Все дороги России — мимо Украины. Железнодорожный обход Украины отсекает её от «Нового шёлкового пути Построена ли железная дорога в обход

Запуск компанией РЖД пассажирских поездов в обход Украины по новой железной дороге приносит России как экономическую выгоду, так и политические дивиденды. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев .

"Запуском поездов в обход Украины Россия в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность своих грузов и граждан. Украинские власти в любой момент могли перекрыть участок путей на подконтрольной Киеву территории в Луганской области, что привело бы к проблемам доставки по стратегическому южному направлению – в Краснодар и Крым. Эта угроза нивелирована, а Киев потерял очередную возможность создать блокаду и давить на Москву.

Получил Кремль с этого проекта и политические дивиденды. Обходом украинской территории Москва показала Украине и Евросоюзу, что не намерена вступать в переговоры с Киевом, которые потребуют уступок и торга, а решит вопросы своей безопасности "методом Петра Первого" – при помощи "топора и лопаты". Российская сторона демонстрирует, что нынешний режим в соседней стране недоговороспособен и ожидать от него можно чего угодно", - отмечает политолог.

Сегодня директор ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил о первом этапе запуска пассажирских поездов в обход Украины по участку "Журавка-Миллерово". Эта стадия подразумевает график без изменения времени - сначала будут запущены поезда без промежуточных остановок. А со следующего года, когда у компании будет готов график, весь поток пассажирских поездов будет переключен на обход.

"Москва показывает, что принимает Крым в состав Федерации и готова вкладывать деньги в развитие региона, заботиться о его полноценной интеграции. Керченская переправа – один из проектов, ярко это демонстрирующих. Уже к концу следующего года транспортная доступность существенно изменит жизнь полуострова. А участок путей в обход Украины станет для Крыма стратегически важным со введением в эксплуатацию железнодорожной части моста – именно по рельсам на полуостров пойдет основной грузопоток", - подчеркивает эксперт.

Путь в обход Украины окупится за 5 лет

Строительство сообщения "Журавка – Миллерово" по Ростовской и Воронежской областям началось в 2014-м и обошлось России в миллиард долларов, грузовые поезда по нему пошли уже в сентябре 2017-го. "Мы вопрос прорабатываем, потому что все-таки поезда имели две дополнительные остановки, где люди заходили и выходили. Мы не можем оставить эти населенные пункты вообще без пассажирского движения, поэтому обсуждается вопрос с проработкой графика. Но мы ещё должны понимать, что участок линии новый, надо его обкатать", - заявил Пегов.

Открытие участка "Журавка-Миллерово" серьезно ударит по бюджету Украины - Москва ежегодно перечисляла Киеву порядка 200 миллионов долларов за железнодорожный транзит по ее территории. Теперь эти деньги Россия просто сэкономит. Потеряет соседняя страна и в другом экономическом аспекте – с уходом России, железнодорожный участок по Луганской области становится никому не нужным. А значит, обслуживающие его десятки людей остаются без работы.

"Любой разрыв транспортных и логистических связей бьет по экономике теряющего их государства. После распада СССР на Украине сложилось странная политика – "пойдем в Европу на российских нефти и газе". Эти люди считают себя наследниками ресурсов СССР и хозяевами богатств РФ, а прозападная политика, по их мнению, рано или поздно доступ к всему этому обеспечит.

Когда Виктор Янукович начал политику "разворота векторов" Украины, ему дали понять: получать от РФ прежние дивиденды уже не удастся. Украинские власти же до последнего были уверены, что Москва придет к ним договариваться и делиться. А сейчас политики в Киеве искренне негодуют, что с потерей доступа к российскому рынку они утратили огромные торговые доходы. Они не могут поверить, что Кремль решился потерять такого "друга", как Украина.

Но нет худа без добра – Россия уже немало получила от разрыва большинства "факторов зависимости" от Украины. Это не только экономия на кредитной и прочей поддержке, которую Москва традиционно десятилетиями оказывала Киеву наравне с Минском. Достаточно вспомнить массовый исход 2014 года, когда из Украины в РФ крупный и мелкий бизнес, люди выводили в Россию деньги и эмигрировали целыми сообществами. Тысячами к нам ехали украинские профессионалы всех отраслей. Все это уже интегрировано в экономику РФ и дает плоды", - заключает Андрей Суздальцев.

Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья.

Дорогу хотели строить еще до войны

Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства.

Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД.

Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась.

Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев , российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину.

Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард.

Чтобы объехать Украину, нужно 800 км

Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше.

Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих.

На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час.

На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный.

Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области.

В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей.

«Обходные» дороги были и в Чечне

У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных).

Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн.

Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было…

Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана.

Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар.

«Мощный стимул для Южного макрорегиона»

Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину .

— Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру.

Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога.

Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.

России является одной из крупнейших и наиболее разветвленных в мире. Данный вид транспорта имеет исключительное значение в организации и четком функционировании товарного рынка государства. Вторым, но не менее важным назначением, являются пассажирские перевозки, на долю которых приходится около 40% от общего числа передвижений железнодорожными путями. Также велика роль железнодорожного сообщения в установлении связей с другими государствами, а в особенности с членами Содружества Независимых Государств. Но в последнее время напряженные отношения с Украиной привели к проекту строительства пути в обход страны-соседки.

Исторические сведения

Возведением альтернативного пути занимались еще в далекие советские времена. Речь идет об участке движения по магистрали Москва-Адлер (это железная дорога в обход Украины). Тогда никаких проблем с пересечением границ республик не возникало, так как по факту они были единой страной. После распада СССР также не возникло особых трудностей, ведь страны остались в хороших отношениях и приняли соглашение о том, что транзитные поезда не подлежат пограничному досмотру. То есть состав должен был следовать без задержек от столицы России и до конечного пункта - Адлера.

Но уже в те времена появлялись мысли о том, чтобы улучшить скоростное движение на этом участке. Причиной тому были дополнительные трудности, возникающие при любой проблеме на пути следования данного поезда. Ведь если эта магистраль будет перекрыта, то ближайший возможный маршрут будет проложен через Волгоград. Состав прибудет в пункт назначения с задержкой почти на половину суток.

Второй проблемой являлась невозможность качественного технического обслуживания на всем участке. Также очень трудным является контроль скоростного потока при пересечении границы четыре раза.

Так как российские железные дороги не могли целостно развиваться без этой ветки, то еще в 2008 году специалистами разрабатывался проект замены маршрута. Прогнозировалось, что строительство начнется к 2018 году. Но события на Украине в 2014 привели к тому, что все сроки были максимально сокращены и передвинуты. Ведь теперь добавляется еще одна проблема - это пограничный и таможенный контроль. При таких условиях обеспечить комфорт и безопасность пассажиров в пути невозможно. Поэтому было принято решение о возведении аналогичной магистрали, только по территории Российской Федерации.

Выбор варианта

Строительство железных дорог - это дело весьма тонкое и затратное. На данный проект государством первоначально было выделено четыреста восемьдесят миллиардов рублей. Эти средства должны были пойти на то, чтобы обогнуть единственный участок, находящийся на территории страны-соседки. На этом промежутке в тридцать семь километров находится станция Зориновка, которая вскоре будет отрезана.

Первым вариантом дублирующей линии была магистраль, соединяющая Прохоровку, Журавку, Чертково и Батайск. В общей сложности протяженность этого участка равняется 750 километрам. Это позволило бы значительно увеличить пропускную способность сети по направлению с центра страны на юг. Разработка проекта была предусмотрена программой по развитию транспортной системы Российской Федерации. Возведение данного отрезка должно было занять два года - с 2018 по 2020.

Но по причине максимального сжатия сроков план строительства был пересмотрен. Специалистами было разработано несколько вариантов проекта:

  • первый - соединяет Журавку и Шептуховку, протяженность линии - 149 километров;
  • второй - проходит через Кантемировку и Шептуховку, протяженность линии составляет 146 километров;
  • третий - пересечет Журавку и Миллерово, протяженность линии - 122 километра.

Среди всех трех предложений победил наиболее короткий участок железнодорожной сети. Это и было решающим фактором при принятии решения. Ведь целью являлось не только обеспечение безопасности, но и внесение изменений без особого ощущения для пассажиров. Люди должны добираться то места назначения максимально комфортно, а это нельзя обеспечить, удлиняя путь.

Преимущества строительства

Железная дорога в обход Украины позволит создать множество новых станций. Это в свою очередь приведет к появлению рабочих мест, а также к оживлению населенных пунктов, находящихся вблизи. Еще исторически так сложилось, что в тех местах, где прокладывается железная дорога, непременно происходит развитие местности.

То есть такой положительный результат вскоре будет наблюдаться в Зайцевке и Сергеевке Воронежской области, а также Сохрановке, Кутейково, Виноградовке, Колодезях и Бочёнково Ростовской области. Планируется также строительство моста через реку Белая Калитва.

Недостатки строительства

Хоть первоначально и считалось, что железная дорога в обход Украины станет хорошим решением проблемы, однако, не все так гладко. С одной стороны некоторые населенные пункты получат толчок в развитии, но другие, наоборот, попадут в изоляцию.

Карта железных дорог будет устроена так, что отрезанной от жизни станет пара районов в Ростовской и Особенно горюют по этому поводу жители Черткова. Для некоторых обслуживание участка Чертково-Миллерово было единственным источником заработка. Именно эта станция кормила весь населенный пункт. И если одна половина населения работала непосредственно на железной дороге, то другие - жили за счет продаж во время остановки поезда. Теперь многие люди останутся без дополнительного, а кто-то и без основного заработка. Особую прибыль российские железные дороги этого направления давали летом. Например, на этом отрезке за сутки в курортный период проходило до восьмидесяти поездов. Единственным решением данного вопроса является возможность оставить электричку Чертково-Миллерово и использовать эту линию для грузовых составов.

Минусы для украинцев

Естественно, железная дорога, в обход Украины построенная, приведет к негативным последствиям и для её жителей. Особенно пострадает население Марковского, Беловодского и Меловского районов, так как люди, проживающие там, очень часто пользовались российскими поездами. Это было очень удобно, ведь за короткое время можно преодолеть границу.

Пока украинцы вынуждены добираться до Чертково. Жителям Меловского района - это проще простого, стоит всего лишь пересечь мост. Остальные пользуются услугами таксистов, которые за сто пятьдесят рублей довезут до места назначения. Однако это до поры до времени. В процессе строительства эта станция будет перенесена от границы на двадцать пять километров. Карта железных дорог определила её вблизи населенного пункта Кутейниково. Но проблема в том, что она будет лишь транзитной. То есть поезда не будут тут останавливаться. Ближайшие станции расположены в ста километрах от Кутейково. От населенного пункта придется ехать либо в Миллерово Ростовской области, либо в Если преодолеть это расстояние на такси, то это обойдется в тысячу рублей, что не каждый может себе позволить.

Этап 2015 года

Именно в 2015 году началось Тогда был возведен первый участок, который должен соединить населенные пункты Журавлевка и Миллерово. Работу осуществляют Подготовлена основа под две станции железной дороги - Зайцевку и Сергеевку.

Этап 2016 года

На следующем этапе строительства было заложено первое звено рельсошпальной решетки. Железные дороги России соединят две новые станции. Земляные работы были практически завершены в срок. Закончена укладка путей в Воронежской области.

Этап 2017 года

Организация «Железные дороги России» заявляет о выполнении пятидесяти процентов проекта к январю 2017. На финальную стадию строительства вышли работы в Кантемировском и Богучарском районах. Министр обороны через пресс-центр заявляет, что карта железных дорог России уже к сентябрю текущего года пополнится новой линией.

Сообщили о завершении строительно-монтажных работ на основном участке железнодорожного обхода Украины. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании.

«Российские железные дороги» завершили строительно-монтажные работы на новой железнодорожной линии Журавка — Миллерово и приступили к пусконаладочным работам и тестовой эксплуатации отдельных участков магистрали. Окончательный ввод в эксплуатацию и открытие движения пассажирских поездов на линии планируются к концу осени 2017 года», — уточнили в РЖД.

В сообщении РЖД также говорится, что по участку от станции Журавка до станции Боченково протяженностью 122 км уже был проведен пробный проезд локомотива и нескольких грузовых вагонов.

Подготовка к запуску остальных участков ж/д линии в обход Украины находится «в завершающей стадии», заявили в РЖД. Компания пообещала окончательно ввести линии в эксплуатацию и запустить движение пассажирских поездов к концу осени 2017 года.

Дочернее предприятие ОАО «РЖД» — АО «РЖДстрой» объявило аукцион на строительство железной дороги в обход Украины в конце марта 2015 года. Максимальная цена контракта устанавливалась на уровне 4,7 млрд руб.

Проект строительства новых железнодорожных путей по всему маршруту (Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск) взамен линии, пересекающей территорию Украины в районе Воронежской и Ростовской областей, был предложен еще в 2015 году. На реализацию проекта было направлено 7 млрд руб. в 2015 году, в 2016 году — 18,5 млрд руб., и в 2017 году — 31,1 млрд руб. В 2015 году министр транспорта пообещал, что строительство железной дороги на юг России в обход Украины завершится к 2018 году.

«Новая железная дорога длиной 137 км проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Дорога является электрифицированной, двухпутной на всем протяжении; здесь построено семь новых железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково», — говорится в отчете, опубликованном РЖД.

В компании также отметили, что для осуществления проекта потребовалось создать большое количество искусственных сооружений. Всего было построено уже 98 таких объектов, в том числе пять железнодорожных мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 м. Кроме того, представители РЖД рассказали, что особенностью линии стал большой объем земляных работ, необходимых для выравнивания перепада высот на линии. В компании подчеркнули, что благодаря этому новая магистраль станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем.

Максимальная скорость движения пассажирских поездов по линии Журавка — Миллерово составит 140 км/ч с перспективой увеличения до 160 км/ч. Грузовые поезда будут ходить по новой железнодорожной линии со скоростью до 90 км/ч.

В мае этого года Киев заявил о намерении прекратить пассажирское железнодорожное сообщение с Россией. Тогда Украина грозилась полностью прекратить железнодорожное сообщение с РФ, запретив движение пассажирских поездов с 1 июля. 18 мая Украина заявила о прекращении грузовых перевозок.

Эту информацию, тем не менее, не подтвердили представители украинских железнодорожных компаний. Представители подчеркнули, что власти пока официально не приняли соответствующего решения об ограничении перевозок.

Слухи о возможном прекращении пассажирских перевозок между РФ и Украиной опроверг и министр инфраструктуры Украины . «Сейчас вопрос прекращения железнодорожного или автобусного пассажирского сообщения Украины с Россией нашим правительством не рассматривался», — утверждал он в мае.

По данным украинской стороны, в 2016 году пассажирооборот с Россией достиг 2 млн человек. В случае введения запрета им придется ездить автотранспортом или летать транзитом через Минск и другие аэропорты в соседних странах.

25 октября 2015 года было прекращено прямое авиасообщение между Россией и Украиной. Условием для снятия этих ограничений Украина назвала прекращение полетов в Крым российских авиакомпаний. Сейчас добраться с Украины в Россию и наоборот на самолете можно только с пересадкой в Минске, Риге, Стамбуле или Кишиневе.

МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. РЖД завершили строительно-монтажные работы на железнодорожном участке в обход Украины и к концу осени планируют открыть движение поездов на этой линии.

"Российские железные дороги" завершили строительно-монтажные работы на новой железнодорожной линии Журавка — Миллерово и приступили к пусконаладочным работам и тестовой эксплуатации отдельных участков магистрали", — сообщает компания.

Пробный поезд, состоящий из локомотива и нескольких грузовых вагонов, уже прошел по участку протяженностью 122 километра от станции Журавка до станции Боченково. На остальных участках завершаются работы по подготовке запуску.

Строительство железной дороги Журавка — Миллерово началось в 2014 году, после ухудшения отношений с Украиной. Новая линия длиной 137 километров проходит полностью по территории России (по Воронежской и Ростовской областям), что позволит увеличить пропускную способность и обеспечить транспортную безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

В проекте участвовали подразделение РЖД — "Росжелдорстрой" и железнодорожные войска. Ранее на этой неделе Минобороны заявило, что все задачи по строительству выполнены, в общей сложности построено 277 километров путей.

Тестовая эксплуатация

"Тестовая эксплуатация линии Журавка — Миллерово позволит проверить готовность железнодорожной инфраструктуры, наладить работу систем управления движением, а также подготовить локомотивные бригады, которым предстоит управлять поездами на этом участке", — отмечается в сообщении РЖД.

Член ОП Крыма: железная дорога в обход Украины сведет риски на нет Глава Минобороны Сергей Шойгу наградил строителей железной дороги в обход Украины. Крымский политолог, член ОП Крыма Денис Батурин в эфире радио Sputnik отметил важность строительства подобных обходных путей.

Дорога является двухпутной на всем протяжении и электрифицированной, здесь построено семь станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково.

Проект, как отмечает компания, характеризуется большим количеством искусственных сооружений — 98 объектов, среди которых пять мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 метров, один виадук, четыре автодорожных путепровода, два скотопрогона, 20 путепроводов для проезда сельхозтехники, 66 водопропускных труб.

Поезда пойдут быстрее

Еще одной особенностью линии стал большой объем земляных работ — 41,5 миллиона кубометров, что позволило выровнять перепад высот.

"Благодаря этому магистраль станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем. По проекту максимальная скорость движения поездов: пассажирских — 140 километров в час с перспективой увеличения до 160 километров в час, грузовых — до 90 километров в час", — сообщают РЖД.

Для электрификации участка потребовалось реконструировать две тяговые подстанции (Журавка и Старая Станица) и построить две новые — Сергеевку, Кутейниково и Колодези. Кроме того, было проложено 318 километров линий электропередачи.

"На последнем этапе строительства проведены работы по балластировке и выправке пути, регулировке контактной сети, настройке устройств сигнализации, централизации и блокировки, которые в автоматическом режиме отвечают за движение поездов", — говорится в сообщении.

На год раньше

Президент РЖД Олег Белозеров в марте сообщал, что проект удалось реализовать на год раньше запланированного срока и направление Москва — Адлер в обход Украины будет запущено осенью.

Для сокращения сроков строительства работы были развернуты одновременно на всех участках магистрали. Для строителей построили четыре временных вахтовых поселка, проложили технологические автомобильные дороги, временные электрические сети и другую инфраструктуру.

Кроме того, в зоне строительства провели работы по очистке местности от взрывоопасных предметов и археологические раскопки 15 курганов.