том, что с караваны судов поднимались по и, достигнув Новгород, первого крупного русского города, встретившегося на их пути, надолго в нём задерживались. Некоторые купцы, не желая продолжать дальнейший путь и тем испытывать судьбу, распродав на новгородских рынках свой товар и закупив новый, поворачивали назад.

На пути к Днепру

Те же, кто непременно желал обогатиться на солнечных берегах Средиземноморья, продолжали путь. Покинув Новгород, они поднимались по Волхову и, достигнув следовали вверх по впадавшей в него реке Ловать. Далее купцам, засидевшимся в ладьях среди тюков с товарами, представлялась возможность размять ноги: миновав Ловать, им приходилось вытаскивать на берег свои суда и, пользуясь бревенчатыми роликами, тащить их до берега Западной Двины.

На её издревле обжитых берегах торговля возобновлялась, и здесь же к скандинавам во множестве присоединялись славянские купцы, также в поисках барыша направлявшиеся к городам Средиземноморья. Всех их впереди ждали новые тяготы, так как между бассейнами и Днепра, куда лежал их путь, предстоял пеший переход, сопряжённый всё с тем же перетаскиванием посуху хоть и небольших, но гружённых товаром судов.

Торговля в городах Приднепровья

Оказавшись в водах Днепра, на берегах которого их встречали такие крупные города, как Смоленск, Чернигов, Любич и, наконец, матерь городов русских - Киев, путешественники получали достойное вознаграждение за все понесённые ими труды. В каждом из них шла бойкая торговля, благодаря чему проданный товар сменялся вновь купленным, а объёмистые купеческие кошели приобретали приятную округлость.

Здесь, как и в Новгороде, часть путешественников завершала свой путь и отсюда уже с новым грузом возвращалась домой. Дальше следовали лишь самые отчаянные, ведь в те давние времена путь из варяг в греки - это был, по сути, вызов судьбе, так много всего непредвиденного и непредсказуемого могло ожидать смельчаков.

Путь за море

Их дальнейшие приключения начинались сразу же у днепровских порогов, представлявших в те годы серьезную опасность для судоходства, так как ладьи приходилось перетаскивать по берегу, где их уже поджидали засады кочевников, оглашавших берега свистом своих стрел. Но и те, кому удавалось благополучно миновать эти гиблые места и выйти в Чёрное море, ещё не могли вздохнуть с облегчением - впереди их ожидали новые опасности.

Но вот, достигнув, наконец, противоположного берега, хранимые судьбой негоцианты оказывались в богатой и утопающей в роскоши столице Византии - Константинополе, который у славян было принято называть Царьградом. Здесь на шумных и многоголосых рынках привезённый товар с выгодой продавался, уступая место новым запасам.

Венец трудов и возвращение домой

Путь из варяг в греки, описание которого мы встречаем у Нестора Летописца, продолжался далее через воды Средиземного моря. Он приводил тех, кому удавалось избежать штормов, лихорадки или встречи с пиратами, хозяйничавшими на водных просторах, в благословенный Рим, а также другие богатые города Италии и Греции. Это была конечная точка путешествия - итог многомесячных трудов. Однако благодарить судьбу за её благосклонность было ещё рано - впереди предстоял не менее опасный обратный путь.

Чтобы возвратиться домой и войти под родимый кров, купцы через Средиземное море выводили свои караваны в Атлантику и, огибая всё побережье Западной Европы, достигали скандинавских берегов. Стараясь свести к минимуму риск и продвигаясь по возможности ближе к берегу, они останавливались во всех крупных прибрежных городах, где также вели свою бесконечную куплю-продажу. Таким образом, путь из варяг в греки, краткое описание которого стало темой данной статьи, огибал всю Европу и завершался в своей исходной точке.

Ассортимент купеческих товаров

Чем же торговали те, кто проделывал столь трудный и опасный путь из варяг в греки? Города, расположенные по берегам морей и рек, через которые пролегал их маршрут, имели свои индивидуальные экономические особенности, и это, разумеется, сказывалось на ассортименте как привозимых, так и вывозимых товаров. Хорошо известно, например, что Волынь и Киев предлагали в большом количестве, а следовательно по весьма сходным ценам хлеб, серебро, оружие и всевозможные изделия местных ремесленников.

Жители Новгорода щедро снабжали рынок мехом пушных зверей, мёдом, воском, а главное - лесом, дешёвым и доступным в их краях и крайне дефицитным на юге. Поскольку путь из варяг в греки проходил через большое количество городов и даже стран с различными особенностями экономики, то ассортимент товаров постоянно менялся.

Общим же, как правило, было то, что начинали свой поход купцы основательно наполнив ладьи исконными дарами балтийских стран: оружием, янтарём и лесом. А возвращались - гружёные пряностями, заморскими винами, книгами, дорогими тканями и произведениями ювелирного искусства.

Влияние торгового пути на развитие государства

По мнению наиболее авторитетных исследователей, путь из варяг в греки - это был важнейший фактор, оказавший влияние на развитие международных связей той эпохи. Именно благодаря ему Древняя Русь наладила отношения с Византией, откуда к ней пришло христианство и различные технические новшества, а также с государствами Средиземноморья.

На внутригосударственную жизнь Древнерусского государства он оказал влияние, связав два таких крупных её центра, как Новгород и Киев. Кроме того, благодаря столь прочно установившемуся маршруту следования купеческих караванов, каждый близлежащий город получал возможность беспрепятственно сбывать распространённый в его краях товар. Это самым благоприятным образом влияло на экономику страны в целом.

Торговый путь, ставший дорогой войны

Как известно из летописных сводов, и в первую очередь из «Повести временных лет», многие древнерусские полководцы в своих походах использовали путь из варяг в греки. Реки, служившие магистралями для торговых сообщений, в этих случаях становились дорогами войны.

В качестве примера можно привести князя Олега, прозванного Вещим и широко известного благодаря бессмертному стихотворению А. С. Пушкина. В 880 году, используя уже известный речной маршрут, он со своей дружиной сумел дойти до Киева и овладеть им.

Подчинив себе также все встретившиеся по дороге города, князь тем самым объединил большинство славянских земель. Таким образом, путь из варяг в греки, кратко описанный летописцем Нестором, сыграл существенную роль в создании единого Российского государства.

Далее, в 907 году, князь Олег, используя тот же водный путь, совершил свой исторический поход на Византию, овладел Царьградом и, прибив на его вратах в знак победы собственный щит, заключил ряд выгодных торговых и политических соглашений.

Этим же маршрутом в 941 году, совершая военный поход, достиг берегов Босфора его преемник - князь Игорь. Кроме того, можно вспомнить имена князя Святослава, прозванного за полководческий талант древнерусским Александром Македонским, Александра Невского и многих других, умело использовавших водный путь, проторённый купечеством.

Из варяг в греки - переносн. от и до, с начала до конца, далеко и сложно.
Ист., геогр. - путь, маршрут международной торговли от Балтийского моря в Черное.

Сильвестр - игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, а затем епископ Переяславский, пополнивший летопись Нестора, то есть сам вошедший в историю летописцем, упоминал сей путь как «из Грек в Варяги»:

«Бе путь по Дънепру и вьрх Дънепра волок до Ловати и по Ловати вънити в Илмерь езеро великое, из негоже езера потечеть Вълхов в вътечеть в езеро великое Нево и того езера вънидеть устие в море Варяжьское. И по тому морю ити доже и до Рима…»

А вот наоборот, из Варяг в Греки, Сильвестром рассказано, что путь лежал морским объездом Европы, когда купцы сначала попадали в Рим, а потом только в Византию.

Впрочем, вряд ли киевские торговые люди, везшие товары на Север, потом, чтобы вернуться, шли на кораблях вокруг Европы. Был и обратный путь из Новгорода: так называемая

Волховско-Днепровская магистраль

  • Восточная оконечность Финского залива
  • Нева («устье озера Нево»)
  • Юго-западная часть Ладожского озера
  • Река Волхов,
  • Озеро Ильмень,
  • Река Ловать
    (переход из Балтийского бассейна в Черноморский)
  • Речка Усвяч,
  • Речка Каспля,
  • Речка Лучеса,
  • Верхнее течение Западной Двины
  • Системе волоков на Днепр в районе Смоленска
  • Днепр, до Киева

Ну а там, от Киева было «рукой подать» в Черное море.

«Ладьи сходились к Киеву, Витичеву и, по всей вероятности, к Родню на устье Роси. Затем они с трудом и опасностью проходили пороги, непрерывно осаждаемые печенегами. Миновав пороги, русы на острове Хортице приносили жертвы своим языческим богам. Выплыв из Днепра на морской простор, русские корабли прибывали к островку Березань, имя которого сохранилось в сказках: остров Буян. «Пристав к этому острову, они отдыхают там два-три дня и опять снабжают
свои однодревки недостающими принадлежностями: парусами, мачтами и реями, которые привозят с собой». «Оттуда они уходят к реке Днестру и, благополучно достигнув его, снова отдыхают…(затем они)приходят к Селине, так называемому рукаву реки Дуная… и, вступив на Болгарскую землю, входят в устье Дуная. От Конопа - в Константию на реке Варне (?). От Варны к реке Дичине - все, эти места находятся в Болгарии - от Дичины достигают области Месемврии». Далее вдоль болгарского побережья — в Константинополь.
(Рыбаков Б.А. «Мир истории» )

Альтернативная история

Описанный путь сложен, так имеет два волока: между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром - и возможно он связывал только русские города Киев и Новгород.
Ученые же отыскали на географической карте два иных пути «Из варяг в Киев» с одним волоком

- Балтийское море-Западная Двина через города Рига, Полоцк и Смоленск.
-волок в Верхнее Поднепровье (река Друть)-вниз по Днепру в Чёрное море.

- Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева

Путь «Из варяг в греки» был востребован и наиболее использовался в Х - ХI веках, а потом уступил по важности связям Киевской Руси со странами Западной Европы

Знаменитый Волховско-Днепровский путь «из варяг в греки» занимает исключительное место в средневековой истории Восточной Европы. Ведь помимо чисто экономического значения ему приписывают и выдающуюся государственнообразующую роль — того географического «стержня», на который были «нанизаны» древнерусские земли. Однако последние исследования убеждают в том, что перед нами типичный для Средневековья историко-географический фантом.

Путь «из варяг в греки» появляется в «Повести временных лет» на первых же страницах, во вставном сказании о хождении апостола Андрея на Русь: «И бе путь из варяг в греки и из грек до Днепру и верх Днепра волок до Ловати, и по Ловати внити в Илмерь озеро великое; из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево; и того озера внидет устье в море Варяжское; и по тому морю внити даже и до Рима...». После вставки об «Оковском лесе» летописец продолжает: «А Днепр втечет в Понтеское [Черное] море треми жерелы [устьями], иже море слывет Руское, по нему же учил апостол Андрей, брат Петров...». И далее оказывается, что Первозванный апостол и был первым, кто проделал весь этот путь (в обратном направлении — «из грек в варяги»).

Из приморского малоазийского города Синопа Андрей приходит в крымскую Корсунь (Херсонес Таврический). Здесь, узнав, что рядом находится устье Днепра, он довольно неожиданно «всхоте поити в Рим». Случайно («по приключаю») апостол останавливается на ночлег на берегу Днепра, где позже суждено было возникнуть Киеву. «Заутра встав», он пророчествует своим ученикам о будущем величии Киева, осененного Божией благодатью, поднимается на «горы сия», благословляет их и воздвигает на этом месте крест. Затем он продолжает свой путь до Новгорода, где становится изумленным свидетелем банного самоистязания новгородцев: «…како ся моют и хвощутся... едва вылезуть еле живы; и обольются водою студеною, и тако оживут; и тако творят по вся дни, не мучимые никемже, но сами ся мучают...». Добравшись до Рима, он рассказывает об этом поразившем его обычае, и римляне «слышавше дивляхуся». После этого апостол без всяких приключений возвращается в Синоп.

Можем ли мы поставить под сомнение это известие «Повести временных лет»? Не только можем, но и должны. Дело в том, что ни в каком другом средневековом источнике этот путь не описан. И более того, хождение по нему апостола Андрея — сомнительное во всех смыслах, о чем речь еще впереди — на сегодняшний день является единственным подтверждением его существования. Это может показаться невероятным, но, тем не менее, дело обстоит именно так.

Прежде всего о пути «из варяг в греки» молчат скандинавские источники, что признают даже те ученые, которые не сомневаются в реальности Волховско-Днепровского маршрута (См.: Брим В. А. Путь из варяг в греки // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л. 1931. С. 219, 222, 230; Джаксон Т. Н., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С. 285 ). Ничего не знают о нем и арабские географы и историки, сообщающие только о некоей Русской или Славянской реке, чьи истоки граничат с Морем мрака и страной Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога), то есть с Балтийским морем и Северным Уралом. Но на роль этой реки может претендовать отнюдь не Днепр, а Дон или Волга, так что в арабских известиях мы видим смутные очертания Балтийско-Волжского пути.

Император Константин Багрянородный, человек, безусловно, сведущий в русско-византийской торговле, описывая плавание русов по Днепру к Черному морю, заметил, что русские ладьи рубятся и спускаются на воду в верховьях Днепра и по его притокам. И это были всего лишь заготовки для судов, которые оснащались в Киеве, где, собственно, и снаряжался торговый караван в Константинополь. Ни о каких торговцах с Балтики, плавающих по Днепру, в Византии не ведали.

Из западноевропейских историков имеется лишь показание Адама Бременского (повторенное затем Гельмольдом) о том, что «из шлезвигской гавани обыкновенно отправляются корабли в Склаванию [славянское Поморье], Сведию [Швецию], Семланд [Земландский полуостров] и до самой Греции». Чтобы понять, как попали в этот отрывок греки, необходимо помнить, что немецкие хронисты XI - XII вв. вообще имели довольно смутные представления о Восточной Европе. Судя по географическому описанию того же Адама, ему казалось, что Балтийское море «наподобие пояса (название Балтийского моря производилось от лат. balteus — «пояс». — С. Ц .) простирается по областям Скифии до самой Греции», соединяясь с Мраморным морем — Геллеспонтом. Таким образом, Киев оказывался «достойным соперником державного Константинополя, славнейшим украшением Греции».

По-видимому, источником формирования подобных географических представлений явилось энциклопедическое сочинение римского ученого-компилятора V в. Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором можно прочитать, что «Меотийские болота» (Азовское море) являются «заливом Северного океана». Адам Бременский, по его собственному признанию, стремился в своих географических описаниях опереться на авторитет античной традиции, но не нашел упоминаний о Балтийском море ни у кого, кроме Марциана (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 276 ).

Итак, «Греция» Адама Бременского начинается сразу за Восточной Прибалтикой. Что же касается самого пути «в греки», то Адам, как мы видим, был убежден в существовании не речного, а морского маршрута из Балтики в Константинополь — в обход Новгородской земли и прямиком в Азовское море. Поэтому связать его известие с Волховско-Днепровским путем невозможно.

Сохранилось описание средневекового пути из Риги в Смоленск (договор 1229 г.). Согласно этому документу, после доставки товаров по Западной Двине, товары перегружались на телеги и сухим путем отправлялись в Смоленск. Здесь даже Западно-Двинский и Днепровский бассейны оказываются полностью замкнутыми водными системами.

По сообщению «Повести временных лет», Владимир, готовясь в 1014 г. совершить поход на Новгород, чтобы привести к покорности своего сына Ярослава, прекратившего платить «урок» Киеву, наказал своим людям: «Требите путь и мостите мост». Если даже прав Данилевский, полагая, что в данном случае «автор летописи устами Владимира косвенно процитировал пророка Исайю: «И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX - XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 121 ), — то все равно, пусть и чужими словами, летописец отразил реальное обстоятельство: чтобы попасть в начале XI в. из Киева в Новгород, требовались специальные инженерные мероприятия. Вообще, ни о каких плаваниях из Новгорода в Киев и Черное море летопись ни сообщает.


Топография кладов куфических монет с находками граффити.

Не в силах подтвердить рельность Волховско-Днепровского пути и археология. В. Я. Петрухин формулирует ее выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX веке основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Черному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX веков и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет — дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX века известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора — «озеро Нево»), но их нет на Днепре» (Петрухин В. Я. Скандинавия и Русь на путях мировой цивилизации // Путь из варяг в греки и из грек в варяги. Каталог выставки. Май 1996. М., 1996. С. 9 ).


Пути поступления серебра в Бирку : 1 — западного; 2 — восточного; 3 — места
чеканки восточных монет, найденных в Швеции (по X. Арбману); 4 — прочие города
и торговые центры; 5 — исходный ареал западного серебра; 6 — исходный ареал
восточного серебра; 7 — ареалы восточноевропейских аналогий вещам, найденным в Бирке

Византийский археологический материал также не подтверждает существования Волховско-Днепровского пути. Самые ранние византийские сосуды в культурных наслоениях Новгорода относятся к X в. (при том, что подобные им изделия не найдены ни в Киеве, ни в других крупных городах Руси), а византийские монеты IX-X вв. — редкость даже на берегах Днепра. В то же время только в Прикамье (на Балтийско-Волжском торговом пути) археологами найдено около 300 византийских монет. Само месторасположение древних новгородских поселений не ориентировано на связи с Днепром. За Руссой к югу (на Днепр) нет крупных поселений, зато к юго-востоку (Балтийско-Волжский торговый путь) выросли Новый Торг и Волок Ламский.


Карта кладов арабских и других монет IX—XI вв. в Северо-Западной Руси (Носов, 1976) :
1 — Старая Ладога; 2 — Княжчино; 3 — Вылеги; 4 — Демянск; 5 — Набатово; 6 — Семёнов Городок;
7 — Загородье; 8 — Углич; 9 — Угодичи; 10 — Сарское городище; 11 — Старая Ладога;
12 — Новгород (Кириллов монастырь); 13 — Потерпилицы; 14 — Шумилово; 15 — Кузнецкое;
16 — Лучесы; 17 — Витебская губерния; 18 — оз. Зеликовье; 19 — Панкино; 20, 21 — Тимерёво;
22 — Москва; 23 — С.-Петербург; 24 — Старая Ладога; 25 — Петрозаводск; 26 — Новая мельница;
27-29 — Новгород; 30 — Любыни; 31 — Подборовка; 32 — оз. Шлино; 33 — Иловец; 34 — Пальцево;
35 — Торопецкий уезд, р. Кунья; 36 — Великолукский уезд; 37 — Великие Луки; 38 — Витебск;
39 — Ржев; 40 — Владимир.
Условные обозначения: I — конец VIII в. — 833 г.; II — 833-900 гг.; III — 900 — 970 гг.

Неизменным провалом заканчивались попытки современных энтузиастов преодолеть маршрут из Ловати к Днепру — большую часть пути от водоема к водоему их ялы и шлюпки транспортировали армейские вездеходы (Никитин. Основания русской истории. М., 2000. С. 129. Исследователь ссылается на показания участника экспедиции 1985 г. А. М. Микляева). А ведь уровень воды в этих гидросистемах в IX - X вв. был ниже на 5 метров!


Экспедиция «Айфур» (1994). Волок.
« Опыт, полученный в этой экспедиции, показывает, что для северной части
древнего пути из варяг в греки подходили только очень легкие суда» .
То есть не торговые ладьи. Вуаля!


Карта 1. Предполагавшиеся разными авторами варианты путей через водораздел
Ловать — Западная Двина — Днепр:

1. Через оз. Жаденье (Охват) — оз. Лучанское;
2. Через оз. Выдбино — р. Полу;
3. Через оз. Челно — оз. Сережу;
4. Через оз. Двинье — р. Кунью;
5. Через оз. Усвятское — р. Кунью;
6. Через оз. Усвятское — оз. Узмень;
7. Через оз. Езерище — оз. Еменец.
Кроме того, предполагались пути:
8. Через р. Ущу — р. Удрайку;
9. Через р. Ущу — р. Насву

Наконец, путь на Балтику через Новгород и Ладогу просто лишен смысла, поскольку, повернув от верховьев Днепра к Западной Двине, путешественник сокращает маршрут в 5 раз.

Ю. Звягин, автор единственного на сей день комплексного исследования пути «из варяг в греки», подытоживает свои наблюдения следующими словами: «Собранные данные говорят о том, что в VIII - IX вв. нахоженного пути между Киевской и Новгородской Русью не было. Климат в это время был более сухим, реки — мельче и потому непроходимые» (Звягин Ю. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М., 2009. С. 236 ).

Положение начало меняться в Х в., когда из-за наступившего потепления и увлажнения речные системы Северо-Восточной Руси стали более многоводными. Однако и тогда путь по Днепру имел преимущественно внутреннее, а не транзитное значение. Международная же торговля осуществлялась из двух центров: Киева и Новгорода, постоянное сообщение между которыми (и не обязательно водное) наладилось не раньше XII в. (Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20 ). В указателе путей из Новгорода XVII в. наличествует только сухопутный путь вдоль Ловати до Холма и до Великих Лук (см.: Голубцов И. А. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI - XVII веках и отражение их на русской карте середины XVII века // Вопросы географии. 1950. № 20 ).

И тем не менее путь «из варяг в греки» существовал, хотя официально никогда так не назывался. И пролегал он не по Волхову, Ловати и Днепру, а по речным долинам Рейна и Эльбы с дальнейшим выходом к верховьям Дуная, откуда путешественнику предоставлялось на выбор два направления: одно — к Верхней Адриатике с последующим плаванием вокруг Греции, другое — вниз по Дунаю. По этому пути с XVI в. до н. э. в Южную Европу попадал балтийский янтарь (и, очевидно, именно по нему были привезены в Новгород упомянутые византийские сосуды).

Янтарный путь в древности по М. Гимбутас

И конечно, никому не приходило в голову менять наезженный веками маршрут по давно обжитым местностям на ненадежный, полный превратностей путь, терявшийся в дремучих чащобах вдоль волховско-днепровских берегов и выходивший на свет божий только южнее Киева, но лишь для того, чтобы отдать путешественника в руки степных хищников: участок пути от Киева до устья Днепра Константин Багрянородный называет «мучительным, страшным, невыносимым и тяжким» — отличная рекомендация для торговцев и путешественников! Именно «рейнско-дунайским» путем, через Германию, в 1098 г. проехал в Константинополь король Эрик Эйегода в «Кнутлингасаге». Вспомним и Святослава: « Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» .

Понятно, что все это забивает кол в сердце « норманнской теории» . У торговцев с Балтики не было никакой заинтересованости в Киеве, который они старательно огибали по рейнско-дунайской или по волжско-донской дуге.

Теперь мы можем поближе присмотреться к легенде о хождении апостола Андрея.

- Сигтуны , Бирки или Висбю и южного берега Балтики - Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда , Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив , затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру , реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень . Оттуда - вверх по рекам Ловать , Кунья , Серёжа ; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа , впадающей в Западную Двину . Вниз по Двине - до Каспли , а по этой реке - вверх до её истока из озера Каспля , где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь , впадавшую в Днепр . Далее путь выходил в Чёрное море , минуя Днепровские пороги . По морю - вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя . Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная .

Путь имел многочисленные разветвления:

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» - через Волгу и Каспий. А также Западный путь - вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское - по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой ; 2) «греческое» - по нему до середины XIII в. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское - использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений .

Альтернативная точка зрения

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825-830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет - дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко . Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей . Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. . Сначала в Новгороде (Рюриково Городище ) и Старой Ладоге , а затем в Смоленске и Киеве .

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье ,и положили конец пути «из варяг в греки» .

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать - когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий - поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами ».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров , а с XII в. - шнеккеры (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода , где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) . Также существовали «корабли» , насады, скедии, бусы и шитики . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек - однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев . Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок - в районах Торопца и Смоленска , очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками - бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами , по-славянски - кормчими, корщиками, а по-гречески - кибернетами.

См. также

Примечания

  1. Т. Н. ДЖАКСОН. AUSTR í GÖRÐUM
  2. Константин Багрянородный, X век.
  3. Л. А. Плечко. Старинные водные пути. М., 1985.
  4. Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // Вопросы географии. 1950. № 20
  5. Звягин Ю. Ю. Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. М.: Вече, 2009
  6. Никитин А. Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М.: АГРАФ, 2001
  7. Цветков С. Э. Русская история. Кн.1. М.: Центрполиграф, 2003
  8. Днепро-Бугский водный путь
  9. Гуревич А. Я. Походы викингов М.: КДУ, 2005
  10. Сойер П. Эпоха викингов. СПб.: Издательство «Евразия», 2002
  11. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХУ11 века. М, Просвещение, 2003
  12. Сфрагістичний щорічник. Київ 2011, Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України ст. 196, 197
  13. Норманнский кнорр (XIII в.). Общий вид
  14. Норманнский шнеккер (кон. 13 в.). Общий вид
  15. Русская боевая ладья (лодья). Общий вид
  16. Новгородское судно. Общий вид
  17. Проф. К. В. Базилевич. Из истории морских походов в VII-XII вв.
  18. Вот как представляет себе Смоленский волок в сер. XI века современный писатель:
    «И бечевой заработок, доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. К тому добавить работу по поддержанию бечевника, которую делали общими силами все, кто занимался промыслом, каждый в своём месте… На берегах вместо причалов поделаны для лодей взводы, они же спуски. Два бревна концами втоплены, по-смолянски - „утоплены у воду“, на сухом месте к их концам прирублены другие, далее - третьи. Размах между бревнами и в два аршина, и в сажень, и более, чтобы с воды между бревнами-ходами могла войти любая лодья. Изнутри ходовые бревна отглажены стругами, смазаны салом. Наставив лодью, ее за корму охватывают канатами и тянут либо людьми, либо лошадьми. Лодья идет легко до конца ходов, у которых ждут длинные дроги с такими же на них ходами. Дроги тоже разные - по лодьям. Привязав лодью, запрягают лошадей столько пар, сколько нужно, и везут по дороге спускать в Днепр по таким же ходам. Дело старинное, волоковые мастера опытные, работают споро: деньги-то получают не за время, а по ряду, им выгодно скорее от одного дела отделаться, к другому приделаться. На волоке не одна артель, не две, не три. Замешкаешься - отобьют заказчика. У каждой артели свои взводы-спуски, а волоковая дорога общая. Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались. Артельщики, не мешкая, выволокли обе лодьи по салом смазанным ходам, наставили на дроги и повезли к Днепру. Дорога верст десять, не больше. Ее прошли пешком, разминая ноги, не спеша поспевая за дрогами… Всего от воды до воды истрачено было времени часа три. Немногим скорее бы одолели такое же расстояние, идя на веслах против теченья. Водяной путь хорош, когда на переволоках порядок. Волок - всего пути голова. В Смоленской земле сошлись главные волоки: с Волги через Вазузу в Днепр; с Днепра на Угру либо с Угры в Днепр у Дорогобужа; с Угры в Десну либо с Десны в Угру у Ельни; с Днепра через Касплю в Ловать у Усвята; из Двины Западной через Торопу у Торопца в Ловать же; в ту же Двину через Касплю. С помощью этих волоков, старых, известных, с мастерами умелыми можно проплыть-проехать во все русские земли и города и во все иноземные владенья: к булгарам, арабам, туркам, грекам, латинянам в Италию, ко всем германцам, к датчанам, шведам, норманнам, французам, - словом, здесь путь во весь белый свет.» (Валентин Иванов . Русь Великая)
  19. Средиземноморское судно (кон. IX в.). Общий вид

Литература

  • Славяне и скандинавы = Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. - Akademie-Verlag, Berlin, 1982 / Пер. с нем.; Общ. ред. канд. филол. наук Е. А. Мельниковой.. - М .: Прогресс , 1986. - 416, с. - 23 000 экз.

Ссылки

Вопросы на засыпку

Наши предки в далекие времена национальность человека и название целого народа писали с большой буквы, проявляя тем самым уважение к предкам, к роду, к нации и к национальности, то есть к тому, кем себя человек ощущает и с кем соотносит, то есть идентифицирует.

В начале ХХI века на Российском телевидении можно было встретить незамысловатые передачи, где показывают негра, отбывающего наказание в колонии, а он доказывает, что он русский. Тележурналист то ли по неопытности, то ли от недалекого ума ставит под сомнение его национальность: «Ты – русский?» А он, действительно, русский, потому что родился от российской женщины, вырос в русской деревне, знает только русский язык, знаком только с русской культурой, если знаком. Впрочем, владение русским матом – это тоже факт приобщения к определенной культуре. Во Франции, в Германии или в США такая постановка вопроса о национальности невозможна: немец, к примеру, сегодня может носить любой цвет кожи. В США журналиста, поставившего такой вопрос, затаскали бы по судам.

Еще в документах XVIII века можно встретить, что Половца, Грека или Фряга писали с прописной буквы. Во времена Пушкина эта традиция уже была забыта, а потому с маленькой буквы у него найдем и фина, и турка, и еврейку, и цыганку, и француза. Сегодня фраза «из варяг в греки» состоит из строчных букв, не то, что ранее, если, конечно, существовал реальный путь из Балтики в Черное море по воде и по волокам.

В какие времена произошел отказ от традиции и почему? Это предстоит еще выяснить.

О пути «из варяг в греки» я, к примеру, узнал в четвертом классе, когда мы начали изучать отечественную историю, и наша учительница требовала, чтобы мы показывали этот путь по карте.

Почти все историки, освещающие период домонгольского развития России или Киевскую Русь – Карамзин, Нечволодов, Романов, Ключевский и другие – повторяют известную мысль, не пытаясь проверить, насколько она верна, и привести систему доказательств «за» или «против». Вслед за ними все берут на веру и другое положение, что Новгород Великий на реке Волхов в прошлом был оживленной торговой столицей большого государства.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечается, что своего флота новгородские купцы не имели, нанимали в основном ганзейские суда: «Иностранцы привозили металлы, соль, сукна, полотна, изделия (кроме оружия), а вывозили меха, воск, сало, коноплю и др. сырье».

Обратим внимание: новгородские купцы считались очень богатыми, однако они не имели средств, чтобы содержать свою армию, как правило, отмечается во многих источниках, новгородцы откупались от тех, кто собирался на них нападать. Получается, что ни армии, ни флота новгородцы и не имели. За счет чего же формировалось их богатство?

Заметим: новгородская земля не очень-то богата природными ресурсами и сегодня. Думается, такая же ситуация была и в прошлом. Почвы заболочены, дерново-подзолистые. 50 процентов территории занято лесами: ель, сосна, береза, местами дуб. Много пойменных лугов и торфяных болот. Осадков выпадает много – до 700-800 мм в год. Вегетационный период – 119-132 суток, так что земледелием всерьез не займешься. Ни золота, ни железа здесь не добывают. Много глины, из нее можно делать кирпичи, для себя, но не на экспорт: много ли можно вывезти на речных судах, да еще принадлежащих иностранцам?

Возникают и другие вопросы. Что производили новгородцы на экспорт? Из чего складывалось баснословное богатство новгородских купцов? Насколько возрастает стоимость товаров, которые привозят в Новгород, если в пути приходится преодолевать два-три волока по 20 и более километров? Не слишком ли много преувеличений и в былинах о Садко, который не смог превысить богатств купцов новогородских? Действительно ли богат был сам Садко, заморский гость?

Поставим под сомнение и еще одно авторитетное мнение авторитетных отечественных историков. Вот, к примеру, Василий Ключевский указывает, что Новгород Великий «расположен по обеим сторонам реки Волхов, недалеко от истока ее из озера Ильмень. Новгород составился из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину. Следы этого самостоятельного существования составных частей Новгорода сохранялись и позднее в распределении города на концы».

Взглянем на карту современного города Новгорода, и мы убедимся, что исторически город компактен, а его «концы» условны, как и в любом другом городе. Я вырос в Кыштыме, город на 50 – 60 тысяч жителей,сейчас и того меньше, состоит из двух частей: Верхнего Кыштыма и Нижнего Кыштыма, эти части заметны, несколько отдалены друг от друга, но городское управление во все времена было единым. Но в каждой части были свои концы: Солонцы, Шуранка, Егоза, Остров, Шанхай, Заречье, Коноплянка, Карпинка и другие. Значит ли это, что у каждого конца должны быть свои органы самоуправления?

В. Ключевский называет несколько концов Великого Новгорода.
По восточному берегу Волхова:
Торговый
- Плотницкий
- Славенский
По западному берегу Волхова:
Софийский (великий)
- Гончарский (Людин)
- Загородский
- Неревский

В 1211 году в Новгороде числилось 4300 дворов. Это меньше, чем в заводском Кыштыме XIX или XX века.

Самым доходным занятием новгородцев, читаем мы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, была торговля, внутренняя с Русью и внешняя (с варягами, с островом Готландом, с Любеком и друг.)

Повторим вопрос: за счет чего богато жили новгородцы, если не имели богатых природных ресурсов, не имели своей армии, а нанимали чужие, не имели своего торгового флота, а приглашали немецкий? И как тут не вспомнить другую пословицу из сферы торговли: «За океаном телушка – полушка, да рубль перевоз».

Такое ощущение, что история Великого Новгорода шита не очень грамотными историками да еще разноцветными нитками. Чем больше времени проходит, тем больше сомнений в подлинности всего того, что создано здесь.

Откроем энциклопедию «Города России» и посмотрим иллюстрации к статье о Великом Новгороде, а также иллюстрации в Большой Советской энциклопедии (любого издания). Кстати, великость города доказана соответствующим указом Президента России. Богатых особняков или роскошных храмов здесь нет. Архитектура проста и сурова. Такие храмы строили в монастырях или небольших городах. Столичным духом от такой архитектуры нисколько не веет.

Ну не могли очень богатые купцы ютиться в бедных лачугах или в каморках при сараях с добром на многие сотни пудов золота.

Новгородский кремль тоже не представляет из себя ничего столичного.

Как же мог этот город быть вторым центром Руси и даже одержать верх над Киевом?

Кострома, Владимир, Ярославль, Псков, Смоленск, Суздаль, Ростов, Нижний Новгород, Казань, Воронеж. В этих городах и крепостные стены повыше, и храмы попышнее, и башни покрепче. Какими же качествами привлекал Новгород заморских купцов?
Зарождается сомнение. А был ли Новгород крупным торговым центром России? А был ли Новгород вообще столичным городом? Может быть, сила и слава Великого Новгорода лишь на бумаге, как и славная история античной Греции и античного Рима?

Рассмотрев одну из важнейших точек на пути «из варяг в греки» – Великий Новгород, откроем современные карты России и совершим заочное (виртуальное) путешествие из Великого Новгорода по маршрутам, которые указаны историком Василием Ключевским в его трудах о древней Руси, и в былине о Садко. Начнем с последнего.

Садко – богатый заморский гость, он стал еще богаче, когда выменял свои три золотые рыбки из озера Ильмень на товары новогородские.

«Построил Садко тридцать кораблей…
Свалил товары новогородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
а со Ладожска во Неву-реку,
а со Невы-реки во сине море.
… Как поехал он по синю морю,
воротил он в Золотую Орду,
Продавал товары новогородские,
Получал барыши великие».

Это цитата из былины о Садко, изданной «Детской литературой»..

Стоп. Что купил и что продавал Садко, какие-такие товары новогородские, чтобы получать барыши великие?

И еще стоп. Известно из истории, что столица Золотой Орды Сарай-Бату, а позже – Сарай-Берке находилась на Нижней Волге. Чтобы из Балтики попасть в Орду, надо ехать или снова мимо Новгорода, или огибать пол-Европы: Балтика, Северное море, Атлантика, Ла-Манш, снова Атлантика, Гибралтар, Средиземное море, Черное море, Азовское, река Дон, а после волоком в Волгу. Гигантский путь. Рубль за перевоз…

Почему же былинный герой не воспользовался ближней дорогой «из варяг в греки»? Если верить былине, то Садко трижды ездил (плавал в Орду) все тем же путем, через Балтику.

А как добирался в Орду национальный герой Александр Невский? Тоже через Балтику? Оказывается, нет. Он плавал по Волге. На обратном пути заболел и принял схиму возле Городца, что рядом с Нижним Новгородом. Когда он умирает в пути, то тело его понесли во Владимир, столицу земли Суздальской. Но это опять же не путь «из варяг в греки».

В. Ключевский, ссылаясь на «Повесть временных лет» отмечает, что «хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг… Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, т.е. к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаутскую возвышенность с северным берегом Черного моря». И еще там же: «по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками».

В. Ключевский дал перевод из «Повести» о начале Руси: шел «путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прийти в Понт море, в неже втечеть Днепр река».

Итак, получив подробное описание «из Варяг в Греки», сделаем отправной точкой столицу Незалежной Украины Киев. Отправляемся на юг, вплываем в Черное море, плывем до Стамбула (Istambul), а там за Босфором можно плыть и в нынешнюю Грецию, и в нынешний Рим. (Подчеркиваю слово нынешний, ибо неизвестно, где находились эти объекты лет 500 назад, ибо географические названия в эпоху до книгопечатания не были зафиксированы за каким-либо одним объектом, а могли передвигаться по планете.

Часть нашего пути по карте из Варяг в Греки прошла успешно. Отправляемся в другую сторону, на север, вверх по Днепру: Киев, Речица, Жлобин, Рогачев, Могилев, Орша, Смоленск, Дорогобуж, Верходнепровский. Далее мы упираемся в Бельскую возвышенность.
По притокам Вопь и Вопря можно подобраться к Ельше и Каспле, притокам Западной Двины. И через волоки попасть в Западную Двину.

По притокам Сож - Остер можно подойти к Десне.

По притоку Вязьма – к Касне и Вазузе, а это притоки Волги.

Словом, по рекам и речкам из Днепра с небольшими – до 20 километров – волоками можно попасть в Западную Двину и Волгу. Впрочем, в условиях гужевого транспорта волок в 20 километров может стать проблемным, это же один день пути, трудного пути.

Однако есть вопрос, на засыпку. Зачем делать значительный крюк в сторону Ильмень-озера и Великого Новгорода, если по Западной Двине проще попасть в Варяжское море, а из него морским путем в Рим? Через волоки можно пробраться и в волжские города. При любом раскладе Великий Новгород оказывается чужой спицей в колеснице.

Какие выводы следуют? Реального пути «из Варяг в Греки» не было и не могло быть в силу географического положения Великого Новгорода. Эта же причина заставляет усомниться и в обширных торговых связях этого города, а так же в том, что он мог стать столицей могучего государства.

Видимо, Новгородом был другой город или группа городов, которые в силу своего географического положения могли контролировать какие-то важнейшие торговые пути, без которых ганзейские купцы обойтись не могли, потому они дают этому городу в аренду свой флот. Но эта версия грешит отсутствием логики.

Ну, хорошо, русские в целях конспирации и защиты своих интересов могли построить столицу среди болот и лесов, но ганзейские-то купцы куда смотрели? Неужели они могли предоставить свои суда тем, кто сам изготовить, произвести ничего не мог, а наживал огромные барыши за счет перепродажи товаров? Почему сами ганзейцы не использовали торговую маржу? Количество вопросов нарастает с невероятной скоростью, а ответов в рамках традиционной истории и традиционной хронологии на них нет.

А это значит, что в истории кто-то что-то преднамеренно напутал, выдал желаемое за действительное или спрятал какие-то концы. Но зачем и почему? На эти вопросы предстоит еще ответить.