Что такое гражданская лирика в литературе определение. Гражданская лирика

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось.

В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии.

Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии.

Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини.

По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

«Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом.

"Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна.

Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции.

Даже политические реалии, репрессии и перевороты могут иметь глубокую художественную и эмоционально-лирическую основу, если это гражданская лирика. Вне зависимости от эпохи, всегда находились талантливые поэты, которым было больно за свою страну, свой народ, свое будущее. Но в своем арсенале они имели только слова, в которых выражали настроение народа, описывали истинный патриотизм и переживали за судьбу своего государства.

Гражданская лирика - это…

Общественная жизнь, история и политика - вот предметы интересов этого жанра. В произведениях поэты описывают коллективные стремления, выражают свою любовь и преданность Родине, рассказывают о борьбе со злом в обществе и проявляют личные переживания за судьбу государства. Пожалуй, это основные темы гражданской лирики.

В таких стихотворениях не особо важен художественный размах, главное, чтобы произведение было глубоким и наполненным смыслом. Гражданские поэты во все времена считались защитниками своего народа, поскольку выражали в стихах его дух и стремления.

Каким должен быть стих?

Даже в наши дни можно встретить произведения, которые их авторы гордо именуют - гражданская лирика. Это в большинстве своем только громкие слова, ведь в их произведениях нет той искренности, глубины и стремления к справедливости. Современные авторы просто пытаются выпустить пар, они рифмуют строки, высказывая свое личное негодование, и пытаются найти единомышленников. И это гражданская лирика?!

Для тех, кто несведущ в таких вопросах, стоит почитать произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, которые были одними из лучших в этом жанре. Стихи гражданской лирики должны:

  1. Быть совершенными по форме и звучанию. Никто еще не отменял литературный язык. Рифмы, написанные простонародным языком, вперемешку с ругательствами в адрес политика или партии, не являются гражданской лирикой.
  2. Произведение не должно быть повелительным или назидательным. Простая история с плавным переходом к вечной философской теме - вот и весь секрет.
  3. Помогать представить себя в описываемом событии.
  4. Заставлять думать о том, чем стихи помогут обществу.

Лирика Тютчева

Гражданскую лирику лучше всего рассматривать на чем-то конкретном. К примеру, анализируя произведения классиков русской поэтической мысли. Пожалуй, сначала рассмотрим лирику Тютчева.

По своей сути поэт был консерватором. Он не приветствовал революции и перевороты, а главное, всегда считал, что Россия должна поддерживать порядок и спокойствие в странах Европы. В его арсенале очень много стихотворений на гражданскую тему. Например, «Знамя и слово», «Русская география», «К Пушкину на Вольность», «Рассвет» и т. д. Ну и, конечно же, всем известные строки: «Умом Россию не понять ». Уже из этих строк видно, насколько гражданская лирика Тютчева пропитана любовью к Родине и гордостью за свою страну.

Стихи Пушкина

Гражданская лирика А. Пушкина отличается особой свободой мысли. Он начал писать рано, когда еще учился в лицее, где и были сформированы взгляды поэта на политику. Первым гражданским стихом Пушкина по праву можно считать «Послание Лицинию». Поэт прибегает к римскому колориту, но все его вопросы адресованы русскому читателю.

Спустя некоторое время из-под пера Пушкина выходит ода «Вольность». В основе композиции лежит простая, прозаичная и очень давняя идея: как за внешней красотой скрывается уродство. Поэт рассказывает, что, находясь в неволе, люди разучились различать добро и зло. Но также он свято верит в возможность искоренить все негативное из общества, если свергнуть самодержавие и ограничить правящую элиту конституцией. В противном случае правителям не будут страшны «Ни наказанья, ни награды ».

Немного позже в гражданской лирике прослеживаются мотивы надежды на доброту самодержца. В «Стансах» Пушкин обращается к новому царю с просьбой помиловать участников декабристского восстания. Но самое лучшее гражданское произведение поэта - «К Чаадаеву». Основная тема стиха - служение Отечеству, однако она так умело завуалирована интимными переживаниями, что гражданские мотивы обретают очертание личных.

Лирика Лермонтова

Гражданские стихи молодого Лермонтова стали появляться после смерти Пушкина. Он был первым, кто выразил свое негодование правящей властью, написав, что в смерти выдающегося поэта виновата не пуля от пистолета, а «жадная толпа, стоящая у трона ».

Можно сказать, что Лермонтов продолжил гражданские традиции Пушкина. Как и его предшественник, поэт слыл в народе борцом за свободу. Произведение «Жалобы турка» было написано в виде письма-обращения к другу-иностранцу, вот только здесь Лермонтов рассказал много чего о порядках, которые царят в стране: «Там стонет человек от рабства и цепей. Друг! Этот край… моя отчизна ».

Также Лермонтов писал, что невозможно умному, душевному и честному человеку жить в светском обществе. Он ждал революции и непрестанно упоминал об этом в своих произведениях. В его стихах видна глубокая неудовлетворенность действительностью, протест против самодержавия, чувствуется мятежный дух, отрицание покоя и глубокая, беспросветная грусть от осознания собственного одиночества. В работах Лермонтова отражается настроение всей его эпохи.

Так писал Некрасов

Гражданские мотивы в ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести перед угнетенными людьми. Некрасов всегда считал, что самое главное в творчестве - это любить свой народ и родину, «служить им сердцем и душой ».

Родину он представляет в образе матери. Находясь вдалеке от родной страны, он страдает, бездействует и испытывает Но стоит только поэту увидеть родные пейзажи, как нерастраченная творческая энергия вырывается на волю. Основные мотивы его произведений - и человеку.

Некрасов очень правдоподобно изображает сельский быт и почти в каждом своем произведении упоминает о том, что хотел бы увидеть свободного человека и процветающее общество. Он не был революционером, призывающим к бунту. Некрасов считал себя человеком высокой морали и всегда говорил, что нельзя равнодушно смотреть на беды других людей.

Гражданская лирика Некрасова носит демократический, крестьянский характер. Поэта волнуют тяжелые судьбы людей, и все, что он может сделать - это верить в счастливое будущее. И облачая свою веру в рифмованные строки, он делится ею с народом, пытаясь сохранить в обществе хотя бы крошечный луч светлой надежды. Он делает все то же самое, что и другие поэты гражданских стихов, только смотрит на общество по-другому.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры , чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ ). По словарю Ожегова , лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность . По словарю Л. П. Крысина , лирическая поэзия - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта . В лирику входят стихотворение , романс , послание , элегия .

Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

википедия

Гражданская лирика

Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг.

Авторы, для которых тема гражданской поэзии явилась основной в творчестве, отражали общественные настроения и чувства народа, собственный взгляд на конкретные события в родной стране.

В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его дух и стремления.

Жанр гражданской поэзии популярен и сейчас, множество поэтов пишут в данном жанре.

Вот парадный подъезд.

По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…

Н.А. Некрасов

Пример:

Гражданская лирика — Анна Ахматова

Программным в этом отношении следует считать строки:

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда… ”

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен материал в статье

Правила написания стихов в жанре ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА должны соответствовать всем требованиям к написанию ЛИРИКИ вообще, меняется только предмет интересов - общественная жизнь, история и политика. В произведениях гражданской лирики автор описывает наши коллективные чаяния, выражает свою любовь к родине, борьбу со злом в обществе, показывает личные (непременно личные!) переживания за судьбы своей страны.

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное. Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

Цель публикации большинства сайтовских поэтов куда проще – спустить пар и найти виноватых: обвинить «всех красных» или «всех белых», «всех коммунистов» или «всех богатых»,- всех, кто не входит в его лагерь, который он называет «наши». А еще - в полемике под стихами найти поддержку своих единомышленников, которые похвалят его точку зрения при любой его «нескладухе» и «матерке» - они ведь вчитываются только в содержание, а на технику письма и стиль таким «рецензентам» полностью наплевать!

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

2.
В гражданской лирике очень желательно УЙТИ ОТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ (от «мы пахали» и «вы должны»), ОТ НАЗИДАНИЙ и рассуждений «вообще», - лучше описать конкретный опыт или историю, и из этой отдельной истории, которой вы стали свидетелем, постараться выйти на уровень вечной, философской темы. Это очень сложно! Случай – частный, а раздумья и вывод – на все времена, не конъюнктурные, не на злобу дня...

3.
ОБРАЩЕННОСТЬ К СЕБЕ САМОМУ. Поднимая тему происходящего вокруг, автору полезно и желательно обращаться к анализу самого себя в описываемой ситуации. И при этом не опускаться до летописного пересказа увиденного. Я за то, чтобы поэт обратил все свое внимание не только на событие, случай, явление, но и на себя в этом событии - на свои личные заблуждения или прегрешения, на то, как он сам смог (или не смог) повести себя в данной ситуации.

4.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе сочинения гражданских стихов очень полезно подумать, что я могу сейчас дать своими стихами другим, и чем они помогут обществу, вместо того, чтобы искать виноватых и разжигать злые эмоции: одних жестоких владык возвеличивать зарифмованным слогом, а других – не менее жестоких, втаптывать в грязь. Мы все – граждане, и мы все и во многом виноваты - каждый на своем месте. Но чувство внутреннего покаяния перед... (я называю это Богом, а вы можете - своей совестью или Родиной) встречается крайне редко в нашей «стихирской» поэзии.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики "Пусти свой хлеб по водам":

Если что-то в моих советах показалось вам разумным - используйте их в написании ваших новых стихов на гражданскую тему. Всяческих вам успехов!