Платные парковки во дворах: разбираемся в новом законе. Как убрать нелегальную платную автостоянку из своего двора? Какие зоны войдут в новое расширение

1. Платная парковка должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона, а также требованиям настоящей статьи.

2. Законом субъекта Российской Федерации могут быть запрещены платные парковки на территориях, непосредственно прилегающих к объектам спорта, зданиям, в которых размещены образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, организации культуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на земельных участках, относящихся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов.

3. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать определяемый в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона максимальный размер такой платы и устанавливается владельцами парковок.

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены периоды времени суток, а также выходные и нерабочие праздничные дни, когда платные парковки, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, используются бесплатно.

5. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.

6. Владелец платной парковки обеспечивает содержание платной парковки, в том числе взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки.

7. Взимание платы за пользование платной парковкой с пользователя платной парковки должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме.

8. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.

Закон о том, что каждому жильцу многоэтажки будет выделено свое место под машину, пока не принят. Разговоры об этом ведутся на самых верхних уровнях власти, но пока пригодного для подписания законопроекта не разработано. Разберемся, какие нормы для стоянок автотранспорта на придомовых территориях действуют в 2017 году, и что предложили ввести депутаты.

Действующие санитарные нормы

Основной документ, который сегодня регулирует парковку возле многоквартирного дома – действующие санитарные нормы. Согласно им:

  • парковочный карман, вмещающий до 10 машин, должен располагаться в десяти метрах от жилого дома;
  • если на парковке могут разместиться до 50 автомобилей, то важно выполнять все правила, которые предусмотрены для обустройства территории около дома.

В последнем случае владельцы квартир в многоэтажке могут попытаться приватизировать придомовую территорию, но этот процесс очень сложный. Им обязательно придется нанимать юристов и собирать подписи в пользу парковки. За обустройство мест для машин должны проголосовать 2/3 от всех собственников. После сбора всех документов им нужно будет обратиться в администрацию района. Процесс выделения земли может занять долгие годы, поэтому стоит запастись терпением.

Владельцам транспортных средств стоит помнить, что санитарные нормы – это тоже закон, который нужно исполнять всем проживающим в многоэтажке. Нарушения автолюбителями санитарных норм могут повлечь за собой последствия, если владельцы квартир напишут жалобы в следующие контролирующие службы:

  • пожарная инспекция;
  • инженерная служба района;
  • санитарная инспекция;
  • экологическая служба.

В 2017 году застройщикам необходимо обязательно соблюдать санитарные нормы во время проектировки жилых кварталов. Если вы только задумались о покупке квартиры, рассматривайте предложения только с большими парковочными карманами и с подземной стоянкой для машин. В некоторых регионах, власти рекомендовали крупным строительным компаниям оборудовать обширную подземную парковку. Например, последние новости гласят, что такие рекомендательные письма получили строители из Красноярска. Кроме того, ряд регионов ввел собственные правила проектировки кварталов, которые застройщикам необходимо выполнять.

Что говорится в ПДД о парковке на территории возле жилого дома

Каждый водитель транспортного средства должен подчиняться ПДД – это основной закон для автолюбителей, который нужно соблюдать не только во время движения, но и в местах стоянки для машин у многоквартирного дома. Этот закон предусматривает следующие нормы и штрафы:

  1. Остановка машины с работающим двигателем больше, чем на 5 минут, неподалеку от жилого дома. Разрешается только стоянка для высадки или посадки пассажиров, а также для манипуляций с грузом. Если вы долгое время прогреваете автомобиль с утра в холодное время года, то соседи имеют право пожаловаться в ГИБДД. Инспектор может выписать штраф 1 500 рублей или 3 000 (для крупных городов и столиц).
  2. С такой же суммой, по принятым поправкам в ПДД, придется расстаться водителям большегрузных машин. Их нельзя ставить в парковочный карман дома, для фур и транспорта массой выше 3,5 тонны существуют специальные парковки.
  3. В 2019 году возможна эвакуация машин, которые стоят на тротуарах. Специальная техника сейчас работает и во дворах жилых домов. Водителю придется нести двойную ответственность – заплатить за эвакуацию автомобиля и внести штраф 2 тысячи рублей. В некоторых случаях парковка на тротуарах не пресекается, но только в тех ситуациях, когда для свободного движения пешеходов остается два метра.
  4. Точный размер штрафа нельзя сказать по другому нарушению – заграждение проезда для других транспортных средств, в том числе и для машин специальных служб. Часто это становится целой проблемой для жильцов многоэтажного дома, ведь иногда проезд недоступен для пожарных, спасателей или скорой помощи. В зависимости от ситуации, инспектор ГИБДД может назначить разные виды штрафа, руководствуясь Административным кодексом.
  5. Некоторые жильцы ограждают для себя личные парковочные места у дома, препятствуя оставлению на них других машин. Штраф за это достигает 5 тысяч рублей.
  6. От двух до пяти тысяч стоит парковка у мусорных контейнеров. Она затрудняет работу коммунальных служб. Помните, что не стоит оставлять машину вблизи мусорных баков, минимальное расстояние от них должно составлять пять метров.

Отдельного разговора заслуживает парковка на газонах. Если рядом с вашим домом не установлено заграждений на въезде на газон, то рано или поздно на нем вы обнаружите машину соседа, которому не досталось места на парковке. Закон запрещает оставлять машины на газоне, но помните, что в летнее время вам нужно жаловаться на действие автолюбителей в ГИБДД, а зимой в санитарные службы (если транспорт стоит прямо под окнами). Это связано с тем, что после выпадения снега не видно границ зеленых насаждений на территории около дома, и инспекторы ГИБДД в этом случае бессильны. В судебной практике немало случаев, когда нерадивые автолюбители смогли опротестовать штраф за парковку на газоне, выписанный зимой.

Как могут быть начислены штрафы

Если вы хотите наказать тех, кто паркуется у вашего дома, как хочет, то не стоит вызывать общественные организации и портить чужое имущество, достаточно сделать следующие шаги:

  • сделать фото и видео нарушений;
  • пригласить во двор инспектора ГИБДД;
  • сообщить ему известные данные и предоставить собранные материалы.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

В некоторых случаях штраф может быть выписан сотрудниками пожарной инспекции, например, когда стоящий транспорт преградил проезд к месту дома, где произошло возгорание. Сообщить автоинспекторам о неправильно припаркованных автомобилях могут сотрудники управляющей компании. Например, если нарушен закон о парковке у мусорных баков. В этом случае, чтобы все-таки вывезти бытовые отходы, сотрудники УК могут вызвать эвакуатор.

Для чего придуманы действующие правила

Существующие ныне правила созданы для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность многоквартирного дома. Если вы будете соблюдать действующий закон о санитарных нормах и ПДД, то у вас не возникнет конфликтных ситуаций с коммунальными службами и соседями.

В идеале на каждый дом должно быть выделено место под парковку от 10 до 50 машин (зависит от количества квартир и этажности), но на самом деле многим, кто работает допоздна приходится бросать свое автомобиля где придется. Если вы никак не можете найти места для своего транспорта, то лучше всего обратиться на ближайшую платную парковку.

Закон разрешает жителям дома устанавливать на въезде во двор шлагбаумы. Это обезопасит их от машин жильцов и гостей из соседних зданий, которые не смогли найти места в своем парковочном кармане. Однако покупка и обслуживание шлагбаума не входит в плату за коммунальные услуги. Установка его может быть произведена после собрания всех собственников и сбора подписей. Согласие на шлагбаум должны дать 2/3 от всех собственников. Деньги на установку и обслуживание этого оборудования собираются со всех квартир дома в равных долях.

Что хотят ввести депутаты

Новый закон разработала партия Сергея Миронова – «Справедливая Россия». Пока проект его еще нельзя назвать доработанным, так как непонятны механизмы действия его для домов, которые были построены ранее и не имели обширной территории вокруг. Именно поэтому новый закон находится на стадии доработки.

Предложение депутатов заключается в следующем:

  1. Распределение мест на парковке должно быть связано с площадью квартиры. Если у вас стандартная однокомнатная – 33 квадратных метра, то на придомовой территории будет выделено одно место. Если же площадь квартиры превышает 50 метров, то на парковке на семьи придется уже два места.
  2. При проектировке необходимо предусмотреть 40 мест для гостей, если в многоэтажке будет проживать тысяча человек. Если количество жильцов предположительно будет равно двум тысячам, то гостевых мест должно быть 80.

Закон этот не совершенен, так как в России в малогабаритном жилье могут проживать большие семьи, которые имеют несколько машин. Они будут вынуждены по новым нормам оставлять «лишние» автомобили на других территориях. В то время как часть мест, закрепленная за жильцами просторных квартир, может пустовать. Такая ситуация чревата конфликтами между жильцами многоэтажек. В то же время найти мирное решение легко, если научиться договариваться с соседями.

Дополнительно депутатами был предложен закон, согласно которому на местах платных парковок для жильцов близлежащих домов будут действовать новые правила. В частности, в ночное время они превращаются в бесплатные и ими смогут пользоваться все желающие, в том числе и жильцы расположенных рядом домов. Регулировать исполнение закона предположительно будут региональные власти, а для контроля им придется создать специальный реестр, в котором учитываются все парковочные места города, в том числе и те, что расположены на придомовой территории.


22 комментария

  1. Наталья
    2 года ago //
  2. Нина В.
    2 года ago //
  3. имя
    2 года ago //
  4. Владимир
    2 года ago //
  5. Александр
    2 года ago //
  6. юрапер
    2 года ago //
  7. Karish
    2 года ago //
  8. Karish
    2 года ago //
  9. Karish
    2 года ago //
  10. Егор
    2 года ago //
  11. Татьяна
    2 года ago //
  12. Игорь
    2 года ago //

В многочисленных призывах бороться с парковками в центре Москвы красной нитью сквозит тема незаконности этих парковок и нарушения прав граждан их созданием.

Попробуем разобраться, так ли это.

Что есть парковка? По сути, это кусочек земли, на котором автомобилист паркует машину. Дальше вариантов два — либо автомобилисту оказывают услугу по хранению автомобиля без предоставления права пользоваться землей, либо автомобилист “покупает” право пользоваться этим кусочком земли.

От первого варианта московские власти открестились, везде написано, что услуги по хранению они не оказывают. Значит — платим за землю. Открываем Земельный кодекс РФ и читаем:

“Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;”

Ок, платное землепользование вписывается в идею о плате за землю. Не вписывается в нее конкретизация видов платного землепользования:

“Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.”

Нет здесь платы за парковку. Земельный налог платит собственник, это не наш случай, а арендная плата предусматривает заключение договора аренды, который с нами тоже никто не заключает. Вывод — взимание платы за парковку противоречит Земельному кодексу.

На этом месте особо нетерпеливые (и забывшие в какой стране они живут) могут идти митинговать.

Мы же продолжим изучать законодательство.

Градостроительный кодекс РФ, то есть документ, имеющий одинаковую силу с Земельным кодексом, конкретизирует, что такое парковка:

“Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;”

Вот она, платность использования парковки по решению собственника земельного участка. Градостроительный кодекс, вторгаясь в сферу земельных отношений, предусматривает такую возможность. И, основываясь на его положениях (введенных, кстати, совсем недавно — в 2011 году) федеральные и московские власти наклепали подзаконных актов на эту тему:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

“Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;”

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

“Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения

1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.”

И вот только к этому пункту 2 мы и можем придраться — совсем не факт, что эти документы были разработаны и утверждены. Вот только полномочий это проверить у нас нет. Попросим прокуратуру, конечно, но она слишком крепко срослась с московской властью…

Теперь по вопросу нарушения прав граждан вообще и жителей центра Москвы в частности. Сейчас в меня полетят камни и тухлые помидоры, но нарушения прав нет.

Ни в одном документы не зафиксировано право граждан бесплатно парковать свой автомобиль. Ни в одном. Аргумент “жители других районов паркуются возле дома бесплатно, а наши права нарушают” не работает. Нарушить можно только те права, которые есть. Права на парковку — нет. Более того, если строго исходить из вашей позиции о нарушении равноправия, то платность парковки в центре нарушает права жителей Забульварья — они у вас парковаться не могут бесплатно, а вы у них — пожалуйста. Вы ведь выезжаете за пределы Бульварного Кольца?

Я сейчас пишу только с точки зрения права. С той позиции, которая может быть основой для судебного разбирательства. И с этой позиции перспектив для признания действий мэрии незаконным нет вообще. Федеральное законодательство позволяет сделать парковки платными, земля эта принадлежит Москве, редкие изъятия участков из УДС все равно оформлены в аренду или безвозмездное пользование, то есть собственник всё равно Москва.

Я вижу только один путь — тотальное давление на мэрию на тему нарушений — начиная от зонирования и проектов планировки территорий, где всё это не отражено скорее всего, и заканчивая нарушениями при поставках паркоматов и грядущих поставках автоматических датчиков. Нарушений там море и можно задолбать мэрию и поставщика, вынудить их перенести ввод платных парковок и за это время вынудить менять правила давлением общественного мнения.

Законны ли платные парковки в Москве?

Основная причина массового запуска новых платных парковочных зон по всей стране – внедрение современных механизмов взимания оплаты, а также контроля за нарушителями. Существуют легальные и нелегальные способы ухода от оплаты за пользование платными автостоянками, мы рассмотрим только первые.

Принцип работы платных парковок

Новая система контроля базируется на фиксации номерного знака транспортного средства, припаркованного в платной зоне, и последующей его сверкой с базой данных по автомобилям, оплатившим парковку. Если выясняется, что владелец какой-либо машины не осуществил оплату, то на нее будет наложен штраф в установленном законом размере (сегодня он равняется 2500 рублям).

На данный момент ЦОДД задействованы следующие средства по обнаружению нарушителей:

В виду выше обозначенных факторов просто так забыть заплатить за парковку не получится, так как начиная с того момента как авто было припарковано в платной зоне, все зависит уже не от владельца машины, а от сотрудников ЦОДД.

Никаких разговоров по душам они не заводят, требований не предъявляют, а просто фиксируют номер машины для последующей проверки на предмет того, была ли стоянка оплачена. Если нет – следует штраф.

Таким образом, единственный способ помешать им выполнить проверку – воспрепятствовать процессу считывания номера машины. На этом и построены все нижеперечисленные способы не платить за парковку.

Осложняем работу Паркона — какие способы бывают неплатить за парковку?

Итак, способ первый. Его основная суть заключается в создании помех Паркону для корректного считывания номера машины. Для этого была придумана целая куча различных уловок.

Вот лишь некоторые из них:


Плюсы: относительная быстрота и удобство. Если возникнет необходимость, снять бумажку или протереть номер можно буквально за пару минут.

Минусы: вышеперечисленные уловки спасают только от Парконов. Пешим патрулям данные манипуляции никак не помешают фотографировать и собирать штрафы. Сотрудники ЦОДД наделены правом протирать номера, освобождать их от бумажек и прочих помех, мешающих идентификации. Поэтому использовать подобный метод целесообразно только там, где патрули встречаются редко.

Парковка без номеров — как не платить за парковку?

Усовершенствованный вариант первого метода. Зачем возиться с сокрытием части номера, терпеть на машине грязь или снег, когда ГРЗ можно просто снять? Согласно действующим законам запрещено именно вождение транспортного средства без номерного знака (Пункт 2 ПДД РФ), тогда как стоянка без номеров вполне легальна (да и как, в принципе, доказать, что номера были сняты намеренно для того, чтобы не платить за парковку, а не, к примеру, украдены злоумышленниками). А в отсутствии номеров ни Паркон, ни пеший патруль не сможет ничего сделать, поскольку автомобиль невозможно будет идентифицировать.

Плюсы: 100% гарантия не получить штраф за неуплату парковки.


Минусы:
постоянное снятие и крепление номеров отнимает много времени, плюс существует вероятность в спешке забыть вернуть номера на место, что, как мы уже выяснили, грозит серьезными последствиями. Для упрощения процедуры были придуманы различные приспособления: номер-магнит, устройства против кражи номеров (позволяют значительно облегчить процесс снятия и крепления) и т.д.

В свете принятого и вступающего в силу с 1 мая 2017 года нового регламента, утвержденного антитеррористической комиссией, оставление машины на парковке без номеров грозит вероятностью обнаружить ее впоследствии на штраф стоянке (пока прецеденты были только в Москве). Согласно документу сотрудники МВД и представители департамента транспорта имеют право эвакуировать автомобили без номеров на штраф стоянки в целях их идентификации.

Официальная причина – борьба с терроризмом (якобы именно такие транспортные средства чаще всего используются при терактах). Подобные действия планируется проводить лишь в отношении автомобилей, припаркованных в тех местах, где потенциально возможно массовое скопление людей.

Использование номеров других государств

Из-за новых изменений, коснувшихся эвакуации транспортных средств без ГРЗ, автолюбителями были усовершенствованы методы борьбы с платными парковками. Поскольку парковаться совсем без номеров теперь опасно, водители во время стоянки стали менять свои номерные знаки на знаки других государств (особой популярностью пользуются ГРЗ приграничных стран – Беларуси, Молдавии, стран Балтии). Эвакуировать такой автомобиль службы не смогут, так как необходимые опознавательные данные на них есть. Другое дело, что на сегодняшний день в ГИБДД отсутствует единая база по автомобилям иностранных государств, поэтому фотографировать их Парконом (как впрочем, и пешим патрулям) бесполезно.

Плюсы: авто точно не эвакуируют на штрафстоянку.

Минусы: установка подложных номеров все же не совсем легальна, так как данное действие противоречит Ст. 12.2 КоАП РФ, в которой сказано, что:

Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2500 рублей (для тех, чья работа связана с эксплуатацией ТС, а также для юрлиц штрафы больше).

Однако нужно понимать, что ответственность возникнет только в том случае, если водителя, как говорится, поймают с поличным. Во всех остальных случаях доказать умышленность действий невозможно (а вдруг это хулиганы балуются). Поэтому соблюдая базовую осторожность либо используя, к примеру, быстросъемные рамки для номеров, шансы попасться минимальны. Да и даже в самом неблагоприятном случае обычному гражданину грозит всего лишь штраф в 2.5 тысячи, что куда дешевле эвакуации, кроме того не придется тратить время на поиск машины на штрафстоянках.

Другие основания не платить за парковку

Бонусом ко всем вышеперечисленным способам идут различного рода парковочные льготы, предоставляемые для разных категорий лиц.

Среди прочих на абсолютно законных и легальных основаниях не платить за стоянку могут:

  • Представители многодетных семей (при условии получения соответствующего парковочного разрешения).
  • Инвалиды (только на местах, помеченных специальным знаком).
  • Резиденты населенных пунктов (в том случае, если платная парковка находится в пределах муниципального района, в котором расположено его жилое помещение).
  • Кроме того, могут не тратиться на оплату платных парковок владельцы электромобилей. Причем им даже не придется оформлять никаких дополнительных разрешений.

Московские автомобилисты придумали способ, как не платить за парковку в центре столицы