Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля. Фаркопы для автомобилей Что представляет собой тягово-сцепное устройство
Фаркоп - это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое позволяет крепить к машине прицеп для перевозки грузов, транспортировки снегоходов, катеров, квадроциклов.
Конструкция фаркопа
Устройства могут различаться по принципу крепления к автомобилю и грузоподъемности. Оно состоит из крепежной платформы и крюка с шаром. Диаметр шара всегда составляет 50 мм. Крепление происходит так: зажимное устройство на прицепе надевается на шар и крепится специальным запором.
Виды фаркопов по типу крепления
По типу крепления ТСУ делятся на три типа:
- съемные;
- условно-съемные;
- стационарные (несъемные).
Названия видов говорят сами за себя. Съемная конструкция крепится на платформу с помощью защелкивающегося механизма и подразумевает возможность в любой момент установить или снять крепление с шаром.
Условно-съемные механизмы также можно прикреплять и откреплять от платформы. Но для этого применяются болты и ключи для них. То есть времени и усилий на манипуляции с таким типом шара потребуется чуть больше.
В стационарных вариантах крюк крепится к платформе сваркой и снять его уже нельзя.
При установке тягового устройства может понадобиться снятие бампера при установке и даже вырез в бампере. Это зависит от конструктивных особенностей машины и фаркопа и необходимо для того, чтобы крюк занял нужное положение. Если работа будет выполнена в соответствии с инструкцией, то на внешнем виде авто такой вырез никак не скажется.
Виды фаркопов по нагрузке
Основной критерий безопасного использования ТСУ - это соблюдение максимально допустимой нагрузки прицепа. По типу тягового усилия все фаркопы делятся на три класса:
- Малые. Рассчитаны на перевозку максимум 1,5 т.
- Средние. Для кроссоверов и внедорожников подходит средний класс. Он позволяет перевозить груз до 2,5 т.
- Большие. Это уже уже устройство для рамных внедорожников и минивэнов. Оно позволит нагрузить прицеп до 3,5 т.
Фаркоп с электрикой
При установке ТСУ необходимо также подключить к нему электрику, чтобы водитель мог дублировать стоп-сигналы, габариты и поворотники на прицеп. Это можно сделать напрямую от проводов задних фар или с помощью блока согласования, так называемого Smart-connect.
Электрика с блоком согласования универсальна и подходит для всех моделей современных машин.
Личное авто – это удобное, комфортное, надёжное и быстрое средство передвижения. Нередко эксплуатационных свойств автомобиля, заложенных в регламенте, недостаточно для автовладельца, если использование машины предусматривается в качестве агрегата для перемещения грузов или вспомогательных транспортных конструкций.
Подобное расширение функциональности машины выполнимо за счёт установки на неё специального устройства, позволяющего эксплуатировать транспорт для перемещения грузов и конструкций. Если автомобиль не укомплектован прицепным механизмом с завода, автовладельцу необходимо разобраться в правовых нюансах, предопределяющих возможность его установки на машину и эксплуатации по назначению. Рассмотрим в статье, что собой являет прицепное устройство для автомобиля с конструкционной позиции, виды санкционированных к установке механизмов, особенности узаконивания тягово-сцепных соединителей и наказание, предусмотренное за их неправильный монтаж.
История происхождения и расшифровка понятия
Появление первых прицепов для транспортных средств исторически зафиксировано в период Мировой войны, когда возникла техническая необходимость оперативного перемещения тяжёлых грузов, с оборонительными целями, а человеческих возможностей для этого не было достаточно. С тех времён прошло много времени, сейчас прицепы активно применяются для решения технических и бытовых задач.
В продаже существует три конфигурации прицепных элементов:
Соответственно, отдавать преимущество при приобретении крепёжных механизмов стоит фаркопам первого или второго вида, с учётом модификации прицепа и его крепёжного ответного элемента. Крюковые фаркопы менее надёжны, эксперты утверждают, что такие модификации очень скоро полностью будут изъяты из рыночных продаж. При подборе механизма стоит учитывать его соответствие типу кузова и модели транспортного средства.
Законодательные моменты по установке «фаркопа»: регистрировать или нет
Каждый автовладелец, перед приобретением и монтажом фаркопа, сталкивается с дилеммой, законной или нет будет установка приспособления, можно ли прицепное устройство устанавливать на автомобиль и эксплуатировать по назначению безнаказанно? Ответ на этот вопрос стоит искать в законодательном кодексе по переоборудованию автомобиля и регламенте самого транспортного средства. Правовые нормативы по переоборудованию транспорта зарегистрированы в техническом регламенте «О безопасности колёсных средств», а сотрудники ГАИ обосновывают правомерность статьёй 12.5, прописанной в КоАП РФ.
Согласно техническому регламенту, фаркоп не причисляется к агрегатам, которые подлежат обязательной регистрации в тех случаях, если установка регламентирована заводом изготовителем машины. Большинство автопроизводителей санкционируют допустимость установки прицепного устройства для транспортирования прицепа на легковой автомобиль, с завода предопределяя места для его крепления. Информация о допустимости установки дополнительного оборудования в виде фаркопа должна быть прописана в технической документации к машине и в нагрузочной табличке, находящейся на водительской стойке авто или в подкапотном отделе.
Установка фаркопа не подлежит регистрации при следующих условиях:
- Установка и эксплуатация прицепного оборудования санкционируется заводом-изготовителем.
- На машину устанавливается заводская конструкция, имеющая свидетельство соответствия модели устройства к конкретному транспорту.
- При инсталляции фаркопа не осуществляются конструктивные изменения, монтаж выполнен согласно регламенту инструкции к оборудованию.
В ситуациях, если в регламенте к машине отсутствует легкового автомобиля в качестве транспортировочного средства, или монтаж купленного фаркопа предполагает сварочные или сверловые работы, оборудование надо регистрировать в отделении ГИБДД.
Случаи, когда монтаж ТСУ воспрещается законодательством
Большинство легковых автомобилей имеют в ОТТС отметку о допуске монтажа ТСУ. Эти сведенья можно посмотреть в документации к приобретённому транспортному средству, или же, при отсутствии данных, запросить их в дилерской компании или непосредственно на автоизготовительном заводе.
Категорический запрет на оборудование машины легковой категории санкционируется исключительно в тех ситуациях, когда завод исключает возможность использования автомобиля в качестве тяговой силы для транспортировки грузов, в том числе прицепов, в силу конструкционных и технических особенностей авто.
Иные ситуации предусматривают безнаказанную установку фаркопа и его эксплуатацию по назначению:
- Без регистрации в отделе ГИБДД, если тяговое устройство предусматривает установку без вмешательства в конструкцию авто, а механизм имеет сертификаты качества и монтируется соответственно требованиям автопроизводителя.
- С получением допуска, когда предусматривается установка фаркопа с вмешательством в конструкцию транспорта.
При эксплуатации тягового устройства на легковом транспорте, стоит учитывать, что масса прицепа не должна превышать вес снаряжённого авто, а суммарный тоннаж машины с прицепом не может превосходить показатель 3,5.
Рассмотрим, какая документация должна быть у водителя при эксплуатации фаркопа в каждой из ситуаций, как узаконить тягово-силовое устройство, если такая регистрация требуется законодательством.
Необходимая документация и нюансы оформления
Эксплуатация транспорта с ТСУ предусматривает у автовладельца обязательное наличие следующих документов:
- Паспорт установленного оборудования, содержащий данные по его монтажу. В паспорте должна быть отметка автосервиса, где был установлен фаркоп на машину.
- Сертификат на установленное оборудование.
- Акт о выполненных по монтажу работах.
Таких документов будет достаточно для дорожной инспекции, в ситуациях, когда установленный фаркоп сертифицирован для использования на определённой модели транспорта.
В ином случае, когда эксплуатируемое оборудование не указано в руководстве пользователя как допустимое к использованию, имеет особенности по монтажу, тогда автовладельцу стоит позаботиться, во избежание проблем с законом, о регистрации тягово-сцепной конструкции.
Рассмотрим подробно алгоритм, являющийся ответом на вопрос, как прицепное устройство оформить для эксплуатации на легковом автомобиле, с соблюдением всех законодательных, процессуальных норм.
Процедура предполагает следующие мероприятия:
- Посещение отдела ГИБДД, где необходимо подать заявление, которое содержит прошение на проведение предварительной экспертизы с последующим разрешением на установку тягового оборудования. Вместе с заявлением автовладельцу надо предъявить СТС, ПТС и их копии, документацию на устанавливаемый агрегат.
- После получения «вердикта» экспертов ГИБДД, на основании разрешения, владельцу транспорта нужно обратиться в специфицированный центр, с полномочиями на проведение работ по монтажу и осуществить установку оборудования на легковое авто. Подтверждением специализированного монтажа выступает акт выполненных работ от исполнителя, декларация и сертификат о соответствии установки.
- Вышеперечисленные документы дают право обратиться в организацию, уполномоченную провести осмотр изменений и выдать диагностическую карту.
- В отделение ГИБДД предоставить автомобиль для проведения заключительной экспертизы. Автовладелец должен предъявить в органы ГИБДД декларацию из сервисного центра, диагностический лист, удостоверяющий безопасность внесённых изменений, документы на автомобиль и установленную деталь, оригинал разрешения на установку ТСУ от экспертной комиссии.
- После технической экспертизы в отделе ГИБДД и проверки представленных документов, автовладельцу выдадут свидетельство, санкционирующее эксплуатацию машины с установленным тягово-сцепным оборудованием.
Свидетельство, подтверждающее безопасность установки, является гарантом безнаказанной эксплуатации авто с установленным фаркопом. Не стоит забывать о том, что узаконивания также требует прицеп, который будет эксплуатироваться для транспортирования грузов.
Штрафные санкции за несоответствующий монтаж фаркопа
Сцепная конструкция для транспортирования грузов, хоть и не идентифицирована в законодательной документации в качестве дополнительной оснастки автомобиля, за несоответствующую установку или монтаж с несоблюдением регламента подразумевает финансовое наказание для автовладельца. Предопределяется наказание статьёй 12.5 административного кодекса РФ, которая предопределяет штраф в размере от пятисот до пяти тысяч рублей в таких ситуациях:
- Отсутствие документов на фаркоп или несоответствие тяговой конструкции стандартам, установленным автопроизводителем.
- ТСУ установлено в несоответствующем месте или же с техническими недочётами.
- Техническая неисправность конструкции.
Мера наказания предопределяется критериями опасности, которую автовладелец несёт при эксплуатации машины с ТСУ не соответствующего стандартам образца или при некорректном его монтаже.
Эксперты рекомендуют иметь постоянно при себе документы, которые подтверждают факт безопасности эксплуатации фаркопа, в ином случае, собственнику авто грозит денежное взыскание. При непризнании штрафа, его придётся оспаривать в суде, что не всегда выгодно с финансовой позиции.
Подведём итоги
ТСУ, как и любое другое навесное или дополнительное оборудование, необходимо устанавливать разумно. И объяснение в этой ситуации кроется не только в перспективе встретиться с правоохранительными органами, которые могут наказать штрафом, но и в личной безопасности на дороге. Монтаж несоответствующего оборудования и его эксплуатация, особенно если при этом нарушается конструкция автомобиля, снижает в несколько раз безопасность транспортного средства, что может повлечь прецеденты, угрожающие здоровью и жизни водителя, пассажиров, случайных прохожих или других автовладельцев.
Если ТСУ крайне необходимо, подбирайте конструкции, санкционируемые автопроизводителем, предпочитая проведение работ по установке в специализированных центрах, что предопределит качественность выполнения процедуры, монтаж с соблюдением технологий и гарантию безопасности устройства при эксплуатации.
Когда речь заходит о прицепах, начинающие автомобилисты уверенно обсуждают вопросы грузоподъёмности и манёвренности. Но вопросы тягово-сцепного устройства ставят в тупик только из-за определения понятия. То ли это сцепное устройство для легкового прицепа, то ли сцепная головка прицепа, а может дышло – это фаркоп?!
Выгода приобретения фирменного фаркопа для машины понятна. Что же такое ТСУ (тягово-сцепное устройство) или фаркоп – это крюк с металлическим шаром, торчащий ниже бампера, для накидывания на него сцепной головки, установленной на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает нужда перевозки груза, непомещающегося в салон или багажник, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе. Ведь в зависимости от крепления рассчитывается допустимая нагрузка на раму автомобиля. Конечно же, таблицы масс имеются в сертификатах и на обратной стороне капота. Но что делать, если сцепное не установлено?
Определённо:
- Искать подходящую или родную марку;
- При отсутствии изготавливать на заказ или самостоятельно.
Что представляет собой тягово-сцепное устройство
На практике в России прижились два вида ТСУ:
Достоинством данной конструкции является возможность оснащения прицепа тормозной системой, которая будет работать по средствам передачи механических колебаний через шар в сцепную головку и обеспечивать нивелирование скоростных перепадов на дороге: тормозит автомобиль, прицеп по инерции давит рычагом на шар, включаются тормоза.
Самодельные ТСУ стараются вписаться в конкретные особенности назначения. Иначе возможен запрет на эксплуатацию. На рынке же встречается много моделей. Все они различаются:
- По весовой классификации;
- По конструкции;
- Способу крепления;
- Особенностям крепления электрики.
Буксировка с нестандартными значениями может привести к плохим последствиям. Поэтому классификация фаркопов начинается с весовой нагрузки. Соответствие своей группе обеспечит долгую жизнеспособность.
- Для легковых авто с допустимый массой прицепа 1,5 т;
- Для универсалов, минивэнов с аналогичным значением до 2,5 т;
- Для микроавтобусов, внедорожников до 3,5 т.
Классификация ТСУ:
Европейская конструкция. Отличием от отечественных является размер шара, который маркируется дюймами:
- 1- 7/8 равен 47,6 мм;
- 2 равен 50, 8 мм;
- 2-5/16 – 58,7 мм.
Американская конструкция. Это немного другая история. Имеют форму четырёхугольной шахты, в которую вставляется дышловый наконечник с запором в виде крюковидной рукоятки.
Способ крепления предполагает три типа устройств:
Классификация фаркопов:
Тягово-сцепное устройство – это место встречи автомобильной электрики и прицепной. На фаркопе как правило монтируется розетка с 7, 13 или 15 контактами, а проводка прицепа предполагает аналогичную вилку. Бывает, вилка и розетка оказываются с различным вариантом контактов. Заблаговременный выбор прицепа с нужной распиновкой исключит проблему. Но если такое случилось, на помощь приходит переходник.
Производители фаркопов, предлагая свою продукцию массовому потребителю, несут ответственность за качество материала и сопротивляемость элементов в сборке, проверить которую можно лишь в заводских условиях. Требования ОСТ 37.001.299 регламентируют характеристики. Кустарные же фаркопы живут и удачно маскируются под оригинальные образцы. Хорошо, если мастеру известна формула распределения веса относительно кузова автомобиля и установки точек крепежа, но никто не гарантирует надёжность металла.
Как установить фаркоп
Монтаж фаркопа на автомобиль
ТСУ крепится к раме или кузову автомобиля. Бампер обычно снимается и его роль достаётся основной балке прицепного. В отдельных вариантах приходится сверлить лонжерон и устанавливать закладные пластины. Но установка родного фаркопа – дело нехитрое. Если производитель авто предусмотрел места монтажа, отверстия и прочие элементы для установки фаркопа, а также имеется документ (как правило, это сертификат при покупке) с характеристиками оригинального устройства, то самостоятельный монтаж вполне законен и логичен. Сервис предложит определённую цену. Это окупится в том случае, если предполагается сверление дополнительных отверстий или установка не родного фаркопа, но подходящего по характеристикам. Сервис выдаст письменное заключение о соответствии нормам.
Состояние шара и самого ТСУ требует постоянной проверки на наличие:
- Раскрученных, сорванных гаек или болтов (гровер предотвратит раскручивание, но не срыв);
- Смазки шара;
- Чистоты розетки;
- Сварных швов.
Шар испытывает критические нагрузки, подвержен износу. Замерять диаметр надо каждые 1-1,5 тысяч км пробега.
Производители тягово сцепных устройств
Напоследок можно привести список известных производителей ТСУ:
- Bosal – 200 образцов для легковушек и грузовиков из Бельгии;
- Brink – лидирующая позиция из Голландии;
- VFM – российское объединение под флагом фирмы Bosal;
- Westfalia – крупная немецкая фирма. Более 800 наименований;
- Aragon – испанский лидер;
- HiddenHitch – североамериканская компания;
- AvtoS – российская компания производит прицепы и фаркопы;
- BALTEX – отечественная компания из Санкт-Петербурга.
Видеообзор фаркопов Bosal
Когда картина ясна, не стоит тратить понапрасну время и изобретать то, что уже есть в наилучшем варианте. Здравый подход к решению перевозки груза и грамотному монтажу фаркопа обязательно приведёт к успеху. А любители изобретений должны как минимум ориентироваться на обладателей золотых рук.
Давай те же разберемся, что же такое фаркоп и для чего он нужен?
Или как его еще называют по ГОСТу тягово-сцепное устройство (ТСУ), предназначен для буксировки небольших караванов и легковых прицепов. Максимальный вес прицепных сооружений который выдерживает фаркоп - 3500 кг. Фаркопы на заводах изготовителя проходят полные испытания и обязательную сертификацию. Все тягово-сцепные устройства крепятся к задней,нижней части автомобильного кузова. Комплект поставки всех товаров снабжен монтажными и крепежными изделиями. Многие производители так же комплектую продажу фаркопа комплектом электропроводки. Тягово-сцепное устройство (ТСУ) состоит из «Тела» и крюка. «Тело » обычно крепиться к лонжеронам автомобиля. Большое значение уделяется и качеству покраски фаркопа для иномарок, так как из-за погодных условий и дорожных реагентов со временем некачественная покраска спровоцирует ржавчину и порчу внешнего вида ТСУ. Некачественно покрашенные тягово-сцепные устройства приходится подкрашивать примерно раз-два в сезон, что создает дополнительные неудобства, поэтому лучше купить фаркоп для иномарки с самого начала качественный. Крюки на тягово-сцепных устройствах вварные и съемные. От качества изготовления фаркопа зависит цена, ваша безопасность, безопасность близких людей и безопасность окружающих.
Купить фаркоп в интернет-магазине Mnogofarkopov
У нас Вы можете заказать или купить и установить фаркоп в Москве по доступной цене оригинальный и не оригинальный на все автомобили мира. Mnogofarkopov продает фаркопы для иномарок на все популярные и непопулярные модели автомобилей. Здесь Вы можете сравнить понравившиеся модели и понять в чем их отличия. Основным отличием фаркопов разных производителей на одну и ту же модель это является:
- цена;
- тип крюка;
- полная масса прицепа.
При выборе тягово-сцепного устройства особое значение стоит уделить именно этим характеристикам. Так как переплачивать за съемный крюк, а стоимость фаркопа со съемным крюком отличается в большую сторону от стоимости тягово-сцепного устройства (ТСУ) с вварным, не имеет смысла если Вы планируете использовать его круглый год. Если же использование и установка фаркопа временное или несколько раз в год, то имеет смысл присмотреться к варианту со съемным крюком. Так же следует определиться с примерным весом который вы хотите перевозить, дабы обезопасить транспортировку и попросту не вырвать установленный фаркоп из-за перегруза. Все товары представленные на Mnogofarkopov имеют сертификаты производителя и соответствуют всем требованиям безопасной эксплуатации. Мы предоставляем лучшие цены на заказ фаркопов по всей России – попробуйте и убедитесь в этом сами. Не нашли нужную Вам модель фаркопа? Звоните нашим специалистам или пишите нам на e-mail. Мы подберём любую модель фаркопа для Вас! Наша продажа фаркопов рано или поздно понадобится многим, так что рекомендуем озадачиться покупкой и установкой заранее. Так же если Вы ищите защиту картера , то Наши специалисты рады Вам помочь.