Что такое эпифора в русском языке. Значение слова эпифора в словаре литературоведческих терминов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Повторение – не только мать ученья.

Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.

Определение - что это такое

Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление ». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.

Определение этого термина будет звучать так:

Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

Примеры эпифоры в литературе

Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.

В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)

Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)

Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова .

Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)

Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение . А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.

Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя .

Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.

Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (!!!) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.

Разновидности эпифор

Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:

  1. грамматическая;
  2. лексическая;
  3. риторическая.

Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.

На балконе дружно жили
Нарцисс и мак.
Они дружили.

Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.

Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:

Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.

В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.

Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.

Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:

ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ - ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ - ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.

А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях . Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.

Эпифора в рекламе

Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.

Вот лишь несколько известных слоганов:

  1. «Не просто чисто – а безупречно чисто» (порошок для стирки «Ариэль»)
  2. «Один раз «Персил», всегда «Персил» (еще одна реклама стирального порошка)
  3. «Майский чай — любимый чай» (собственно чай «Майский»)
  4. Буксировка с места аварии? - Фирма «Гарант».
    Ремонт в дороге? - Фирма «Гарант».
    Доступные цены? - Фирма «Гарант».

Эпифора в повседневной речи

Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:

Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!

Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.

Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»

Отличие от анафоры

По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – . Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Ассонанс - это единство гласных Анафора - это повторение во имя торжества смысла Аллитерация - это художественное повторение звуков Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Антитеза - это единство и борьба противоположностей Градация в литературе и других сферах - что это такое на примерах Аллюзии - это новое с намеком на старое Что такое риторический вопрос и для чего он предназначен Олицетворение - это искусство оживлять неживое Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни Тавтология и плеоназм - что это такое на примерах

Русский язык, являясь богатейшим кладезем возможностей применения разнообразнейших стилистических фигур, предлагает истинным ценителям шанс попрактиковаться в применении одной или нескольких в рамках небольшой статьи. Попробуем рассмотреть такой интересный элемент, как эпифора. Примеры из литературы также обязательно разберем, чтобы понять, как это явление языка можно использовать во благо себе и окружающим.

Определение

Начнем с главного - дадим определение. Эпифора - это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в конце смежных отрезков речи используются одинаковые слова или их сочетания. Простейшие примеры эпифоры можно встретить в первую очередь в поэзии.

Поэтические зарисовки

Очевидно, само рифмование может стать таковым, когда строчки какого-нибудь детского стишка заканчиваются одинаковыми слогами. Таким образом, мы получаем частный случай эпифоры. И чтобы не ходить далеко, вот небольшой шедевр подобного стихосложения:

Зорок взгляд совиный,
Видит след звериный.
Тонок слух совиный,
Слышит писк мышиный.

Конечно, примеры эпифоры могут быть намного сложнее, и мы рассмотрим один такой в исполнении Марины Цветаевой.

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Вот она - явная эпифора.

Примеры прозаические

Однако не только творцы поэтического умонастроения грешны использованием этой фигуры. В прозе сплошь и рядом встречаются отголоски необычной ритмики, привносимой в язык использованием такого интересного явления, как эпифора. Примеры встречаются даже у таких серьезных, казалось бы, людей, как Ницше. Что далеко ходить, вспомним знаменитого Заратустру и его каленым железом повторяемое «так проповедовало безумие».

Или взять гоголевские фестончики, тоже представляющие собой яркий экземпляр этой стилистической фигуры. Словом, примеры эпифоры попадаются в литературных источниках с завидной периодичностью.

Анафора

Начав разговор об эпифоре, не следует забывать и о ее противоположности, о таком замечательном явлении языка, как анафора. Опять же не забудем дать определение употребляемому термину. Анафора — это стилистическая фигура, заключающаяся в том, что повторение звуков, слов или их сочетаний теперь приходится на начало ритмических элементов. Конечно же, обычно это строки стихотворных произведений. То есть опять же поэзия является наиболее частой мишенью для использования данной структуры усиления ритмики, однако попадаются случаи применения в прозе.

Чтобы не отставать от начала статьи, рассмотрим примеры и для анафоры. И в качестве подопытного возьмем Фета с его весенней радостью. Напомним:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света...

Яркий пример так называемой лексической анафоры.

В мире стилистических фигур оба элемента являются ярким примером антиподов. И анафора, и эпифора, примеры которых мы галопом по Европам рассмотрели в рамках этой небольшой статьи, являются важнейшими элементами любого языка, склонного к обогащению за счет использования стилистических фигур. Русский, конечно же, не является исключением и предлагает свой великолепный инструментарий для движения в означенном направлении.

Применение эпифоры

Настало время разобраться, как сие богатство можно применять в обычной жизни. Конечно, если читатель лишь понаслышке знаком с писательским ремеслом, а уж тем более со складыванием слов в вирши, то ему едва ли просто будет справиться с подобной задачей практического использования стилистических фигур вроде анафоры или эпифоры. Однако не следует забывать о том, что наше обыденное общение состоит из обмена идеями, складывающимися из все тех же слов. А что можно делать со словами, кроме как складывать их в предложения?

Поэтому явным и самым простым применением любых стилистических фигур является, конечно же, обогащение культуры речи человека, пользующегося этими элементами. А значит, примеры эпифоры и анафоры, а также их использования в обыденной речи являются вполне приемлемыми с точки зрения выбора в качестве предмета рассмотрения в неспециальном труде на тему подобной статьи.

Заключение

Подытожить все вышесказанное хотелось бы пожеланием для дорогого читателя знать не только теоретическую подоплеку и таким образом понимать, что, вообще, происходит в его родном языке, но и действительно применять различные инструменты обогащения его речи за счет использования стилистических фигур и не только. Поскольку запас этого добра по-настоящему поражает даже самое буйное воображение.

Ведь если задаться целью хотя бы просто разобраться только в фигурах и тропах, представляющих невероятный инструментарий возможностей работы, можно не только пополнить свой словарный запас и эрудицию, но и дать мощный толчок к пониманию действительного богатства и могущества родного и великого, так скудно используемого русского языка.

В переводе с греческого эпифора - это «повторение, прибавление, напор». повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это - грамматическая эпифора. Примеры её часто встречаются в детских стихах:

На балконе дружно жили

Мак, нарцисс. Они дружили.

Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму. Это - лексическая эпифора. Примеры - стихи:

Моему сыночку на восемнадцатилетие

Самый милый, любимый, родной,

Мой зайчонок, Ежулька-лапуля!

Он забавный, такой смешной -

Моя крошечка, мой сынуля!

И Ежулькой давно не зову я -

Головою - под потолок!

Стал Ежищей вихрастый сынуля…

Скоро взрослым уж станет совсем…

И не скажет, как прежде: «Мамуля!»

Но - придёт навестить, и я всем

Его гордо представлю: «Сынуля!»

Очень часто используется риторическая эпифора. Примеры этого приёма можно встретить в песнях, особенно часто - в русских народных. Детская песенка про двух гусей прекрасно демонстрирует его своими незабвенными строчками: «Один - серый, другой - белый, два весёлых гуся», а также стихи Юлии Друниной «Ты рядом».

Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще - повторяются дословно. Это также риторическая эпифора. Примеры- стихи той же Ю. Друниной «Есть время любить».

Начинаются они со слов: «Есть время любить, есть - писать о любви», а в конце эти строки повторяются с небольшим изменением: вместо слова «писать» автор использует глагол «читать».

Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка. Примеры эпифоры представлены в данной миниатюре.

«Баркарола» Чайковского

О чём поёт ей «Баркарола»? О море, о любви, о надежде, о горе… Она сама будто растворяется в музыке, переживая всё заново… Уже в который раз…

Нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И вот уже новая волна начинает набирать силу, накатывает на берег!

Море - большое, тёплое, ласковое. И на берегу они вдвоём с Максом - таким родным, таким любимым… И волны… Волны?! Они же предупреждали о несчастье! Они хотели сказать, что… но не умели говорить понятнее!

Обратный путь. Макс за рулём. Насвистывает весёлую мелодию. Вот он нажал на тормоза и опустил голову на сложенные на руле руки. Всё…

Она вдруг догадалась, что произошло непоправимое, закричала, стала поворачивать к себе его лицо! Потом ей стало понятно, что это - всё.

И разом для неё исчезли все звуки, словно уши заложило ватой. Она ничего не понимала, только всё слышала снова и снова нарастающий шум приближающейся волны… Негромкий удар воды о берег… Тихое шуршание обратного бега…

Она закончила игру. Опустила на колени руки. Встала перед притихшим, словно пустым залом. Молча поклонилась в пустоту и тишину. И вдруг…

Зал взорвался аплодисментами! А она стояла перед ним, маленькая, потерянная, с мокрыми дорожками слёз на щеках. И ничего не слышала…

А в ушах всё не смолкал нарастающий шум приближающейся волны, негромкий удар воды о берег и тихое шуршание обратного бега… И на берегу они… Вдвоём… С Максом… Таким родным, таким любимым!

Эпифора (литература)

Примеры использования

«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. В. Гоголь)

Лес не тот!
- Куст не тот!
- Дрозд не тот! (М. Цветаева)

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!" (А. Блок).

Ссылки

  • Квятковский А. П. Поэтический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1966.
  • Гаспаров М. Л. Эпифора// Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 513.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эпифора (литература)" в других словарях:

    Эпифора: В Викисловаре есть статья «эпифора» Эпифора (риторика) риторическая фигура. Эпифора (литература) стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз (или единоокончание). Эпифора (медицина) заболевание системы… … Википедия

    - (греч. epiphora – добавка), стилистическая фигура, соединяющая лексическим повтором концы речевых рядов: «Потому что обратили в лошадь добродетельного человека потому что изморили добродетельного человека потому что лицемерно призывают… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

    Определение. Е. (от греческого evangelion в переводе «благая весть») термин, прилагаемый теперь почти исключительно к четырем так называемым «каноническим» Е., т. е. принятым христианской церковью в качестве единственно подлинного рассказа об… … Литературная энциклопедия