Проект первые христиане и их учение. Конспект урока по истории "первые христиане и их учение"

Особенно быстро христианство, по-видимому, начало распространяться после поражения первого иудейского восстания, когда среди переселенных и проданных в рабство иудеев могли оказаться и приверженцы Христа, заброшенные волей победителей в самые разные уголки империи. Мы знаем, что кумранские сектанты принимали участие в восстании: археологи обнаружили следы военных действий в районе их поселения. Именно в период наступления римлян они спрятали свои рукописи, которые и пролежали в пещерах почти тысячу девятьсот лет. Иосиф Флавий, участник и историограф этого восстания (он написал книгу "Иудейская война"), рассказывает о стойкости ессеев, попавших в руки римлян. Никакими пытками нельзя было заставить их отказаться от своего учения. Не исключено, что члены кумранской общины и близкие к ним по учению приверженцы Иисуса в новых условиях, оторванные от своего окружения, объединились и взаимно влияли друг на друга. Возможно также, что их проповеди воспринимались слушателями как идентичные или похожие. Это объединение кумранитов и христиан (самих проповедников или их проповедей) в сознании окружающих, с одной стороны, должно было способствовать расширению числа почитателей нового учения (т. е. христианства), а с другой - увеличивать расхождения в деталях этого учения.

Согласно наиболее ранним новозаветным сочинениям, в конце I в. христианские группы существовали в городах Малой Азии. В Деяниях апостолов говорится, например, что само название "христиане" * впервые появилось в сирийском городе Антиохии. Историк Тацит рассказывает о казнях христиан в Риме при императоре Нероне как виновников грандиозного пожара в столице в 64 г. ** . Вероятно, достаточно рано христианство появилось и в Египте (найденные на территории Египта папирусные фрагменты христианских сочинений относятся к началу II в.). К царствованию императора Траяна (98-117 гг.) относится письмо его приближенного Плиния Младшего (названного так в отличие от его дяди, ученого Плиния Старшего), который был послан в одну из малоазийских провинций и обнаружил там (и в городах и в деревнях) группы христиан.

* (Христиане - последователи Христа; Христос - буквальный перевод еврейского слова "машинах" - помазанник, в греческой передаче - мессиас, откуда и произошло слово "мессия". )

** (Некоторые ученые считают, что в Риме в 64 г. не могло быть много христиан и что Тацит, писавший в начале II в., называл христианами приверженцев разных восточных культов. )

Однако эта география распространения христианских общин отнюдь не свидетельствует об их массовости. В I - начале II в. в каждом из городов и сельских поселений, где проповедовали христиане, они были маленькой изолированной группой, к которой неприязненно относились не только власти, но и простой люд. Хотя представления о тяготах жизни, о мире как о зле, надежда на богов-спасителей, будучи действительно массовыми явлениями социальной психологии того времени, могут рассматриваться как предпосылки принятия христианства, однако они сосуществовали с пережитками старой общинной и гражданской идеологии: с преданностью своему городу (даже если на деле такой преданности уже не было); потребностью в общественных собраниях, празднествах, почитании местных божеств - покровителей данного города или деревни (культы этих божеств играли огромную роль на протяжении всей древней истории); стремлением к приобретению хоть небольшой собственности, лучше всего участка земли; презрением к людям, не имеющим дома и семьи. Раннее же христианство отвергало всю эту привычную систему ценностей: христиане - люди без родины, пришельцы и странники на земле; они обращались прежде всего к тем, кто оказался вне существующих общественных связей,- беднякам, рабам, всем грешникам (т. е. к людям, совершившим преступления или поступки, осуждаемые существовавшими нормами поведения), к блудницам, вдовам, сиротам (т. е. к людям, лишенным семейных связей), наконец, к калекам. Привлечение в общины людей, страдающих каким-либо физическим недостатком, яркое свидетельство того, что христиане не принимали не только социальное неравенство, господствовавшее в окружающем мире, но и всю систему общественных идеалов.

В античном мировоззрении преклонение перед физическим совершенством человека играло большую роль. В классических городах-государствах Греции идеалом гражданина был гармонично развитой, "прекрасный и благородный" человек, сильный разумом и телом. И хотя в условиях империи полисы давно потеряли независимость и отпала потребность в могучих, ловких, преданных своему городу гражданах - защитниках от внешнего врага, но идеал этот продолжал существовать.

Отражая традиционное античное отношение к физической красоте, критик христианства Цельс писал, что, если бы дух божий действительно воплотился в человеке, он выбрал бы статного, красивого, сильного человека, обладающего красноречием. Один из аргументов, выдвигаемых Цельсом против божественности Иисуса, и заключался в том, что, по рассказам, Иисус был некрасив и мал ростом ("Правдивое слово", III, 4, 84).

Хромые, слепые, физически уродливые презирались не только в греческом мире; кумраниты, как уже отмечалось, также считали их "нечистыми". В системе античных общественных отношений приниженное положение занимали и женщины. Хотя в первые века империи женщины вступали в различные религиозные союзы и были даже отдельные случаи, когда они становились членами полуофициальных общественных объединений, например союзов старейших граждан, но ни в каких органах управления женщины участия не принимали. Они были отстранены и от некоторых празднеств. В частности, женщины не могли присутствовать в качестве зрительниц на Олимпийских играх. Особенно трудно жилось женщинам из небогатых слоев, лишенным семейных связей. Достаточно вспомнить знаменитый эпизод с грешницей из Евангелия от Иоанна: толпа хотела побить камнями женщину, совершившую прелюбодеяние. Иисус же сказал: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (8:7)". А в Евангелии от Луки рассказано, как блудница омыла ноги Иисуса миром (ароматическим маслом), а окружающие возмущались, что он позволяет грешнице касаться себя. Иисус же, согласно этому рассказу, простил грехи женщине "за то, что она возлюбила много" (7:37-47). Эти эпизоды отражают и общественное мнение о таких женщинах, и отношение к ним христиан.

Такое резкое противопоставление своей веры и своего морального кодекса всем нормам поведения, стремлениям и идеалам, освященным традицией и казавшимся разумными, не могло не сдерживать приток новых приверженцев в христианские общины. "Неразумность" христиан вызывала возмущение у первых их критиков. Цельс писал, что христиане "никогда не присоединяются к собранию разумных людей и не смеют среди них обнаруживать свои взгляды". Он хорошо уловил разницу между союзами почитателей античных божеств и христианством. Первые обращаются к тем, писал он, "у кого руки чисты и речь разумна" или "чья душа свободна от зла, кто прожил хорошо и справедливо". Христиане же, по словам Цельса, поступают иначе: "кто грешник, говорят они, кто неразумен, кто недоразвит, попросту говоря, кто негодяй, того ждет царствие божие".

Христианской религии нужно было пройти сложный путь приспособления к окружающему обществу, а обществу - пережить и осознать крах античных мировых порядков, чтобы эта религия смогла стать господствующей и государственной.

Итак, во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан. Мы знаем о них немного, потому что свидетельства христианской литературы больше касаются вероучения, чем организации христианских общин. Но кое-что сказать о них все-таки можно. Формой организации людей из социальных низов были в Римской империи различные коллегии (о них мы уже упоминали); существовали также собрания верующих иудеев - синагоги (греческое слово "синагога" означает "сходка", "собрание"). Языческие религиозные союзы назывались по-разному (фиас, койнон). Возможно, христиане использовали эти формы объединения, но называли их иначе - экклесия (затем это слово стало означать "церковь"; так оно и переведено в русском варианте Нового завета). Буквально же "экклесия" означает "собрание" - так в греческих городах называлось народное собрание, один из основных органов самоуправления. Это был не религиозный, а политический термин. То, что христиане в грекоязычной среде стали называть свою общину не коллегией, не фиасом, не союзом, а собранием, было выражением внутреннего противопоставления их экклесии, экклесии верующих,- экклесии земной, града божия - граду (полису) земному.

Христиане принимали всех, кто приходил к ним; они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Лукиан рассказывает, что философ Перегрин, бывший одно время руководителем христианской общины в Сирии, оказался в тюрьме. Остальные христиане всячески старались выразить ему свою солидарность.

"Уже с самого утра можно было видеть у тюрьмы каких-то старух, вдов, детей-сирот. Главари христиан даже ночи проводили... в тюрьме, подкупив стражу..."- пишет Лукиан. Но при всей "открытости" своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полисных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира; именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Когда наместник одной из провинций запретил какие бы то ни было тайные общества, христиане этой провинции перестали собираться. Они не выступили против распоряжения правителя, но и собираться открыто тоже не могли: слишком отличным было их учение от культов языческого мира, оно требовало иных форм общения, чем празднества в честь полисных богов. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники. Цельс с возмущением писал, что христиане не сооружают "жертвенников, статуй и храмов; вместо этого признаком общности культа служит у них уговор насчет скрытого тайного сообщества". Даже в начале III в., когда христианство было уже достаточно широко распространено, его приверженцы избегали публичности. Один из критиков христианства, чьи слова приводит Минуций Феликс, с возмущением восклицал: "В самом деле, для чего они всячески стараются скрывать и делать тайною для других то, что они почитают, когда похвальные дела совершаются обыкновенно открыто и скрываются только дела преступные?.. Почему они не осмеливаются открыто говорить и свободно устраивать свои собрания?.."

Внутри первых христианских общин шла непрерывная борьба по разным вопросам поведения и отношений с внешним миром. В Апокалипсисе Иоанна упоминаются пророки Валаам и Валак, которые ввели в соблазн "сынов израилевых" в Пергаме и научили их есть "идоложертвенное" и "любодействовать". То же самое сделала пророчица Иезавель в Тиатирах. На первый взгляд кажется не вполне ясным, почему столько внимания уделено проблеме "идоложертвенного" (этот вопрос возникает и в посланиях Павла). Между тем отказ есть "идоложертвенное" был не просто выражением презрения к языческим обрядам, но и более существенной проблемой отношений с внешним миром. Дело в том, что во время общественных празднеств божествам приносились в жертву животные, а затем устраивались общественные трапезы, на которых поедалось мясо жертвенных животных. В этих трапезах принимали участие самые разные слои населения. Из надписей римского времени мы знаем, что были празднества, к участию в которых допускались даже люди, живущие в данном городе, но не являющиеся его гражданами, и рабы. Эти празднества призваны были служить средством сплочения населения города. Они давали также возможность подкормить наиболее бедные слои населения. Для многих бедняков и рабов поедание "идоложертвенного" было единственной возможностью отведать мясной пищи. Но в то же время вкушать его - означало приобщаться к обрядовому действу "языческой" религии. Вероятно, Иезавель и Валаам разрешали христианам есть жертвенное мясо, выражая интересы неимущей части членов общины. "Любодействие" их, возможно, было связано с отсутствием семьи у многих рабов и нищих бродяг, входивших в христианские общины. Это могло быть также способом выражения неприятия традиционных форм семейных отношений. Но для автора Апокалипсиса Иоанна и "любодействие" как земной грех, и вкушение "идоложертвенного" - действия совершенно неприемлемые.

В посланиях Павла вопрос об "идоложертвенном" решается иначе. Если христианин приходит домой к язычнику, то он может есть любое мясо, не спрашивая о его происхождении. Но если хозяин скажет, что мясо - от жертвенного животного, то христианин должен отказаться от его вкушения, и то не из-за боязни оскверниться, а чтобы не подавать соблазна "ни иудеям, ни еллинам, ни церкви божией" (I коринфянам, 10:32). Другими словами, важно лишь неучастие в обрядовых действах язычников, которое может быть расценено как отречение от христианства. Здесь, как и в вопросе о браке (Павел считал допустимым сохранять брак с язычником) и многих других, Павел пытается определить самое сложное - отношения христиан с внешним миром, и если не включить их в этот мир, то хоть найти возможность сосуществования.

Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно: там были рабы (вопрос о том, как поступать рабам и с рабами, обсуждается в посланиях апостолов), бедняки ("Знаю твои дела, и скорбь, и нищету",- пишет автор Апокалипсиса христианам Смирны); но были и люди зажиточные, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы...). Все же выходцы из социальных низов преобладали в общинах I в. Это отражено и в первом послании к коринфянам, где Павел выговаривает общине, что во время собраний "всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается" (11:21). Вероятно, совместные трапезы были для некоторых христиан единственной возможностью утолить голод.

Уже в конце I в. христианские общины различались по этническому составу. Апокалипсис адресован христианам иудейского происхождения, жившим в малоазийских городах. Автор этого произведения называет тех, которые "говорят, что они иудеи, а они не таковы" (т. е. не придерживаются основных требований иудейской религии), сборищем сатанинским. И новозаветное послание к евреям, и фрагменты ранней иудео-христианской литературы свидетельствуют о том, что было значительное число христиан иудейского происхождения. Но христианская проповедь привлекала к себе и выходцев из других народностей; недаром Павел активно выступал против соблюдения иудейской обрядности, подчеркивал необходимость проповеди среди язычников. В посланиях, написанных от его имени, упомянуто довольно много разных имен христиан, среди которых явно преобладают греческие имена; есть имена рабские, имена вольноотпущенников. Любопытно, что встречается и одно прозвище - "филолог". (К римлянам, 16:15). Такие прозвища обычно давались представителям рабской интеллигенции. Автор послания к колоссянам в отношении двоих упоминаемых им лиц специально оговаривает, что они оба "из обрезанных" (Марк, племянник Варнавы, и Иисус, прозванный Юстом), т. е. из иудеев. В кругу христиан, из которого вышли послания, иудеев было мало. Следует также отметить, что в послании к римлянам, где упомянуто довольно много имен, римских имен мало, да и не все те, которые встречаются, относятся к коренным римлянам (Юния - родственница автора письма; некая Юлия, скорее всего, вольноотпущенница). По-видимому, в Риме (а возможно, и в других городах) христианами становились главным образом чужаки, переселенцы, не связанные с собственно римскими традициями и обычаями.

В научной литературе распространено мнение, что среди христиан преобладало городское население. Однако нельзя забывать, что когда в древности говорили "Смирна", "Эфес" или "Антиохия", то имелся в виду полис, т. е. город с сельскохозяйственной округой, неотъемлемой частью этого города. Поэтому когда речь идет об "эфесской" экклесии или о послании к фессалоникийцам, то могут подразумеваться не только жители собственно города, но и прилегающих сельских местностей: батраки, арендаторы, мелкие земледельцы. Плиний Младший писал в начале II в. императору Траяну о христианах: "Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям..." Даже если допустить, что в своем письме Плиний преувеличивает распространенность христианства, чтобы привлечь к нему внимание императора, трудно предположить, что его упоминание о христианах в деревнях просто вымысел.

Один из важных вопросов, который встает перед историками раннего христианства,- существовала ли у христиан общность имущества. Представление о такой общности основывается на двух местах из Деяний апостолов, где описывается христианская община в Иерусалиме вскоре после распятия Иисуса. В одном из этих мест сказано: "Все же верущие были вместе и имели все общее..." (2:44). В другом отрывке указывается, что люди, владевшие землями или домами, при вступлении в общину продавали их и приносили в общую кассу деньги, полученные от продажи. Сразу вслед за этим утверждением приводится история Анания и Сапфиры, которые утаили часть денег, полученных за проданное имение, и были наказаны за это смертью.

Для определения степени достоверности этих свидетельств нужно иметь в виду, что они относятся к общине в Иерусалиме, основанной, согласно традиции, ближайшими учениками Иисуса. Эта община должна была служить образцом для других христианских экклесий. Все описание общины - ее многочисленности, зависти первосвященников, чудес, совершаемых апостолами,- явно рассчитано на то, чтобы поразить воображение слушателей и читателей, показать идеальную общину, где не было нуждающихся, где малейший обман карался самим богом, где все добровольно отдавали в общее пользование свое имущество. Между тем конкретный пример пожертвования приведен в Деяниях только один: Иосия, прозванный Варнавой, продал землю и деньги отдал апостолам (4:36-37). Когда же речь идет о реальных общинах, то замечания, рассыпанные в посланиях, создают совсем другую картину. Большинство этих общин были бедны. Автор Павловых посланий, переходивший из общины в общину, предстает человеком нуждающимся: немногие общины имели возможность помогать ему. В послании к филиппийцам выражается благодарность им за помощь. Автор пишет, что, когда он вышел из Македонии, ни одна община не оказала ему помощи "подаянием и принятием"; христиане же города Филиппы посылали ему подаяние даже в другой город.

Отсутствие общности имущества во времена написания посланий ясно видно из того, что в первом послании к коринфянам рекомендуется перед совместной трапезой есть дома ("Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?"), и из того, как, согласно тому же посланию, собираются взносы на общие нужды ("При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние..." (16:1-2). Между прочим, подаяние, о котором идет речь, по словам автора послания, будет доставлено в Иерусалим. По-видимому, те немногие христиане, которые жили в Иерусалиме перед его разгромом римлянами, нуждались в подаянии со стороны внепалестинских христиан. Иерусалимская община, таким образом, не была такой процветающей, как это изображено в Деяниях апостолов.

Пестрый во всех отношениях состав ранних христианских общин не позволял создать организацию столь же сплоченную, как община кумранитов. Жившие в разных местах, служившие разным господам, христиане могли, по-видимому, только урывками собираться, чтобы слушать своих пророков и совершать общие трапезы за счет нерегулярных сборов - от каждого по его состоянию. Взносы, по всей вероятности, делали все - деньгами, натурой, трудом (требование трудиться проходит через все раннехристианские произведения).

Религиозная деятельность в первых экклесиях сводилась к общим собраниям, часто ночью, за городом, на кладбищах, а в Риме - в подземельях. Первые обряды, о которых можно говорить с определенностью,- это крещение и вкушение вина и хлеба (в первом послании к коринфянам автор обстоятельно разъясняет верующим мистический смысл этого вкушения). Плиний Младший пишет, что, согласно показаниям христиан, они обычно собирались по определенным дням до рассвета, воспевали Христа, клятвенно обязывались воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния и т. п.; затем они расходились и приходили опять для принятия пищи - "обычной и невинной".

Отсутствию в общинах христиан конца I в. четкой экономической организации и сложной обрядности соответствовало отсутствие отчетливо выраженного аппарата управления общинами.

Урок на тему: "Первые христиане и их учение"

Цели:

    Дать представление о процессе зарождения и развития христианства;

    Показать зависимость религиозных идей от исторических условий;

    Развивать умение давать оценку исторических событий и деятелей.

Планируемые результаты:

    Предметные: овладеть целостными представлениями о зарождении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения зарождения христианства.

    Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели; давать определения понятий, анализировать, систематизировать, сравнивать; строить логические цепочки рассуждений.

    Личностные: осмысливать важность изучения истории; выражать свое мнение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: карта «Палестина во времена Иисуса Христа», проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Доброе утро, гости нашего урока. Ребята, сегодня у нас необычный урок истории, потому что на уроке присутствуют гости. Я желаю вам только хорошего настроения, активной работы и, конечно, достижения поставленной цели.

    Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое христианство?

Сегодня христианство – это мировая религия. Прошло много веков с его появления, а количество верующих только увеличивается. Изучая историю разных стран, мы знакомились с религиозными верованиями проживающих там народов.

    Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне?

    Что общего между верой в богов греков и римлян?

    Что такое язычество?

    Как называется книга, в которую вошли заповеди?

    На прошлом уроке мы говорили с вами о личности Нерона. Каким человеком был император Нерон?

    Вспомните, в чём император Нерон обвинил христиан? На какие муки их осудил?

    Мотивационно-целевой этап.

Итак, языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованы были богами нищие, рабы. Язычество не давало ясных ответов на вопросы, как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь. Нужна была новая вера.

Давайте постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Запись в тетради числа и темы урока. «Первые христиане и их учение»

Изучая данную тему, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (Что хотели бы узнать о христианстве?)

Подытожив, мы можем сформулировать цель урока. Что самое главное о христианстве мы должны будем узнать? (Узнать, почему возникла новая религия – христианство и как она развивалась?)

План урока.

    Жизнь и учение Иисуса Христа.

    Кем были первые христиане?

    Работа по теме урока.

Две тысячи лет назад в Палестине, находившейся под властью Рима, возникла новая религия – христианство. Создателем новой религии стал Иисус Христос.

Проходят ли вам мысли о том, почему современное летоисчисление мы ведём именно от рождения Иисуса Христа?

    Поработаем с картой. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 269, слайд.

    Назовите города на карте, связанные с жизнью Христа. Как они отмечены? (белые кружочки): Назарет, Иерусалим, Вифлеем.

Ребята, новая вера появилась в Палестине не случайно. Евреи жили под гнётом вавилонян, персов, македонян, римлян, но они верили, что бог Яхве пошлет им избавителя, мессию. Ученики утверждали, что бог Яхве был отцом Иисуса, а матерью - Мария, бедная жительница палестинского города Назарета.

    А кто может сказать, что говорили первые христиане о жизни Иисуса Христа?

(сообщение пункта 1, презентация)

Обсуждение в классе:

    Кто такой Иисус Христос?

    Чему он учил?

    Почему новая вера возникла именно в Палестине?

    Почему евреи ожидали появления мессии?

    Как они себе его представляли?

    Что он должен был сделать? Кого и каким образом освободить?

    Кто в Палестине постоянно предвещал приход мессии?

Итак, ребята, основы нового вероучения Иисус Христос заложил в знаменитой Нагорной проповеди.

    Сейчас я прошу вас обратиться к документу на стр. 270 учебника.

    Как называется документ?

    Зачитав заповедь, прошу вас дать анализ, представить ваше понимание «блаженны…» - блаженные – это люди, сожалеющие о своих поступках, бог их простит и даст утешение на земле, а на небе – вечную радость.

«Просящему…» - помогай ближнему советом, примером, но не хвались

«Не противься злому» - на зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

«Любите врагов» - все люди – дети одного бога, поэтому надо любить всех.

«Если будете прощать» - простите и вам простят.

«Не судите» - не осуждайте других

«Просите.» - кто просит, тот получает, кто ищет, тот найдет.

«И так во всем» - если вы себе желаете счастья и добра, тогда желайте и другим.

Скажите, каким эпитетом можно озаглавить эту заповедь, это правило верующих? (Золотое правило нравственности)

    Скажите, какое значение эти поучения имеют для людей нашего времени?

О золотом правиле нравственности и о появлении христианства вы уже знаете из курса «Основы духовно-нравственной культуры» за 4 класс.

2. Кем были первые христиане.

Итак, кем же были первые христиане?

    Работа с учебником.

    Задание: изучить пункт 2 параграфа 56 и определить, кем были первые христиан, е и в каких условиях им приходилось существовать. Заполните таблицу, формулируя основные тезисы положения христиан. На выполнение задания дается 5 минут.

    Первые хр-не: бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки.

    Это люди любой национальности.

    Каждый верующий

    Оказывали помощь, прятали от римских преследователей

    В безопасных местах, катакомбах, церквях

    Выбирали священников и читали Евангелие – книги о жизни Иисуса Христа.

    Жестокое.

На карточке группы нарисуйте улыбку, если считаете, что справились с заданием.

Сделаем вывод, что такое христианство и запишем в тетрадь.

Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

    Вера в различные судьбы людей после смерти.

    Работа в парах. Прочитайте текст пункта 3.

    Ответьте на вопрос: Какие надежды давала христианам назидательная история о Лазаре и богаче?

    Подведение итогов.

Обобщение:

    Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

    Как римские власти относились к христианам?

    Какое значение проповедей Иисуса для современного человека?

    Откуда возникли выражения: «тридцать серебреников», «Поцелуй Иуды»? В каких случаях и по отношению к кому можно употребить эти выражения в современном мире?

    Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

    Что вам не понравилось в течение урока?

Сегодня вы получили знания, которые нужно закрепить. Выполнив домашнее задание :

Задание для любознательных: подготовить презентацию на тему: «Христианство – мировая религия»

Рефлексия.

Я прошу вас каждого оценить самого себя. Выходя из кабинета на доске приклейте стикер, соответствующий той оценке, которую вы себе поставили за работу на уроке: зеленый – оценка 3, желтый – оценка 4, красный – оценка – 5.

Благодарю вас за урок. Ребята, вы молодцы.


Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

Оборудование : презентация, компьютер

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

устный ответ

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 2) План урока:

1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

2. Кем были первые христиане.

3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

(сл. 3) Задание на урок:

Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

- (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

- (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

- (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

- (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

- (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

«Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

Дополнительный материал:

Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

Из ответного письма Траяна Плинию:

Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

Стр. 258, 260 – в синей рамке

5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 261

6. Домашнее задание:

Параграф 56, вопросы, термины.

Вяткина Елена Арсентьевна

МОУ «Забелинская СОШ» д. Федотовская Котласского района Архангельской области

Учитель истории

Урок «Первые христиане и их учение»

Цель: способствовать формированию умений выделять главное, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задачи урока :

    определить причины возникновения христианства как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

    формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому;

    способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Раздел курса: Римская империя в первые века нашей эры.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма : комбинированный.

Основные понятия : Иисус Христос, Рождество Христово, Страшный суд, Царство Божие на земле, Иуда, апостолы, христиане, евангелие.

Основная дата : Рождество Христово, наша эра.

Основные этапы урока:

    актуализация изученных знаний, подготовка к восприятию нового материала;

    постановка проблемного задания;

    изучение нового материала: работа в группах; беседа; работа с историческими источниками: «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.), «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; комментированное чтение по учебнику; работа с нравственными законами общества;

    закрепление изученного материала – ответ на проблемное задание и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;

    домашнее задание.

Ход урока

Сегодня у нас урок необычный- присутствует много гостей. Думаю, что это нам только поможет. Сегодня каждый из вас будет работать с Рабочим листом, который останется у вас. 1.Актуализация знаний. А) Игра «Да»-«Нет» по теме «Император Нерон» и «Император Траян» (ученицы зачитывают вопросы, составленные учащимися) -император Нерон был актёром?-Колоны появились при императоре Траяне ?-колоны-это здания с колоннами?-колоны –это земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет?-по ночам злодейские действия со своими дружками негодяями совершал император Траян ?-При императоре Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку?-в поджоге Риманарод обвинял императора Траяна ?-император Нерон объявил поджигателями христиан?-Христиане поклонялись римским богам?-за поклонение Иисусу христиан распинали на крестах и отдавали на растерзание собакам?Б)Задание 3 группам: соотнести богов и государства, разместив на магнитах на доске и сделать вывод: Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, бог Амон-Ра, бог Геб, Бог Яхве, апостолы, богиня Маат, Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест, бог Марс, богиня Веста, Иисус, христиане, единобожие.Итог: 1) Древняя Греция: Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест – вывод - язычество 2)Древний Рим : бог Марс, богиня Веста –язычество, христиане и Иисус - единобожие 3)Древний Египет : бог Амон-Ра, бог Геб, богиня Маат – язычество Посмотрите на группу «Древний Рим». Попробуйте сформулировать вопрос, над которым мы сегодня будем думать.

Проблемное задание : почему на территории Римской империи возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.

2. Новая тема «Первые христиане и их учение» Эпиграф (записать, евангелие – благая весть) «... Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте
и вы с ними»
/из Евангелия от Матфея
План урока (записывают): 1.Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. 2.Кем были первые христиане. 3.Поучения Иисуса.У нас осталась надпись «Бог Яхве». -Какое древнее племя поклонялось богу Яхве? (еврейские племена, Главная книга евреев - Библия: Ветхий Завет (мифы, предания, древние законы, заповеди). Новый завет? Работа с модулем: схема «Библия».

Ученики делятся на 3 группы, каждая из которых получает Рабочий лист с заданием. Работа длится 5 мин. 1 группа: прочитать и дописать предложения, сформулировать вывод. В ходе выступления учащихся учитель добавляет материал об апостолах.(О проповедовании апостолами по всему миру-звуковой модуль) 2 группа : ответить на вопросы, которые записать в виде схемы Картина 3 группа: работа с историческим документом.Ученики рассказывают, используя записи и делая выводы.

Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям. Обратимся к картине Иванова «Явление Христа народу».

О чём же говорил Иисус Христос с людьми? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди». Комментированное чтение стр. 258 учебника Вигасина А.А.,Годера Г.И., Свенцицкая И.С.

Иисус говорил: «Блаженны /счастливы / плачущие / страдающие /, ибо они утешатся».

Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся ».

Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.

«Не противься злу».

На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

На зло отвечай добром.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».

Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.

«Не судите, да не судимы будете» .

Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят» .

Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?

Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.

«И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».

Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.

Так говорил Иисус в Нагорной проповеди. Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды.

Какие это законы?

    не убий.
    Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.
    Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.

    не лги;

    не кради;

    почитай отца и мать;

    не завидуй.

    Итак , основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это: /текст «Христианские заповеди» магнитами закреплен на учебной доске, учащиеся вслух читают заповеди/ Не убий. Не лги. Не укради. Почитай отца и мать. Не завидуй. Не суди, да не судим будешь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос : почему на территории Римской империи возникает христианская религия? Ответьте, пожалуйста, письменно на листочках. Зачитывают и прикрепляют на доску

Это религия спасения от зла и несправедливости. В учении Иисуса бедняки искали утешение, надежду на лучшую жизнь.

Христиан заставляли отречься от Христа и совершать жертвоприношение Богам. Христиан травили на аренах амфитеатра хищными зверями, сжигали заживо, распинали на крестах.

Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.

«Словесная эстафета» - подведём итоги- каждый одним предложением ( Что же сегодня вы изучили на уроке? Что взволновало вас? Что для себя вы решили?)

На доске - Д/З: 1.вопросы 1,2,4стр.261 или подобрать ситуацию из вашей жизни и соотнести с одной из заповедей Список использованных источников: 1.Г.А.Цветкова «Дидактические материалы по истории Древнего мира» 5 класс, М., «Владос-пресс», 2003г.,с.248

2.Элемент открытого урока "Возникновение христианства". Казаковой Виктории Анатольевны, социального педагога, учителя истории и обществознания «

3.А.Гин «Приёмы педагогической техники», М., «Вита»,2007г.

Рабочий лист по теме «Первые христиане и их учение»

1.Прочитайте пункт 1 стр. 256 параграфа 56 и допишите: Родина Иисуса – Родители Иисуса Христа – Город, в котором родился Иисус – Какие чудеса творил Иисус – Страшный суд наступит для_________________________________________________ Царство Божие на земле – это царство ________________________________________

Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Апостолы – это______________________________________________________________ Апостолы разнесли учение Христа по ___________________________________________ Евангелие – это______________________________________________________________ Вывод (о чём узнали?) ________________________________________________________

2. Прочитайте пункт 2 «Кем были первые христиане» стр. 259,260, ответьте на вопросы и запишите в виде схемки. -Кто мог стать христианином?_________________________________________________ -Какой национальности были христиане?_________________________________________________________________ -При каком условии верующий мог войти в Царство Божие? -Как относились римские власти к христианам? Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

3.Прочтите текст «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.). Ответьте на вопросы: А) что удивляло римлян в учении христиан? Б) расскажите, что римлянам казалось «неправильным» в облике и поведении Иисуса, кому, по их мнению, был подобен Иисус больше: богу или человеку; В)каким, по представлениям римлян, должен быть человек, в которого мог воплотиться бог; Г) составьте ответ римлянам от имени христиан , объясните, почему Иисус выглядит, страдает и умирает как обыкновенный человек, но именно в него воплотился божественный дух. Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

Христианство – это одна из трех самых крупных мировых религий, число приверженцев которой больше, чем тех, кто исповедует буддизм и ислам. Однако она прошла долгий путь своего становления.

Зарождение христианства: место и время

В 1 веке до нашей эры в Палестине появились первые христиане и их учение начало распространяться именно в пределах этой территории. Тогда страна находилась под властью римлян, но это не помешало христианству распространяться с высокой скоростью – уже к 301 году оно стало официальной религией в Великой Армении.

Зародилось данное вероучение на основе иудаизма. Старозаветная религия говорила, что на Землю будет послан мессия, который очистит людей от греха. И вот появляется христианство, которое говорит, что такой мессия был послан и ходил по Земле под именем Иисуса Христа. Писание говорит, что он является прямым потомком иудейского царя Давида.

Рис. 1. Иисус Христос.

Новая религия определенным образом расколола иудаизм: именно обратившиеся в эту веру евреи и стали первыми христианами. Однако старое религиозное течение все же сохранилось, так как основная часть еврейского народа не признала христианство.

Новое учение, согласно писанию, изначально распространялась учениками Сына Божия, которые смогли разговаривать на разных языках благодаря священному пламени, которое сошло на них после смерти учителя. Они проповедовали новую религию в самых разных частях мира, в частности, Андрей Первозванный отправился на территорию, которая в будущем станет Киевской Русью. Зарождение христианства связывают именно с этим периодом.

Рис. 2. Андрей Первозванный.

Чем христианство отличалось о язычества?

Новое учение вовсе не было принято людьми: первых христиан подвергали страшным гонениям. Сначала его очень негативно восприняли представители еврейского духовенства, которые отрицали христианские догматы, а когда Иерусалим пал, последователей этой религии стала преследовать Римская империя.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Проблема заключалась, в основном, в идеологических расхождениях, поскольку христиане порицали языческие обычаи: брать много жен, жить в роскоши, владеть рабами, то есть все то, что было присуще обществу веками. Вера в одного Бога казалась странной и не подходила римлянам, не соответствовала их обычаям.

Чтобы прекратить распространение христианства, в отношении его проповедников предпринимались самые жестокие меры, их казнили, порой очень кощунственными способами. Закончились гонения на христиан только в 313 году, когда император Константин провозгласил новую религию государственной – после этого христиане в свою очередь стали подвергать массовым гонениям тех, кто хотел сохранить веру в старых богов.

Рис. 3. Император Константин.

В то же время основными принципами христианства считались добро и милосердие, а также любовь к окружающему миру. Постепенно это способствовало духовному развитию людей и их культурному становлению.

Что мы узнали?

Первоначально христианство отделилось от иудаизма, его Писание продолжало старозаветную историю о Сыне Божием и искуплении грехов всех людей его кровавой жертвой. Первые последователи новой религии подвергались гонениям сначала со стороны иудеев, которые не приняли такую идею, а потом от римлян, для которых монотеизм был чужд и невыгоден. Первым государством, где христианство стало официальной религией, была Великая Армения (301 год), а спустя 12 лет в таком статусе его приняла и Римская империя. Данное событие связывают с именем императора Константина. Новые принципы отношения к человеку и миру, которые проповедовали адепты этой веры, повели цивилизацию по иному пути развития, сделав упор на духовность.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 278.