Любимые автомобили леонида брежнева. Автомобили леонида брежнева Какая судьба постигла эти машины после списания

Стоит сказать, что мнения по поводу количества автомобилей в коллекции различны. Одни говорят о цифре в 49 автомобилей, другие уже о 324 автомашинах.
Уже после войны Брежневу доставляли трофейные автомобили из Германии. После 1964 года, когда он стал генсеком, ясное дело, количество автомобилей стало быстро возрастать.
В этой шикарной коллекции насчитывают 68 иностранных машин, которые он получил, в основном, в подарок.

Уже в 1938 году партия презентовала ему Buick-90 Limited (фото выше), как первому секретарю Днепропетровского областного комитета партии. Кстати, одно хобби порядком смягчило в то время отношения между СССР и США в семидесятых годах.

Первой машиной коллекции генсека стала Maserati Quattroporte – одну из самых дорогих и скоростных машин в мире. Эта машина имела мощность 290 л.с. и максимальную скорость 230 км/ч.

Вскоре, Арманд Хаммер торжественно вручает Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow. Таких автомобилей в мире было всего 5, и этот экземпляр специально подготовлен для Брежнева.

Не прошло и года, как кремлевская коллекция пополняется подарком от канцлера ФРГ – черным 6-дверным Mercedes 600 с особым кузовом «пульман-лимузин», коих на свете было всего семь штук.

Далее – 1972 год, и Cadillac Eldorado. Машину подарили по подсказке посла СССР в США Добрынина, который передал желание Брежнева иметь именно такую машину.

Следующим в коллекции стал Lincoln Continental 1972 года. Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же. Тогда, Никсон решил подарить Брежневу такой автомобиль, что, надо сказать, оказалось непростой идеей. Во-первых, последний на то время Линкольн 1973 года был откровенно плох и менее мощен, было решено дарить Линкольн 1972 года, на что, увы, в госбюджете США денег не оказалось. Тогда Арманд Хаммер собирает деньги, и, вместе с американскими бизнесменами, находит искомую сумму. Подарок сделали. Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.

У многих людей есть хобби, без которого им было бы очень скучно жить на свете. Подобные увлечения были и у руководителей СССР. Хорошо известно, что Леонид Ильич Брежнев больше всего на свете любил хорошие автомобили и быструю езду за рулем. По разным данным, в его коллекции насчитывалось то ли несколько десятков, то ли несколько сотен машин. Причем все авто были ему подарены.

Автопарк Генсека

Первое, что приходит в голову, когда думаешь о невероятно многочисленном автопарке Леонида Ильича, это два вопроса: где хранились данные машины и кому они достались после смерти их владельца. Разумеется, у Брежнева не существовало собственного гаража для столь большого количества автомобилей, многие из которых были представительского класса и имели достаточно крупные габариты. Личные машины Л. И. Брежнева находились в гараже Главного управления охраны в Кремле, а также на его даче в Заречье. Периодически авто перегонялись из одного гаража в другой, причем зачастую самим владельцем. Леонид Ильич до глубокой старости много ездил за рулем, нередко значительно превышая предельно разрешенную скорость. Впрочем, это не создавало аварийной ситуации на трассе, которую специально освобождали от машин во время поездок Брежнева. Однажды, по воспоминаниям сотрудников охраны, Леонид Ильич сел за руль, забыв, что перед этим выпил снотворное. К счастью, рядом с ним находился его личный водитель, который сумел вовремя остановить тяжелый автомобиль, когда Брежнев уснул. После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС все его автомобили как подарки руководителю страны перешли государству.

Считается, что Л. И. Брежнев владел лишь машинами иностранного производства, подаренными ему главами зарубежных государств. Это не так. В личном гараже Леонида Ильича было немало авто и отечественных марок. Первой советской машиной Л. И. Брежнева в 1966 году стала «Чайка» (ГАЗ-13). Спустя десять лет, когда в 1976 году была выпущена новая модель «Чайки» (ГАЗ-14), первый же автомобиль, сошедший с конвейера, был преподнесен Брежневу в качестве презента на его семидесятилетие. Примечательно, что это была единственная машина этой марки, которую покрасили в темно-вишневый цвет. Кузов всех остальных «Чаек» был черным. Кроме «Чаек» в личном гараже Генерального секретаря ЦК КПСС стояло несколько автомобилей «Волга». Одна из них была преподнесена ему в 1982 году на День Победы - 9 мая, другая имела полный привод. У Брежнева было также два бронированных ЗИЛа.

Презенты загнивающего Запада

Несмотря на большое количество отечественных автомобилей, Леонид Ильич предпочитал ездить за рулем исключительно автомобилей импортного производства. Самое интересное, что первый "Роллс-Ройс" был подарен Л. И. Брежневу не одним из иностранных лидеров, а его предшественником на главном посту страны Н. С. Хрущевым в 1955 году. Следующей иностранной машиной в гараже Леонида Ильича стал в 1960 году «Опель Капитен», преподнесенный ему мужем его дочери Галины. В 1968 году руководство итальянской Коммунистической партии в знак уважения подарило Л. И. Брежневу «Мазерати Кватропорте». Машина имела рекордные по тем временам 290 лошадиных сил и могла развивать скорость до 230 км/ч. Впоследствии лидеры многих иностранных государств отметились подарками элитных автомобилей для Генсека. Канцлер ФРГ Вилли Брандт преподнес «Мерседес-Бенц 600 Пульман». Президент США Ричард Никсон оказался наиболее щедрым, подарив поочередно три автомобиля - «Кадиллак», «Кадиллак Эльдорадо» и «Линкольн Континенталь». При этом "Кадилак Эльдорадо" был специально изготовлен для Л. И. Брежнева в США в 1972 году всего за трое суток. В СССР его доставил специальный транспортный самолет ВВС США. Но самым любимым автомобилем Леонида Ильича был все-таки «Линкольн Континенталь», подаренный ему Никсоном от лица американских бизнесменов. Брежнев с удовольствием прокатил на нем американского президента вокруг своей дачи.

Каждый ценитель раритетных машин, считающий себя истинным коллекционером, мечтает приобрести автомобиль «с историей». За элитное авто, на котором некогда разъезжали видные политические и общественные деятели, богачи готовы выложить круглую сумму. Этим пользуются многие находчивые продавцы - в том числе в нашей стране.

В последнее время на сайтах по продаже автомобилей все чаще мелькают объявления, авторы которых предлагают настоящий «эксклюзив». Так, недавно на одном из таких онлайн-ресурсов о продаже раритетного ЗИЛ-117. Владелец утверждает, что в свое время на этой машине ездил сам Леонид Брежнев. При этом многие эксперты предостерегают автолюбителей от чрезмерного доверия: сегодня найти подобные автомобили не так уж просто, а многие и вовсе были уничтожены, чтобы шпионы не похитили секретные технологии.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал порталу «История.РФ», что на самом деле стало с автомобилями партийных деятелей времен СССР, почему многие из них были вывезены из России и как настоящие коллекционеры безошибочно определяют подделку.

«На рынке два дурака»

Максим, как вы считаете, подобные объявления - это всегда обман? Насколько вообще велика вероятность встретить сегодня такую машину, как «брежневский» ЗИЛ?

Автомобиль ЗИЛ-117, о котором вы говорите, действительно выпускался для обслуживания высшего руководства СССР. То есть это Политбюро (председатель Совета министров и так далее), может быть, главы союзных республик - собственно говоря, всё. Поэтому их [таких автомобилей] было сделано немного. По протоколу, естественно, были запасные машины.

То, что делал ГАЗ под названием «Чайка», - это уже машины второго эшелона. На них ездили вторые и третьи секретари ЦК КПСС, Минобороны и так далее. Таких машин мало. Большинство из этих машин, поскольку у них была аккуратная, специфическая эксплуатация, в разном состоянии почти все сохранились. Это как бы отдельная каста автомобилей.

- Какая судьба постигла эти машины после списания?

Надо понимать, что почти все эти автомобили, за редким исключением (есть кое-какие машины, которые остались в ГОНе - Гараже особого назначения; они полуисторические и, конечно, уже не используются, но это единицы), разными путями перекочевали в частные руки. Какие-то осели в России, что-то было вывезено. Такие машины еще и дарились: Эриху Хонеккеру в ГДР, Фиделю Кастро на Кубу и так далее. Естественно, когда следы каких-то машин теряются (хотя почти все они были поштучно известны), сейчас, когда люди перепродают эти машины или просто владеют, каждому хочется иметь автомобиль с историей. Это круто, и это поднимает цену автомобиля. Допустим, просто ЗИЛ-117 стоит миллионов десять - может быть, больше. А если это машина Брежнева, умножайте на два.

Вот видите! На рынке два дурака, можно и на пять умножить. К чему я веду: очень много таких автомобилей. Это относится и к старым немецким машинам: вот на этой ездил Геринг, а на этой Гиммлер и так далее. Рассказывателей таких историй очень много.

- Неужели люди так легко поддаются на обман?

Коллекционеры, которые всерьез этим занимаются, знают автомобиль, что называется, наперечет по номерам или каким-то особым отметинам. К примеру, сохранился автомобиль ЗИЛ-111, который вез космонавтов, когда было совершено знаменитое покушение на Брежнева. И внутри этой машины, на обшивке, остались отметины от пуль - вот это машина с историей. Если у человека нет конкретных доказательств (они могут быть разные: бумажные, еще какие-то), то этот человек - балабол. Если есть, то все может быть.

- Значит, есть шанс, что машина действительно та самая?

Почему нет? У Брежнева был большой гараж, он был сумасшедший любитель автомобилей. Ему много машин дарили, в том числе Киссинджер. У него был большой [автомобильный] парк, в том числе иномарки. Да, такой автомобиль, конечно, мог принадлежать Брежневу, но не ему лично, а обслуживал Брежнева, потому что машина была государственная. Он мог обслуживать Брежнева, но пока продавец не предоставит конкретных доказательств, то это все разговоры.

По словам экспертов, многие автомобили, на которых ездили партийные лидеры, - в том числе ЗИЛ-114, которым также пользовался Брежнев, - были после списания возвращены на завод и там уничтожены из соображений секретности. Это правда?

В общем, да, потому что это были бронированные автомобили, их было немного и в те годы их некуда было девать. Это сейчас машины последних поколений, которые еще работали, когда Союз развалился, пошли, что называется, в народ. А тогда, при Хрущеве, куда эту бронированную машину деть? Вот она уже старенькая, поездила, израсходовала свой ресурс; конечно, их уничтожали. Эти машины не нужно было «светить», автомобильных музеев тогда не было, только заводские музеи. И самое главное в случае с бронированными машинами - это режим секретности. Все это курировал КГБ, и, естественно, никто не хотел раскрывать секреты, все эти технологии были закрыты. Поэтому их отправляли на завод. На ЗИЛе был отдельный цех сборки таких автомобилей, все было очень строго.

«Новую машину президента «засветят» на инаугурации»

Машины, которые обслуживают первых лиц государства, всегда окружены этим ореолом тайны. Сейчас, например, все обсуждают лимузин проекта «Кортеж», который разрабатывается специально для Владимира Путина и будет на службе у ФСО. Что известно об этом автомобиле?

Я видел эти автомобили живьем и знаю все эти вещи. Что-то я могу говорить, что-то не могу, потому что действительно есть режим секретности. Там четыре автомобиля: это большой седан, лимузин (длинная версия с перегородкой для водителя), большой кроссовер и минивэн (машина охраны). Разработка идет, живые машины есть, они проходят испытания.

- Когда они впервые появятся на публике?

Это все происходит в режиме абсолютной секретности. Я не знаю, как дело повернется, потому что, с одной стороны, есть основной заказчик, как его называют (понятно кто), с другой стороны, это курируют разные министерства: на всем этом сидит Госбезопасность, которая контролирует, чтобы утечек не было. Я думаю, если ничего не изменится, то машины живьем мы увидим только на инаугурации президента. Машины сами по себе есть: они на этапе достройки, доводки, испытаний и так далее. Скорее всего, конечно, какие-то машины будут переданы, опять же, в ГОН.

- Для того, чтобы их «обкатали»?

Вы должны понимать, что эта разработка не ведется как в черном ящике: вот, мы сделали, нате вам машину! Конечно, по ходу утверждаются какие-то вещи: интерьер, дизайнерские решения, уже давно утверждена силовая структура трансмиссии двигателя и так далее. Но тем не менее в автомобиль, который вышел из цеха, конечно, сразу не посадят президента: автомобиль сначала проверят, посмотрят. Там масса всяких испытаний. А поскольку машина защищенная (так на профессиональном языке называется бронированная машина), то, естественно, должны провести отдельные испытания - произвести в капсулу определенное количество выстрелов. Это целая технология. Более того, по протоколу безопасности, президента не может обслуживать один автомобиль - как минимум три. Поэтому когда они в товарном виде будут переданы в ГОН, мы не знаем - может, в конце года, а может, в начале следующего. А то, что машину «засветят» всем на инаугурации, - это стопроцентная вероятность.

Cadillac Eldorado (1972) с кузовом "купе" Подарена Ричардом Никсоном президентом США. В мае 1972 года ожидался визит президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль Cadillac Eldorado». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолетом американских ВВС(подаренный был черным)

Генри Киссинджер называл Брежнева «настоящим русским, полным чувств, с грубым юмором». Киссинджер, уже в качестве государственного секретаря США, приезжал в 1973 г. в Москву, чтобы договориться о визите Брежнева в Штаты. Почти все пятидневные переговоры проходили в Завидово во время прогулок, охоты, обедов и ужинов. Брежнев, естественно, продемонстрировал гостю свое искусство вождения машины. Вот что Киссинджер пишет в своих мемуарах: «Однажды подвел он меня к черному «Кадиллаку», который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем помчались мы с большой скоростью по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил бы конец этой рискованной игре. Но это было слишком. Вряд ли кто-то осмелился бы остановить машину Генерального секретаря. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев посадил меня на катер с подводными крыльями, который, к счастью, он вел не самолично. Но у меня было впечатление, что этот катер должен побить тот рекорд скорости, который установил генсек во время нашей поездки на автомобиле».
Аналогичным воспоминанием делится Ричард Никсон:
"Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой «Линкольн-Континенталь» индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания». Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: «Медленно, опасный поворот». Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: «Медленный спуск, медленный спуск», но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: «Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге». «Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали». Дипломатия — не всегда лёгкое искусство".


Брежнев за рулем с Никсоном

Подарен Ричардом Никсоном в Кэмп-Дэвиде от лица американских бизнесменов. Во время визита Никсона в Москву в 1972 году Брежнев увидел президентский «Линкольн» и воскликнул: «А можно и мне такой же? Только обычный, конечно». По просьбе Никсона американские бизнесмены приобрели для Брежнева Lincoln Continental стоимостью $10000 (в ценах 1973 г). Автомобиль был вручён Брежневу на следующей встрече лидеров двух стран.

Брежнев действительно обожал машины и быструю езду. По дороге на работу - с работы Леонид Ильич частенько отбирал руль у шофера, и тогда москвичи могли лицезреть удивительное для них зрелище несущегося на бешеной скорости роскошного авто. Правда, это развлечение пытались запретить по соображениям личной безопасности генсека - но генсек не дался, утверждая, что только за рулем может по-настоящему расслабиться и получить удовольствие… Говорят, первой иномаркой Брежнева был американский лимузин «Бьюик Лимитед» выпуска 1938 года, который ему выделили в 1939 году. Со своим личным шофером Александром Рябченко он быстро нашел общий язык, и после войны, когда карьера Брежнева пошла в гору, водитель стал начальником его личной охраны.

1939 Buick Mode l90 Limited

Но мечтал Брежнев о «Мерседесе». И после неудачного покушения на генсека у Боровицких ворот КГБ заказал в Штутгарте «Мерседес»… Леонид Ильич не пожелал ездить ни на скромном и уже слегка устаревшем 250-м, ни на слишком, как ему казалось, прогрессивном 300-м. Тогда, с учетом монарших пожеланий, появился «Мерседес-280». Эта машина вишнево-коричневого цвета прибыла из Штутгарта в марте 1968 года. И с тех пор Брежнева из-за руля вытащить было уже почти невозможно. Говорят, что до Завидова из Москвы Леонид Ильич долетал за 50 минут…

Мерседес-280

Очень редкая модель черного Mercedes 600 1969 года, была подарена канцлером ФРГ. В мире их было всего семь, а шестидверных с кузовом "пульман-лимузин" (как у Брежнева) - две. Вторая была подарена императору Японии.

Mercedes 600

На подписание исторического договора с ФРГ в 1970 году в Москву прибыл Вилли Брандт, «вооруженный» роскошным черным шестидверным пульман-лимузином «Мерседес-Бенц-600». На таких машинах ездили главы почти всех западных государств и Папа Римский. А Мао Цзе-дун имел в своем гараже аж 11 таких 600-х. Подарок был действительно царским, что там говорить… Брежневский пульман длиной 6,2 метра вмещал 6 пассажиров, весил 3,3 тонны и был оснащен спутниковой связью. Но, что поразительно, за руль этой машины Брежнев сам никогда не садился. Интересно, почему?

В 1973 году, после выставки «Мерседес-Бенц», проходившей в Москве, у Леонида Ильича появился еще один «мерин». «Мерседес-Бенц-350 SE» запал в душу генсека возможностью легко разгоняться до 205 км/час, и руководству фирмы не оставалось ничего, кроме как подарить руководителю нашей страны эту машину. Именно этот голубой «Мерседес» и запомнился москвичам - Брежнев водил его исключительно сам.

Мерседес-Бенц-350 SE

В том же году Леонид Ильич отправился с визитом в Бонн. Брандт, зная страсть Брежнева, распорядился подогнать к отелю серебристо-серое спортивное купе «Мерседес-Бенц-450SL». Брежнев внимательно выслушал инструкции, сел за руль и… И был таков - рванул в сторону Рейна! Охрана совершенно растерялась. Вернулся Брежнев, лишь когда накатался вдоволь. Машина к тому времени уже «хромала» - Леонид Ильич повредил подвеску, несясь не разбирая дороги. Генсек заявил, что ему не понравился цвет - и тут же стал обладателем такой же модели, но цвета голубой стали.

Мерседес-Бенц-450SL

В середине 70-х у Брежнева появились черный «Роллс-Ройс», известный как «Серебряная тень», и спортивное золотисто-коричневое купе «Ситроен-Мазерати». На последнем Брежнев рассекал по крымским дорогам. Отучить его от сумасшедших гонок не могло ничто. Даже аварии, три из которых были весьма неприятными.

Первая случилась по дороге из Завидова в Москву, когда на огромной скорости у брежневского «Ниссан-Президента», подаренного японским резидентом КГБ, спустило колесо. К счастью, генсек сумел справиться с управлением и увернуться от дерева. На крыле машины осталась небольшая царапина…

В 77-м году в Крыму Брежнев катался на «Мерседесе-280». Как-то ехал он не один, а с двумя докторшами… Следом торопились охранники на «Волге», но угнаться, понятно, не смогли. Узенький горный серпантин, бешеная скорость, докторши визжат от страха и восторга - генсек блаженствует. И пропускает нужный поворот. И в ярости резко жмет на тормоза… Машину занесло, она ударилась передним крылом о скалу и повисла над 50-метровым обрывом, покачиваясь туда-сюда. Подоспела охрана, через заднюю дверь из машины сначала извлекли докторш, а затем и растерянного генсека. Все, и охранники и докторши, потом утверждали, что генсек остался в живых только благодаря чистой случайности…

Последняя серьезная авария произошла в 1980 году, когда Брежнев на подаренном Армандом Хаммером «Роллс-Ройсе» ехал в Завидово. Обогнав машины охраны и сопровождения, старый и больной генсек неожиданно зачем-то метнулся влево и врезался в огромный МАЗ-502. Передок «Роллс-Ройса» разбился всмятку, Леонид Ильич же отделался не столько испугом, сколько изумлением…

Разбитый Брежневым Rolls-Royce Silver Shadow.Также находится в экспозиции Рижского автомобильного музея

После кончины Леонида Ильича четыре автомобиля остались у детей и внуков, еще три прибрала к рукам партия, 350-й и 600-й «мерсы» отправились в лабораторию ЗИЛа. «Ситроен-Мазерати» достался генералу КГБ Федорчуку, «Роллс-Ройс» попал в руки вице-президента фондовой биржи Эдуарда Тенякова, а самый первый, 280-й «мерс», очутился в ГАИ и сопровождал в в правительственные кортежи. О том, куда делись остальные машины, можно лишь гадать. Как, впрочем, и о том, сколько их было всего…