Сколько должно быть знаков аварийной остановки. Знак аварийной остановки и штраф за него

Все, кто водит машину, знают, что на 100% обезопасить себя от случайностей на дороге, приводящих к дорожным происшествиям, невозможно. Поэтому каждый водитель возит с собой аварийный комплект, состоящий из запасного колеса, знака аварийной остановки, и . По требованиям безопасности движения, если автомобиль заглох или произошла другая неисправность, которая не позволяет покинуть проезжую часть, водитель обязан выставить перед машиной аварийный знак, предупреждающий других участников движения о препятствии на дороге, чтобы они могли заблаговременно предпринять объездной манёвр. С этой целью знак должен иметь элементы, привлекающие к себе внимание всех водителей.

Конструкция знака аварийной остановки

Аварийный знак представляет собой равносторонний треугольник, окаймлённый красной полосой в форме предупреждающих дорожных знаков, с пустым информационным полем, выполненный из пластика. Для того чтобы знак был заметен издалека в дневное и ночное время, он покрыт светоотражающей и флуоресцентной краской. К тыльной стороне треугольника прикреплена выдвижная ножка для придания ему устойчивости в вертикальном положении. Для усиления его массы и устойчивости между ножкой и основанием знака можно укрепить груз.

Грани треугольника должны иметь длину 500-550 мм. Новая модель знака аварийной остановки, выпущенная в производство с 2015 года, имеет по внешнему периметру пластиковое обрамление светосигнальной полосой шириной 50 мм. Общая ширина полос должна быть не менее 100мм. При покупке аварийного знака обращайте внимание на наличие флуоресцентной полосы, светящейся при затемнении. Сегодня это обязательное требование ПДД к оформлению. При некоторой сноровке можно самому переделать старые знаки под новые требования.

Правила установки знака аварийной остановки и штраф за его отсутствие

Устанавливать аварийный знак на дороге приходится в основном при ДТП или вынужденной остановке на дороге при поломке машины. Выставляется он на расстоянии 15 метров сзади от машины, если остановка произошла на попутной полосе или на том же расстоянии впереди машины, если остановка произошла на полосе встречного движения. При остановке на загородной трассе знак выставляется на расстоянии 30 метров от машины. Такая разница в дистанциях объясняется различием скоростных режимов в городе и за городом.

Если произошло столкновение машин, то до прибытия инспекторов дорожной полиции оба участника ДТП должны установить знаки на линии расположения своего транспортного средства вдоль полосы движения.

На правильность их установки обращает внимание инспектор ГИБДД по прибытии на место столкновения и может оформить штраф в сумме 1000 рублей в адрес водителя, проигнорировавшего данное требование ПДД, независимо от исхода разбирательства по поводу виновника ДТП.

При совершении или участии в ДТП необходимо выполнить следующие действия по установленным требованиям ПДД:

  1. немедленно остановиться;
  2. выключить двигатель и установить световую сигнализацию в аварийный режим;
  3. выйти из машины и выставить на указанном выше расстоянии знак аварийной остановки;
  4. не уезжать с места происшествия и не трогать предметы, лежащие на дороге, до прибытия полиции. Покинуть место аварии можно только в случае необходимости оказания экстренной помощи пострадавшему, когда другими способами сделать это невозможно. При этом следует зафиксировать положение машины на дороге мелом или другими подручными средствами.

Данные действия подлежат обязательному исполнению, чтобы избежать неприятных последствий на дороге и новых штрафов со стороны блюстителей порядка.

Внизу, как обычно, очень подробное и содержательное видео от Михаила Нестерова.

Видео: Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

Как выбирать и хранить

В магазине автомобильных аксессуаров можно встретить множество разнообразных моделей знака аварийной остановки. При выборе следует смотреть на следующие детали:

  • В конструктивном исполнении знак должен быть изготовлен из прочного и надёжного материала. Сочленения, выполненные без люфтов, обеспечивают надёжное расположение знака на дорожном покрытии, устойчивое к повышенной вибрации и потоку встречного воздуха. Оформление должно быть ярким, заметным издали при естественном освещении.
  • Внешняя светосигнальная рамка должна иметь предохранительную окантовку из прорезиненного или пластикового материала, сохраняющую грани от сколов и повреждений, обеспечивающую долгий срок службы и приятный товарный вид.
  • Ножка должна легко выдвигаться и фиксироваться в открытом положении. Не должно происходить самопроизвольного складывания ножки. Положение аварийного знака на горизонтальной поверхности при выдвинутой ножке или упоре должно быть устойчивым, он не должен опрокидываться от воздушных потоков, исходящих от проезжающих машин.

Хранить знак целесообразно в салоне автомобиля, а не в багажнике, как делает это большинство автолюбителей, так как существует риск такого повреждения кузова от столкновения, при котором открыть багажник станет невозможно. Как результат – дополнительная неприятность в виде штрафа за неиспользование знака в аварийной ситуации. Так как размеры не позволяют спрятать знак аварийной остановки в бардачок, многие водители держат его под сиденьем, что обеспечивает быстрое его извлечение при необходимости.

Вопрос Ответ
Включить аварийную световую сигнализацию и установить соответствующий знак, говорящий об аварийной остановке.
Аварийный знак должен устанавливаться при:

Вынужденной остановке автомобиля в местах, где это запрещено;

Вынужденной остановке автомобиля в местах плохой видимости.

Расстояние до ТС зависит от места остановки последнего. В городе оно быть равно или более 15 метров, вне города – равно или более 30 метров.
Штраф (как повторный, так и первичный) равен 500 рублям.
Конструкция должна иметь форму равнобедренного треугольника.
Во всех европейских странах, кроме Англии, Голландии, Германии, Мальты и Швеции.
Прежде всего, такие жилеты применяются при темноте и плохих погодных условиях.

В случае экстренной вынужденной остановки (при ДТП, поломке и пр.) на дорогах общего пользования, водитель должен предпринять необходимые меры, чтобы максимально обезопасить проезд иным участникам дорожного движения. Так, он должен выделить свое транспортное средство аварийной световой сигнализацией и выставить знак аварийной остановки, чтобы другие водители были заблаговременно оповещены о препятствии на дороге и могли снизить скорость или совершить иной маневр.

Знак аварийной остановки должен быть использован во всех случаях, когда того требует дорожная обстановка (см. ниже), что определено седьмым разделом Правил дорожного движения. Основное предназначение – предупредить иных водителей о препятствии на дороге, чтобы те смогли совершить своевременный маневр, поэтому конструкцию необходимо выставлять походу движения той полосы, на которой остановилась машина.

Если ситуация обязывает выставить знак аварийной остановки, но водитель не сделает этого, к нему могут быть применены административные санкции в виде штрафа (см. ниже). Штраф будет наложен даже в том случае, если у водителя просто нет при себе знака, или он неисправен.

Когда необходимо устанавливать

Конструкцию необходимо установить в следующих случаях, согласно пункту 7.2 ПДД:

  • При дорожно-транспортном происшествии.
  • При вынужденной остановке транспортного средства в местах, где это запрещено: посреди дорожной полосы, на перекрестке и т. д.
  • При вынужденной остановке транспортного средства в местах плохой видимости, из-за которой иные участники дорожного движения не могут своевременно заметить транспортное средство: за крутым поворотом, за пригорком и т. д.

Также, конструкцию необходимо прикрепить на задней части автомобиля при его буксировке в случае, когда не работает аварийная световая сигнализация, что определено пунктом 7.3 ПДД.

Расстояние от знака аварийной обстановке до автомобиля

Расстояние до транспортного средства зависит от места остановки ТС. В населенном пункте это расстояние не может быть менее 15 метров, вне черты города – не менее 30 метров, что определено пунктом 7.2 ПДД. Однако этот же пункт указал, что расстояние должно быть достаточным для того, чтобы иные участники дорожного движение были своевременно предупреждены об опасности и могли совершить необходимый маневр. Так, в зависимости от ситуации используются следующие правила:

  1. Если транспортное средство остановилась сразу за крутым поворотом, знак должен быть установлен перед ним.
  2. Если ТС остановилось за пригорком, знак выставляется перед ним.
  3. Если остановка произошла на скоростной трассе, аварийный знак выставляется на расстоянии 50–100 метров, чтобы иные водители успели притормозить по необходимости.
  4. Если авария произошла на перекрестке, водитель выставляет знак в сторону наиболее оживленного движения.

Штраф за отсутствие знака аварийной остановки

Если водитель не имеет при себе знака остановки, он может быть оштрафован на 500 рублей, согласно статье 12.5 КоАП, если инспектор ГИБДД выявит данное нарушение при остановке транспортного средства. Штраф равен 500 рублям независимо от того, является он повторным или первичным.


Если водитель не выставит аварийный знак при ДТП или выставит его неверно (не на ту полосу или не на том расстоянии), инспектор ГИБДД может оштрафовать его на 1 000 рублей, согласно статье 12.27 КоАП. Сумма штрафа не зависит от количества предыдущих нарушений. Такой же штраф полагается и за не включенную аварийную световую сигнализацию (при условии, что она не пострадала).

Как выбрать

Конструкция должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.27-2001, где указано следующее:

  • Конструкция представляет собой форму равнобедренного треугольника.
  • Каждая из сторон треугольника не может быть менее 50 сантиметров.
  • Материал изготовления должен быть ярким: красным или оранжевым.
  • По краю каждой стороны должен быть приклеен светоотражающий элемент подающий сигнал. Ширина не менее 5 сантиметров.

Помимо указанного, внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • Удобство и надежность ножек для установки конструкции на дорогу.
  • Наличие дополнительных светоотражающих (флуоресцентных) элементов. Чтобы знак был лучше виден в темноте, внутри помещают еще один треугольник, полностью состоящий из светоотражающих материалов.
  • Материал изготовления. Пластмасса легко ломается и очень легкая, из-за чего при сильном ветре конструкция может упасть. Железные знаки дороже, но надежней.

Требования в Европе

Требование о наличии в транспортном средстве оповещений аварийной остановки предъявляется во всех странах Европы кроме Англии, Германии, Голландии, Мальты и Швеции.

В некоторых странах, как Сербия, Хорватия, Босния, Македония, Словения и Черногория у водителя должно быть сразу 2 знака, если к их транспортному средству присоединен прицеп. Если же ТС двигается без прицепа, знак может быть только один и ставится он сзади походу движения авто.

На Кипре, а также в Румынии и Турции водители обязаны возить два знака даже при условии отсутствия прицепа.

А в Испании обязанность возить 2 знака возложена только на граждан своей страны. Иностранцам разрешается иметь при себе один знак, но рекомендуется приобрести второй. Во всех четырех странах при вынужденной остановке ТС конструкцию необходимо выставлять в обе стороны на той полосе, где находится авто. Если этого не сделать, на водителя наложат соответствующий штраф, в том числе это касается и Испании, где административные санкции могут быть применены и к иностранцам, которые по умолчанию не обязаны возить 2 знака.

Также, в некоторых странах Европы автомобилистов обязывают иметь при себе светоотражающие жилеты. В первую очередь таковые жилеты должны использоваться в темное время суток и в плохую погоду. В некоторых странах надевать его обязательно, всякий раз выходя из машины при остановке именно на дороге (не на парковке).

Правила запрещают эксплуатацию автомобиля, если он не оснащён тремя обязательными принадлежностями: аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки . Всё это можно приобрести в розничной сети и необходимо хранить в легкодоступном месте автомобиля.

Знак аварийной остановки – это красный треугольник, который при необходимости водитель обязан поставить на проезжую часть дороги со стороны приближающегося транспорта. Знак хорошо виден не только днём, но и ночью, так как обладает способностью отражать падающий на него свет фар. Даже в темное время суток другие водители увидят его, заблаговременно поймут, что впереди опасность, снизят скорость и будут готовы остановиться или объехать вас.

Несколько слов о том, что такое аварийная световая сигнализация.

Абсолютно в каждом автомобиле есть такая клавиша (или кнопка) – если её нажать, то начинают одновременно мигать все указатели поворотов и ещё два повторителя на боковых поверхностях передних крыльев. То есть сразу мигают целых шесть лампочек оранжевого цвета со всех сторон автомобиля. Водитель, включая аварийную сигнализацию или применяя знак аварийной остановки, как бы кричит остальным участникам движения:

«У меня проблемы! Будьте внимательны! Сейчас я, сам того не желая, представляю для всех опасность!».

Это что-то вроде специального языка (условно назовём его «аварийный язык»). У этого языка всего-то несколько слов и их надо знать. Причём знать их надо и тому, кто «кричит», и тем, кто слышит этот «крик». Тогда вы сможете не только видеть, что что-то случилось, но и понимать, что именно случилось. То ли произошло ДТП, то ли это один буксирует другого, то ли осуществляется посадка детей в автобус, предназначенный для их организованной перевозки.

Аварийная световая сигнализация должна быть включена:

– при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

– при ослеплении водителя светом фар;

– при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него:

– водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

Знак аварийной остановки должен быть выставлен:

– при дорожно-транспортном происшествии;

– при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

– при вынужденной остановке в любых местах, где стоящее транспортное средство не может быть своевременно увидено другими водителями.

При дорожно-транспортном происшествии.

При ДТП первое, что необходимо сделать, это незамедлительно включить аварийную световую сигнализацию. После чего также незамедлительно выставить знак аварийной остановки. И только после этого – всё остальное.

При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.

Как вести себя при вынужденной остановке вы уже знаете – первым делом включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки.

При этом если довелось сломаться в месте, где остановка не запрещена, или удалось откатить автомобиль в такое место, где остановка не запрещена (например, на обочину), то в этом случае Правила не обязывают водителей «кричать» всем о своих проблемах.

Однако если вы собрались чиниться прямо на дороге, тогда это другая ситуация.

Сейчас вы, безусловно, создаёте опасность для себя и для движения других транспортных средств. И, следовательно, должны включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки.

Правила. Раздел 7. Пункт 7.2. Абзац 3 . Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 метров от транспортного средства в населённых пунктах и не менее 30 метров – вне населённых пунктов.

Вы обратили внимание: Правила установили только нижнюю границу (не менее 15 метров в населённых пунктах и не менее 30 метров на дороге вне населённых пунктов ). Насчёт «не более» в Правилах ничего не сказано. Верхнюю границу водители должны определить сами, руководствуясь соображениями безопасности в каждой конкретной ситуации.

По всей вероятности, за поворотом что-то случилось. И водитель выставил знак аварийной остановки, отойдя от места происшествия гораздо больше, чем на 30 метров.

И правильно сделал!

В данной ситуации именно так и нужно поступать!

При буксировке .

Каждый, кто хоть раз был буксирующим или буксируемым, в полной мере вкусил все «прелести» такого движения.

Дистанция между автомобилями от 4 до 6 метров (такова длина буксировочного троса), оба сильно ограничены в маневрировании, разгоняться могут только медленно, а тормозить только плавно. Словом, ещё то «удовольствие».

В этой ситуации всё, что вам необходимо – это грамотно «прокричать» всем о том, что вас буксируют – при движении у буксируемого должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Причём, именно у буксируемого и только у буксируемого!

А что делать, если аварийная сигнализация не работает?

Правила. Раздел 7. Пункт 7.3. При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплён знак аварийной остановки.

Только постарайтесь сделать так, чтобы знак аварийной остановки не ограничивал вам обзор и не закрывал государственный регистрационный знак вашего автомобиля.

При ослеплении водителя светом фар.

Тёмное время суток. Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – вы не видите полотна дороги, вы не видите разметку, вы не видите край дороги, вы не видите, что дорога делает поворот. Это же смертельно опасно!

Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак-то, конечно, выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Абзац 5. При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Потом, когда слепивший вас автомобиль проедет, начинайте движение и, разогнавшись до средней скорости потока, выключайте «аварийку».

При посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.

Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей».

Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге. Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию. Это тоже одно из слов «аварийного языка», и очень важно, чтобы водители его правильно понимали. То есть, объезжая такой автобус, необходимо быть предельно внимательным и принять все меры предосторожности.

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

Ну, один такой случай мы с вами уже рассмотрели. Это когда вы решили починиться прямо на дороге, причём стоите в месте, где остановка не запрещена.

Предположим, это происходит на обочине дороги вне населённого пункта, то есть там, где остановка не только разрешена, но даже предписана Правилами. Вы ведь сейчас будете ходить вокруг автомобиля, открывать и закрывать двери, торчать под капотом и возможно даже полезете под машину, оставив ноги на проезжей части. И всё это время мимо будут пролетать автомобили. Конечно, от того, что вы включите аварийную световую сигнализацию и выставите знак аварийной остановки, они пролетать не перестанут, но водители будут повнимательнее и на всякий случай увеличат по отношению к вам боковой интервал.

И ещё один подходящий случай – это когда у вашего транспортного средства обнаружилась неисправность, с которой запрещается его эксплуатация. Например, камнем выбило лобовое стекло. Ну, вот что теперь делать? Правила разрешают в этом случае доехать до дома или до места ремонта (не бросать же машину на дороге). Но с соблюдением всех необходимых мер предосторожности! То есть, во-первых, двигаться вы будете в крайнем правом ряду. Во-вторых, двигаться надо с небольшой скоростью (а с большой и не получится – ветер будет дуть в лицо, неся с собой дорожную пыль и песок). И, в-третьих, во время такого(!) движения вы обязаны включить аварийную световую сигнализацию.

Правила не оговаривают все такие случаи. По Правилам водители должны включать аварийку всякий раз, если вольно или невольно создают опасность для движения.

При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • При дорожно-транспортном происшествии;
  • При вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

1. Не менее 15 м.
2. Не менее 20 м.
3. Не менее 30 м.
4. Не менее 100 м.
устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Вне населенных пунктов это расстояние должно быть не менее 30 метров от ТС.

Какой знак используется для обозначения автомобиля при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями?

1. А.
2. Б.
3. В.

Для обозначения автомобиля при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости он не может быть своевременно замечен другими водителями, должен быть незамедлительно выставлен знак аварийной остановки — А.

На каком расстоянии от транспортного средства должен быть выставлен знак аварийной остановки в данной ситуации?

1. Не менее 10 м.
2. Не менее 15 м.
3. Не менее 20 м.
4. Не менее 30 м.
устанавливается на расстоянии, обеспечивающем заблаговременное предупреждение других водителей об опасности. В населенных пунктах это расстояние должно быть не менее 15 метров от ТС.

Должен ли в этой ситуации водитель, остановившийся из-за неисправности, выставить знак аварийной остановки?

В этом случае, т.е. при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена , водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак выставляется не только, когда отсутствует или неисправна аварийная световая сигнализация, но и когда она включена.

Как Вы должны обозначить свое транспортное средство при дорожно-транспортном происшествии?

При дорожно-транспортном происшествии ТС должно быть обозначено включенной аварийной световой сигнализацией и знаком аварийной остановки.

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;