Типы плавучих знаков, их назначение и устройство. Средства навигационного оборудования Средства навигационного оборудования ввп

По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.

К ним относятся: осевые, щелевые и кромочные створы; перевальные, ходовые и весенние знаки; знак "Ориентир"; путевой огонь.

Створ осевой Состоит из двух знаков (переднего и заднего), указывающих ось судового хода на прмямолинейном участке водного пути. Иногда этот створ называют линейным.

Передний знак расположен ниже заднего. По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).

Цвет окраски щитов выбирается в зависимости от фона окружающей местности. На светлом фоне выставляются красные щиты с белой или черной вертикальной полосой посередине, на темном - белые щиты с черной полосой. В случаях, когда знаки выставляются на фоне неба, они могут иметь черный цвет с белыми полосами.

В темное время на переднем знаке горит белый или зеленый постоянный огнь, а на заднем - белый или зеленый проблесковый огонь.

При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.

Створ щелевой. Указывает направление и кромки судового хода. Состоит из двух передних и одного заднего прямоугольных щитов.

На светлом фоне устанавливаются красные щиты с белыми или черными полосами, на темном - белые щиты с черными полосами, на фоне неба - черные щиты с белыми полосами.

Передние огни - белые постоянные, задний - белый проблесковый. На левом берегу передние знаки могут быть оборудованы зелеными постоянными огнями, задний - зеленым проблесковым, а на правом берегу - передние красные постоянные, задний - красный проблесковый.

Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.

Кромочный створ. Указывает точное направление границ - кромок судового хода.

Щиты кромочных створов окрашиваются в зависимости от фона местности: на темном фоне - в белый цвет, на светлом - в красный.

Огни на левой кромке - зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке огни красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.

До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.

Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:

а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;

б) судно находится на оси судового хода.

Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.

Перевальные знаки по форме могут собой представлять:

Столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;

Прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;

Третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.

На светлом фоне щиты окрашиваются в красный цвет, на темном - в белый. Вертикальные полосы на щитах не наносятся.

Знаки левого берега оборудуются постоянным зеленым огнем, правого - красным постоянным. Возможен вариант оборудования знаков обоих берегов белыми проблесковыми огнями.

Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.

Ходовой знак . Служит для обозначения судового хода, проходящего в непосредственной близости у берега.

Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.

Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.

Цвет щита ходового знака правого берега красный, левого - белый.

Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берегатакими же огнями красного цвета.

Весенний знак Служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.

На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета.

На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.

Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого берега - постоянным огнем красного цвета-

Знак "Ориентир " Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.

Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.

Знаки левого берега оборудованы зеленым двухпроблесковым огнем, а правого берега - красным двух-проблесковым огнем. Возможно применение на знаках обоих берегов белого двухпроблескового огня.

Путевой огонь . Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.

Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.

В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.

Опознавательный знак Предназначен для обозначения входа в канал со стороны реки, водохранилища и озера. Представляет собой обычно башню различной конструкции.

Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен

Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:

а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;

б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, ви­димых с ходовой стороны пролета;

в) для плотовых составов- круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;

г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.

Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.

Огни на наплавных мостах

Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:

на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);

на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);

на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);

на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.

Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте

Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.

Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).

На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радиоаппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.

Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.

Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.

Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена.пунктирной линией, приведены на рис.169-172.

Линейный створ является самым распространенным створом, устаl5;авливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.

Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, где часто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.

Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.

Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.

Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 - левого.

Информационные знаки .

Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяют­ся на три группы.

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.

Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.

Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.

В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.

Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале р

Рис. 6.21. Буи:

а – озерные; б – озерно-речные; в – речные

азмещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.

Рис. 6.22. Морской буй:

1 – светооптический аппарат; 2 – надстройка;

3 – цилиндрический корпус; 4 – хвостовик;

5 – чугунный балласт

Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат. Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.

Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.

Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.

Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.

Рис. 6.23. Бакены:

а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический

Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.

Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120 плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.

Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.

Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.

Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.

Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.

Рис. 6.24. Озерная (а), речная (б) и морская (в) веха:

1 – топовая фигура; 2 – стальной корпус; 3 – металлическая труба; 4 – балласт

Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.

На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.

Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.

Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.

Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.

Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.

На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых по

Рис. 6.25. Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности:

а – кромочный правый; б – кромочный левый; в – поворотный правой кромки; г – поворотный левой кромки; д – знак опасности левой кромки; е – знак опасности правой кромки

воротов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.

Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.

Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.

Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.

Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.

Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.

Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.

Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.

Рис. 6.26. Свальные (а, б), разделительные (в, г),

осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки

Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.

Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).

Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).

На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.

Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.

Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б .

Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.

Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А . В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.

В регионе Б , о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).

Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Рис. 6.27. Латеральные знаки

ограждения сторон фарватеров:

а – левой стороны; б – правой стороны

Знаки ограждения сторон фарватеров (рис. 6.27) служат для обозначения сторон фарватера (канала).

На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).

На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).

Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Рис. 6.28. Латеральные знаки разделения фарватеров:

а – основной фарватер справа; б – основной фарватер слева

Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.

Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.

Рис. 6.29. Кардинальные знаки

Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).

Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.

Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.

Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.

Рис. 6.30. Знак отдельной опасности

малых размеров (а), осевой знак (б),

знак специального назначения (в)

Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).

Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

В июле прошлого года введен в действие ГОСТ 3373-73 на плавучие навигационные знаки для судоходных рек, каналов и водохранилищ. Стандарт предусматривает четыре формы знаков для обозначения кромок и оси судового хода-треугольная, прямоугольная, круглая и линейная. Знаки прямоугольной и круглой формы употребляются для обозначения правобережной кромки судового хода. Знаки треугольной и линейной формы - для обозначения обеих кромок и оси судового хода. Следует запомнить, что знаки с прямоугольным силуэтом устанавливаются на реках и каналах с особенно интенсивным движением транспортных и «крылатых» быстроходных судов.

Кромочные знаки

Напомним, что на реке красный цвет знаков как береговых, так и плавучих соответствует правому берегу, белый - левому (ночью соответственно зажигаются красные и белые огни). Правда, в последнее время для обозначения левой кромки стали чаще применять зеленые огни, которые легче отличить от береговых огней или ходовых на малых судах. В местах скопления огней - в портах, на рейдах, вблизи больших населенных пунктов и т. п. - огни как на правой, так и на левой кромках могут быть проблесковыми. Возможен также вариант, когда на одной кромке фарватера знаки снабжены постоянными огнями, а на другой проблесковыми.

На особо опасных местах вблизи кромок судового хода (для обозначения, например, затопленных судов, оконечностей дамб, каменных гряд) ставятся специальные дублирующие знаки. Они имеют такую же форму и цвет, что и кромочные, но на красном. знаке правого берега наносится крест черного или белого цвета, а на белом знаке у левой кромки - черный крест. Ночью на знаках, стоящих на опасности, горят двухпроблесковые огни - красные на правом и зеленые на левом.

Свальные знаки

Свальные знаки указывают на наличие свального течения, не совпадающего с направлением, судового хода. Если свальное течение направлено в сторону правого берега, то у правобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина красная, а нижняя - черная или белая. Если свальное течение направлено в сторону левого берега, у левобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина окрашена в белый цвет, а нижняя - в черный.

Ночью на свальных знаках горят прерывистые частопроблесковые огни соответствующего берегу цвета.

Поворотные знаки

Поворотные знаки - служат для обозначения крутого поворота судового хода на участках реки с ограниченным обзором. От кромочных знаков они отличаются черной горизонтальной полосой (на красном правом, знаке полоса может быть белой). Ночью их можно отличить по характерным затмевающимся огням. Обычно поворотный знак ставится у той кромки, в сторону которой судовой ход изменяет свое направление: если, например, фарватер поворачивает вправо, то и поворотный знак будет иметь соответственно красный цвет.

Разделительный знак

Если судовой ход разделяется на два судоходных фарватера, то в месте разделения ставится специальный разделительный знак. Он окрашен вертикальными полосами - тремя красного цвета и тремя белого (или черного). На знаке ставятся сразу два огня - красный и белый (или красный и зеленый); так же, как и на кромочных знаках, они могут быть постоянными или проблесковыми.

В месте разделения фарватера можно встретить и два рядом стоящих кромочных знака - каждый из них обозначает соответствующую кромку того или другого фарватера.

Осевые знаки

Выше были рассмотрены знаки, расставленные по латеральной системе ограждения фарватера, т. е. поставленные по обеим сторонам судового хода («lateral» - боковой). На озерах и водохранилищах, где ширина фарватера не ограничена, применяется осевая система, при которой знаки обозначают на правление оси судового хода. Осевые знаки окрашиваются белыми и черными горизонтальными полосами равной ширины попеременно. Ночью на таком знаке горит белый двухпроблесковый огонь. Поворот осевого фарватера обозначается поворотным знаком, окрашенным двумя черными и тремя красными горизонтальными полосами. Ночью на знаке горит прерывистый частопроблесковый огонь.

Все плавучие знаки имеют объемную форму. На небольших реках они выполняются в виде деревянных бакенов. Треугольная фигура образована пирамидальными решетчатыми щитами, шар - двумя круглыми щитами, закрепленными под углом 90 друг к другу, прямоугольник выполняется в виде цилиндрического барабана, обшитого рейками. В последнее время на больших реках и озерах традиционные бакены все больше заменяют металлическими буями, более прочными и долговечными.

Линейные знаки

И, наконец, еще один тип знаков, предусмотренных новым ГОСТом - линейные знаки. Это ничто иное, как плавучие вехи. Они могут применяться как в качестве самостоятельных знаков, обозначающих кромки судового хода в промежутках между освещаемыми бакенами или буями, так и в качестве контрольных у плавучих освещаемых знаков. Окрашиваются эти вехи в цвет, соответствующий берегу, а вехи на осевом фарватере снабжаются топовой фигурой в виде шара.

Преобладающим видом плавучих навигационных знаков на внутренних водных путях в настоящее время являются буи.

Буй представляет собой металлический поплавок конической или прямоугольной формы, оборудованный сигнальным фонарем и якорным устройством.

Сигнальный фонарь буя питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри надводной части корпуса. Буй удерживается на месте якорным устройством, состоящим из якоря и якорной цепи.

Бакен является основным плавучим знаком на малых реках.

Бакен состоит из плотика с укрепленной на нем надстройкой треугольной, круглой или прямоугольной формы. Плотик бакена и его надстройку изготавливают из дерева. Треугольная надстройка представляет собой трехгранную пирамиду. В верхней части пирамиды имеется штырь для укрепления сигнального фонаря. Бакены пирамидальной формы применяют для ограждения, как правило, левой кромки судового хода. Круглая надстройка состоит из двух круглых дощатых щитов – листов, прикрепленных крестообразно к вертикальному бруску. Бакены шарообразной и прямоугольной формы устанавливают только по правой кромке судового хода. Надстройка бакена прямоугольной формы выполнена их двух круглых ободов, на которые набита дощатая обшивка. В целом эта конструкция представляет собой цилиндр, который укрепляется на плотике.

Вехи устанавливают совместно с буями или бакенами в качестве контрольных или дополнительных знаков, а также самостоятельно для ограждения кромок судового хода на участке с неосвещаемым плавучим навигационным оборудованием. Вехи бывают озерными и речными. Озерная веха представляет собой шест длиной до 10 м с поплавком (шпиртбакеном) и топовой (отличительной) фигурой наверху. Для установки вех применяются якоря и якорные цепи или металлические тросы. Речная веха представляет собой шест длиной 3 – 8 м, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Плавучие навигационные знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и системы расстановки.

Существуют две системы расстановки плавучих навигационных знаков.

Латеральная система – система расстановки плавучих навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода.

Кардинальная система – система расстановки плавучих наигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу. Эта система применяется на морях и крупных озерах.

Знаки латеральной системы расстановки

По своему назначению плавучие знаки, применяемые при латеральной системе расстановки, подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые.

Кромочный знак служит для обозначения кромок судового хода. Левая кромка судового хода ограждается буями или бакенами треугольного силуэта белого или черного цветов (черный цвет знаков рекомендуется для применения на озерах и водохранилищах), а также вехами белого цвета. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки судового хода – белый постоянный или белый проблесковый. В качестве дополнительных вариантов в местах скопления посторонних огней может применяться зеленый постоянный или зеленый проблесковый огонь. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх – справа. Правая кромка судового хода ограждается плавучими знаками круглого, прямоугольного или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой шаровой фигурой черного цвета. При движении судна вниз эти знаки оставляют справа, при движении вверх – слева.

Поворотный знак обозначает поворот прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения. Он представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посредине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – зеленый или белый частопроблесковый. При прохождении этого знака судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу. Поворот правой кромки судового хода относительно течения обозначается буем линейной или прямоугольной формы красного цвета с черной горизонтальной полосой посредине или красного цвета с белой горизонтальной полосой посредине. Сигнальный огонь – красный частопроблесковый. При прохождении этого знака следует повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.

Знак опасности обозначает особо опасные места и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, затонувшие суда и др.). Такой знак ставят непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны.
В местах расположения этих знаков судоводители должны принимать особые меры предосторожности при проводке судов и составов, не допуская чрезмерного приближения к знаку. Знаком опасности левой кромки является буй или бакен треугольного силуэта, окрашенные в белый цвет с одной черной горизонтальной полосой посредине и тремя-четырьмя черными вертикальными полосами. Горизонтальная и вертикальная полосы при пересечении образуют крест. Сигнальный огонь – зеленый двухпроблесковый. В качестве знака опасности правой кромки применяется буй прямоугольного силуэта красного цвета с черными или белыми вертикальными и горизонтальными полосами, образующими при пересечении крест. В темное время суток знак освещается красным двухпроблесковым огнем.

Свальный знак обозначает места, где направление течения не совпадает с направления судового хода. Он устанавливается на кромке судового хода, противоположной свалу. Свальным знаком левой кроми является буй или бакен треугольного силуэта. Верхняя половина знака окрашена в белый цвет, нижняя – в черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый. Свальный плавучие знаки могут устанавливаться в сочетании с кромочными.

Разделительный знак обозначает места разделения (разветвления) судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными, тремя белыми и тремя красными чередующимися ветрикальными полосами, равными между собой. Государственным стандартом допускается вместо указанного знака устанавливать рядом два кромочных знака (парный знак) – левой и правой кромок судового хода. Сигнальный огонь разделительного знака (при одном знаке) – белый и красный или зеленый и красный проблесковые. при этом проблески огней чередуются между собой. На парном разделительном знаке – белый и красный или зеленый и красный постоянные огни.

Осевые знаки устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые полосы: для судов, идущих сверху, и для судов, идущих снизу. Ориентировка по осевым знакам производится по принципу: «следуй со знака на знак, оставляя его слева». Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода – поворотно-осевые буи и вехи. Кроме того, в качестве дублирующих знаков могут устанавливаться зимние (ледовые) буи – сигары. Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт надстройки, окрашенной двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый двухпроблесковый. Осевая веха окрашена двумя черными и тремя белыми горизонтальными полосами. На вершине вехи устанавливают круглую (шаровую) топовую фигуру черного чвета. Ледовый буй – сигара имеет такую же окраску, как осевой буй.

Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый группочастопроблесковый. Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными горизонтальными полосами. Топовая фигура вехи – черный шар. Ледовый буй – сигара поворотно-осевого знака имеет такую же окраску, как и поворотно-осевой буй. Вехи и ледовые буи – сигары не светящие.


Навигационные знаки представляют собой специальные сооружения, как правило, башенного типа и предназначенные для определения места корабля в море или ориентирования корабля относительно их путем зрительного восприятия формы и окраски сооружения.


Навигационные знаки на ВВП (внутренних водных путях) имеют широкую классификацию в зависимости от места размещения, назначения и своей формы. Компания ЗАО «НАВИТЕЛ» производит унифицированный ряд светооптических устройств собственной разработки типа ФСН-03, ФСН-03МР для плавучих предостерегательных знаков (буев), светящих навигационных знаков (СНЗ), маяков, створных знаков, в том числе солнечные установки в комплексе с ветрогенераторами для обеспечения автономного питания (АИП) навигационных знаков. В партнерстве с нашей компанией вы сможете обеспечить в портах и на подходах к ним, которые вы обслуживаете.


Основная задача нашей компании - предоставлять полный ряд устройств для оснащения подведомственных вам территорий. Все выполняемые нами работы соответствуют международному стандарту ISO 9001-2008. Поэтому вы можете быть уверены как в качестве оборудования, так и в безупречной подготовке всей необходимой документации, монтажу и техническому обслуживанию объектов. Компания ЗАО «НАВИТЕЛ» предлагает портовые, береговые навигационные знаки различного типа как по конструкции, так и по используемым в устройстве материалам (сталь, алюминий, пластик).

Классификация навигационных речных знаков

Речные навигационные знаки согласно ГОСТ 26600-98 имеют следующую классификацию:

  • в зависимости от места установки и условий эксплуатации знаки разделяются на плавучие и береговые знаки;
  • в зависимости от силуэта сигнальных щитов навигационные знаки подразделяют на круглые, треугольные, прямоугольные, трапециевидные, линейные и комбинированные;
  • в соответствии с назначением знаков:
    • плавучие знаки;
    • береговые навигационные знаки.