Определение интенсивности движения транспортных средств и уровня загрузки дороги движением. Расчет приведенной интенсивности движения Как определить интенсивность движения автотранспорта

К первичным показателям относятся суммарная интенсивность движения транспортных средств и пешеходов за относительно длительный отрезок времени и состав транспортного потока. Некоторые авторы называют этот показатель объемом движения. Именно этот показатель определяется размерами осуществляемых по тому или иному направлению автомобильных перевозок. Все остальные показатели можно считать производными, так как они будут в основном определяться этим первичным параметром и совокупностью условий дорожного движения. К наиболее часто применяемым для характеристики дорожного движения показателям относятся, интенсивность движения; состав транспортного потока; плотность потока транспортных средств, скорость движения; продолжительность задержек движения.

Интенсивность движения Na - это количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени (минуты, секунды) в зависимости от доставленной задачи наблюдения. На дорожно-уличной сети можно выделить отдельные участки и зоны, где движение достигает максимальных размеров, в то время как на других участках оно в несколько раз меньше. Такая пространственная неравномерность отражает прежде всего неравномерность размещения грузо- и пассажирообразующих пунктов и их функционирования.

На рис. 1 показан пример картограммы, характеризующей интенсивность транспортных потоков на магистральных улицах города с радиально-кольцевой схемой улично-дорожной сети. Важнейшее значение в проблеме организации движения имеет неравномерность движения в течение года, месяца, суток и даже часа.

Рис. 1. Картограмма интенсивности транспортных потоков

Типичная кривая распределения интенсивности движения в течение суток на городской магистрали показана на рис. 2. Примерно такая же картина наблюдается и на автомобильных дорогах. Кривая (см. рис. 2) позволяет выделить так называемые пиковые часы или периоды, в которые возникают наиболее сложные задачи организации и регулирования движения.

Название часа пик является условным и вызвано лишь тем, что час является основной единицей измерения времени. Продолжительность наибольшей интенсивности движения может быть соответственно больше и меньше часа. Поэтому наиболее точным будет понятие пиковый период, под которым подразумевают продолжительность времени, в течение которого интенсивность, измеренная по малым отрезкам времени (например, по пятиминутным или пятнадцатиминутным наблюдениям), значительно превышает среднюю интенсивность периода наиболее оживленного движения. Периодом наиболее оживленного движения обычно является 16-часовой отрезок времени в течение суток (примерно с 6 до 22 ч).

Страница 1

Существующее состояние дорожной одежды.

Существующая дорожная одежда имеет покрытие усовершенствованного капитального типа шириной 4,00 – 4,50 м.

Покрытие асфальтобетонного толщиной h = 4,5 см. Основание – щебень толщиной h = 16 см.

Дорожная одежда находится в неудовлетворительном состоянии, имеются большие выбоины. Какие двери лучше ламинированные или шпонированные или пвх .

Дорожная одежда после реконструкции должна обеспечить принятую в проекте расчётную скорость движения транспорта и удовлетворять требованиям ВСН 46-83 и МР 36-77.

Перспективная интенсивность движения

– основной показатель, определяющий категорию дороги и размеры капиталовложений в реконструкцию. Следует учитывать размер интенсивности и тенденции её развития, сложившиеся в период, предшествующий разработке проекта реконструкции дороги.

Покрытие дорожной одежды назначается в зависимости от состава и интенсивности ожидаемого на автомобильной дороге движения на перспективу.

Суточная интенсивность движения определяется по формуле:

Наибольший межремонтный срок службы дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием для данной дорожно-климатической зоны- 12 лет.

Ежегодное увеличение транспортных потоков составляет – 2,5%.

Перспективная интенсивность определяется по формуле:

где: Nп – интенсивность на последний год перспективного периода;

Nо – интенсивность на исходный год;

q – показатель темпа роста интенсивности движения.

Расчётная интенсивность движения определяется по формуле

где: - суммарная перспективная интенсивность движения i – той марки транспортного средства;

Коэффициент приведения к расчётной нагрузке (табл. 2 - ВСН 46-92);

коэффициент приведения интенсивности к одной полосе движения (табл. 3.2 – ВСН 46-92).

Так как действие на покрытие автомобилей разных типов неодинаково, при расчёте дорожных одежд ориентируются на расчётный автомобиль. Разнотипные автомобили приводят к расчётному типу, умножая ожидаемое в расчётный год количество автомобилей каждой марки на коэффициент приведения. Полученные величины суммируют и получают расчётную интенсивность потока.

Расчёты по определению интенсивности движения заносим в таблицу.

Исходные данные:

1. Перспективная интенсивность движения на 12 лет

2. Состав движения

Марка транспортного средства

Расчётная Интенсивность на полосу движения авт./сут. Кпол=0,55т.3.2

Коэф-т приведения

Приведённая расчётная интенсивность авт./сут.

Интенсивность Движения по маркам авт. авт./сут.

КАМАЗ -5320

ЗИЛ-ММЗ-554

КраЗ-256 Б1

Автобусы ЛАЗ

Легковые

П-10.1. При проектировании новых и реконструкции эксплуатирующихся <<дорог>> одним из главных параметров, используемых в технико-экономических расчетах, является интенсивность <<движения>> . Суточная интенсивность <<движения>> используется для расчетов <<дорожной>> одежды и экономических показателей, а часовая - для расчета пропускной способности <<дороги>> , разработки мероприятий по повышению <<безопасности>> <<движения>> .

П-10.2. Среднегодовую суточную интенсивность <<движения>> определяют в соответствии с рекомендациями ВСН 42-87 Минтрансстроя СССР ("Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных <<дорог>> ").

П-10.3. На эксплуатирующихся <<дорогах>> часовая интенсивность определяется непосредственными наблюдениями или по результатам автоматического учета <<движения>> .

Интенсивность <<движения>> изменяется в течение суток, по дням недели, по месяцам. Каждое из этих изменений характеризуется своим коэффициентом неравномерности <<движения>> , определяемым как отношение часового объема <<движения>> к суточному (), суточного объема к объему за неделю (), месячного объема <<движения>> к годовому ().

Суточная среднегодовая интенсивность определяется через часовую интенсивность:

авт./сут. (П-10.1)

П-10.4. При отсутствии данных учета <<движения>> на соответствующих <<дорогах>> или проектировании новых <<дорог>> часовая интенсивность <<движения>> может быть рассчитана по формуле

авт./ч, (П-10.2)

Где - среднегодовая суточная интенсивность <<движения>> авт./сут;

Коэффициенты неравномерности интенсивности <<движения>> , соответственно по часам суток, дням недели, месяцам года, определяются по табл.П-10.1 как ориентировочно средние и могут уточняться на основе данных учета <<движения>> .

Коэффициенты неравномерности <<движения>>

Таблица П-10.1

часы суток
0,02 0,02 0,02 0,02 0,022 0,024 0,04 0,06 0,055 0,055 0,05 0,05 0,052 0,05 0,06 0,06 0,065 0,065 0,05 0,05 0,04 0,03 0,03 0,02
дни недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
0,14 0,14 0,14 0,145 0,16 0,15 0,13
месяца года январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
0,04 0,03 0,045 0,085 0,11 0,12 0,13 0,12 0,11 0,11 0,06 0,04

Среднегодовой коэффициент неравномерности <<движения может быть принят равным 0,083.

Текст документа сверен по:
официальное издание
/ Росавтодор. - М.: ГП "Информавтодор", 2002

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО- СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Контрольная работа

по дисциплине

«Пути сообщения и технологические сооружения транспортных систем»

Факультет: очно-заочный

Специальность: 080506.65

Группа: 962

Студентка 4-го курса: Садовская Н.В.

Проверила: Подкатова Е.С. /___________/

Санкт-Петербург

Контрольная работа: «Определение интенсивности движения транспортных средств и уровня загрузки дороги движением»

  1. Цель работы

Цель работы – изучение методик и получение практических навыков по определению, обработке и анализу результатов наблюдений интенсивности движения транспортных средств и расчету уровня загрузки автомобильной дороги движением.

  1. Основные теоретические положения

На горизонтальных участках автомобильных дорог основное влияние на режим движения оказывают интенсивность движения, скорость, состав и плотность транспортного потока. Интенсивность движения определяют подсчетом транспортных средств, которые проходят через сечение дороги за единицу времени (год, сутки, час). Количество автомобилей, которые проходят через данное сечение дороги в течение года, называют годовой интенсивностью движения. Эту характеристику используют для определения работы транспорта на некотором участке дороги в течение года. Годовая интенсивность, разделенная на количество рабочих дней в году, составляет среднегодовую суточную интенсивность движения. Эту характеристику используют для оценки соответствия параметров автомобильной дороги требованиям автомобильного транспорта, для программирования основных мероприятий по усовершенствованию дорожных условий.

Скорость определяется расстоянием, которое автомобиль может преодолеть за единицу времени. Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нем транспортных средств различного типа. Этот показатель оказывает значительное влияние на все параметры дорожного движения. Вместе с тем состав транспортного потока в значительной степени отражает общий состав парка автомобилей в данном регионе. Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог (стесненность движения), что объясняется прежде всего существенной разницей в габаритных размерах автомобилей - длина легковых автомобилей 4-5 м, грузовых 6-8 м, длина автобусов достигает 11 м, а автопоездов 24 м, сочлененный автобус (троллейбус) имеет длину 16,5 м.

Плотность движения определяется как количество автомобилей на полосе проезжей части, приходящейся в данный момент времени на единицу длины дороги.

Взаимосвязь интенсивности, скорости и плотности потока на одной полосе дороги графически может быть изображена в виде основной диаграммы транспортного потока, отражающей зависимость:

где V – скорость движения транспортных средств; q – плотность транспортного потока.

Основная диаграмма отражает изменение состояния однорядного транспортного потока преимущественно легковых автомобилей в зависимости от увеличения его интенсивности и плотности.

С изменением интенсивности движения на дороге резко меняется качественное состояние транспортного потока и условия труда водителей.

Для характеристики разных состояний транспортного потока и условий движения используют следующие показатели: коэффициент загрузки движением; коэффициент скорости движения; коэффициент насыщения движением; уровень удобства движения.

Коэффициент загрузки дороги движением z представляет собой отношение интенсивности движения N к пропускной способности данного участка (или элемента) дороги Р:

Применение понятия коэффициента загрузки позволяет строить сопоставимые зависимости характеристик движения транспортного потока от дорожных условий для дорог разных категорий, так как эта величина безразмерная. Коэффициент z может принимать любые значения от 0 до 1.

  1. Содержание работы

Таблица 1

Фактическая интенсивность движения транспортных

Типы транспортных средств

Количество транспортных средств по полосам движения, авт.

Всего автомобилей, ед.

Легковые автомобили

Автобусы:

Микроавтобусы

Автобусы типа ПАЗ

Автобусы типа ЛАЗ

Автобусы типа ЛиАЗ

Автобусы типа Волжанин


Определение фактической интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю.

Интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях, приведенная к легковому автомобилю, рассчитывается для каждого типа автомобилей по формуле

N ФПР = N Ф Кпр,

N ФПР - приведенная интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч;

N Ф - фактическая интенсивность движения;

К пр - коэффициент приведения интенсивности движения транспортных средств к легковому автомобилю.

Результаты расчетов приведены в табл.2.

Таблица 2

Результаты расчета фактической интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю

Типы транспортных средств

Коэффициент приведения к легковому автомобилю, Кпр

Фактическая измеренная интенсивность движения, N Ф, авт./ час

Фактическая приведенная интенсивность движения, N ФПР,

авт. / час

Легковые автомобили

Грузовые автомобили, грузоподъёмностью, т

Автопоезда, грузоподъёмностью, т

Автобусы

Микроавтобусы

Автобусы типа ПАЗ

Автобусы типа ЛАЗ

Автобусы типа ЛиАЗ

Автобусы типа Волжанин


Определение приведенной интенсивности движения транспортных средств за каждый час в течение суток.

Приведенная интенсивность движения транспортных средств за любой i-й час суток определяется по формуле

Nчi = N ФПР * К I

где К I - коэффициент пересчета интенсивности движения транспортных средств, соответствующий i-му часу суток;

В нашем случае измерения проводились с 10 до 11 часов. В это время

Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты расчета приведенной интенсивности движения за каждый час суток

Часы суток

Коэффициент пересчета, К I

Приведенная интенсивность движения, Nчi , авт./ час


Построение гистограммы распределения движения транспортных средств по часам суток на основании данных, полученных при определении приведенной часовой интенсивности движения транспортных средств за любой i-й час суток.

График изображается в виде зависимости Nчi авт/сут от времени (часа) суток (рис.1).

Рисунок 1. Гистограмма распределения движения транспортных средств по часам суток

Определение суточной приведенной интенсивности движения транспортных средств.

Суточная интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях рассчитывается по формуле

N C = ∑ Nчi .

Тогда в нашем случае суточная интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях равна N C =9865 авт/сут.

Определение расчетной часовой интенсивности движения транспортных средств.

За расчетную часовую интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях (N р ч) принимается наибольшая из часовых интенсивностей движения N r1 и N r2 , устанавливаемых расчетом по формулам

Nч1 = 0,8 N Ч max и Nч2 = 0,076 N С,

где N Ч max - максимальная часовая интенсивность движения в течение суток, авт/ч.

В результате расчетов (при округлении) получаем:

Nч1=0,076*9865=750 авт.

Определение уровня загрузки автомобильной дороги движением.

Уровень загрузки автомобильной дороги движением рассчитывается по формуле

где Р - максимальная пропускная способность дороги, приведенная к легковому автомобилю, авт/ч.

Автомобильные дороги общего пользования имеют следующую максимальную пропускную способность (в авт/ч) в обоих направлениях, приведенную к легковому автомобилю:

  • двухполосные дороги 2000
  • трехполосные дороги 4000
  • четырехполосные дороги 2000 по 1 полосе
  • шестиполосные дороги 2200 по 1 полосе

Z =750/2000=0,375 (для одной полосы),следовательно для четырех- Z=0,375*4=1,5

Расчет приведенной интенсивности транспортных потоков

Для решения практических задач по организации дорожного движения могут быть использованы рекомендации по выбору значений коэффициентов аварийности, приведенные в таблице 2.2.

С помощью коэффициентов приведения можно получить показатель интенсивности движения в условных единицах, ед/ч,

где: интенсивность движения автомобилей данного типа;

соответствующие коэффициенты приведения для данной группы автомобилей;

n - число типов автомобилей, на которые разделены данные наблюдений.

Таблица 2.1 -Коэффициенты приведения к условному легковому автомобилю

Расчет среднегодовой суточной интенсивности движения

Для расчета среднегодовой суточной интенсивности используются коэффициенты перехода из ВСН 42 - 87 / /. Расчет производится по формуле:

где: интенсивность движения за час, авт/час;

коэффициент перехода к суточной интенсивности движения;

коэффициент перехода к среднегодовой суточной интенсивности движения;

коэффициент перехода к средненедельной суточной интенсивности движения.

Прогноз изменения интенсивности на расчетный период

При обследовании оптимальной загрузки дороги и планировании стадийных мероприятий, повышающих пропускную способность, необходимо устанавливать не только интенсивность движения на начальный и конечный годы перспективного периода, но и динамику ее изменения по годам по отношению к начальному году.

Перспективную интенсивность движения необходимо прогнозировать исходя из анализа материалов экономических изысканий, данных учета за последние 10 -15 лет и народнохозяйственного значения района проложения дороги.

Можно использовать изменения интенсивности по закону геометрической прогрессии интенсивность t - го года:

где: интенсивность движения в начальном году, авт/час;

средний ежегодный процент прироста интенсивности движения, установленный по данным учета движения за период не менее 10 -15 лет; t - число лет до конца перспективы =20 лет.

Расчеты приведенной интенсивности транспортных потоков, среднегодовой суточной интенсивности движения, и прогнозного изменения интенсивности на расчетный период, ниже сведены в таблицы, характеризующие отдельные участки УДС.

В районом центре особой аварийностью отличаются улицы Центральная, Приморский бульвар в местах пресечения и примыкания с ул. Железнодорожная.


Рисунок 2.4 - Примыкания улиц Портовая - Железнодорожная

Таблица 2.2 - Интенсивность на примыкании улиц Портовая - Железнодорожная

Исходная

интенсивность

% легковых

автомобилей

% грузовых

автомобилей

% автобусов

Приведенная

Среднегодовая суточная

Прогнозная

На перекрестке ул. Центральная - ул. Железнодорожная, годовая среднесуточная интенсивность движения, по данным Совгаванского ДРСУ, около 13000 авт./сутки. Преобладающее большинство автомобилей - легковые.

Таблица 2.3 - Характеристика интенсивности движения по направлениям

Направление

Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.

по направлениям

АД «Совгавань-Монгохто»

(въезд в порт)

АД «Совгавань-Монгохто»

(г.Совгавань- ул.Железнодорожная)

АД «Совгавань-Монгохто»

(ул. Центральная)

АД «Совгавань-Монгохто»

(ул.Железнодорожная - Монгохто)


Рисунок 2.5 - Картограмма интенсивности движения

Таблица 2.4 - Данные о составе и интенсивности движения на пересечении улиц Центральной и Железнодорожной п. Ванино

Nприв.1=1800*1+1000*1,7+487*2,5=1800+1700+1218=4718 авт./сут.

Nприв.2=2004*1+1291*1,7+355*2,5=2004+2195+358=4557 авт./сут.

Отразим данные приведенной интенсивности в таблице (2.5).

Таблица 2.5 - Значения приведенной интенсивности движения на перекрестке

При прогнозе интенсивности движения по дорогам различной катего-рии на короткий срок (2-5 лет) используют линейную зависимость

Nт = N0 (1+qT), (2.5)

где N0 - интенсивность в начальный, базовый год;

q - средний темп роста интенсивности за последние 8 - 15 лет;

Т - прогнозируемый период.

Прогноз движения на дорогах III-V категорий на более продолжи-тельный период (до 20 лет) возможен на основе выражения

Nт = Nпривед. (1+q/100)T-1, (2.6)

Среднегодовой темп роста в стране колеблется от 0,01 до 0,04, в редких случаях до 0,07 и существенно зависит от наличия промышлен-ности в данном районе, численности населения, плотности сети дорог.

Рассчитаем прогнозируемую интенсивность движения, данные отразим в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Значения перспективной интенсивности движения (на 20 лет)

Проанализировав значения фактической и перспективной интенсивности в период на 20 лет мы наблюдаем следующую разницу:

Таблица 2.7 - Показатели увеличения интенсивности на период 20 лет