Слова на букву ж логопедические занятия. Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Станционная средняя школа

Конспект открытого логопедического занятия

«Звук и буква Ж»

(1 класс)

Подготовила: Никулькова С.А.

2016-2017 учебный год

Тема: «Звук и буква Ж».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Ж ;

    формировать навык звукового анализа;

    формировать навык чтения;

    формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематический слух;

    развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

    развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, выразительность мимики;

Коррекционно- воспитательные:

    воспитывать интерес к занятию;

    воспитывать умение выслушать своего товарища;

    воспитывать дружественные отношения между детьми;

    воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка;

Демонстрационный материал : картинка Жук , набор цветных фишек для звукового анализа, картинки с изображением предметов со звуком Ж, картинки для артикуляционной гимнастики, сюжетные картинки ежик.

Ход занятия

    Орг. момент. Мимические упражнения.

Здравствуйте ребята!

Объявление темы занятия.

Ребята, отгадайте загадку:

Черен, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

А сядет – землю роет. (Жук.)

Правильно, молодцы! (Выставляется картинка с изображение жука.) На какой звук начинается слово жук ? Сегодня мы будем заниматься, и играть со звук Ж . Напомните, пожалуйста, звук Ж это какой звук? (Согласный.) Почему? (Язык поднимается за зубы и образует преграду для воздуха.) А какой согласный твердый или мягкий? (Твердый.) Почему твердый? (Мы произносим его твердо, сердито.) Каким цветом мы обозначим звук Ж ? (Синим.) Правильно, ребята, молодцы. А знаете секрет про звук Ж ? (звук Ж всегда твердый, и младшего братца – согласного мягкого звука у него нет.) А теперь приложите руку к горлышку, почувствуйте, работают ли ваши голосовые связки? (Работают, гудит горлышко.) Значит звук Ж … (звонкий). Итак, звук Ж согласный твердый и звонкий звук.

Составление, преобразование слогов: жа – лужа – лужи.

Найдите на ваших столах букву Ж и положите ее перед собой. Найдите букву А и положите ее справа от буквы Ж. прочитайте, что получилось.

Теперь найдите и положите букву У слева от буквы Ж. Прочитайте что получилось.

Теперь превратите слог ужа в слово лужа. Что нужно делать? Прочитайте слово.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков?

Назовите согласные звуки, гласные звуки.

Сколько слогов в этом слове?

Теперь измените слово так, чтобы получилось слово лужи.

Какой звук слышите в конце слова лужи? Вы слышите ы, а писать будем и. Запомните правило: Жи пиши с буквой И.

    Артикуляционная гимнастика.

Ребята, а все жуки любят делать зарядку для язычка. Давайте, мы тоже сделаем:

Очень любят насекомые улыбаться. (“Улыбка ”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка ”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик ”)
Рядом с новеньким забором лодка-желобок (“Желобок ”)
А по ней несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
А качели надо делать не спеша (“Качели ”)
Физкультура получилась хороша.

    Дидактическая игра «Поймай слово».

Ребята, Жук хочет проверить, какие вы внимательные, поиграем с вами в игру «Поймай слово».

Покажи свои ладошки,

Мы похлопаем немножко.

Логопед произносит разные слова, дети «ловят слова» со звуком Ж . (Желудь, замок, шапка, жаба, жираф, санки, машина, жакет, зонтик, пожарный, сахар, журавль, животные, мешок, жук.)

    Звуковой анализ слова ЖУК.

    Нахождение картинок со звуком Ж .

Ребята, давайте найдем картинки со звуком Ж и выложим их вокруг синего кружочка. (Дети выбирают картинки со звуком Ж и выкладывают на доске.)

    Чтение слов с буквой Ж.

А сейчас, пожалуйста, выберите слова, которые подходят к картинкам.

    Мелкая моторика пальцев

Выкладывание букв из палочек.

    Составление рассказа по серии картин «Ёж».

    Дидактическая игра с мячом «Один – много».

Давайте поиграем с ними в игру «Один – много».

    Дидактическая игра «Кого не стало».

Давайте с вами поиграем в игру «Кого не стало». Все помнят правила игры?

    Работа в тетрадях.

Запишите как можно больше слов со звуком ж.

    Итог занятия.

Какой звук издает жук? Кто еще живет в этой стране? Понравилось вам занятие?

На память о путешествии наш знакомый жук попросил передать вам раскраски.

Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж» .

Задачи:

  1. Закреплять умение определять первый звук в словах.
  2. Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
  3. Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  4. Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.

Оборудование: карточка-буква «Ж» , счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба) , «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,

жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж) , цветные карандаши.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения» . Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина) . Кого называют «жадиной» ? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?

(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.

(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.

(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.

Игра «Назови лишнее» . Логопед: - На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук) . Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова) .

ΙΙ. Основная часть.

1. Игровое упражнение "Как жужжит жук?"

Логопед: - Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук) . Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж» ) .

Дайте характеристику звуку "Ж" (согласный, твердый, звонкий) . Есть у него мягкий братец? (нет) .

2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом) .

Логопед: - Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок) . Кому мяч бросаю, тот и отвечает.

ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук» :

Жук упал, и встать не может,

Ждет он - кто ему поможет.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения» .

Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки) .

ΙV. Знакомство с буквой.

1. Логопед: - Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж» ) .

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –

Из скольких элементов состоит буква?

2. Выкладывание буквы счетных палочек.

3. Игра «Дружба» . - К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в "сухом бассейне" (из фасоли) . Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)

4. Логопед: - У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба) .

5. Логопед: - Они приготовили для вас ребусы.

Первый ребус «Найди слово в слове» . (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон) .

Второй ребус «Соедини правильно» . Детям предлагается работа с раздаточным материалом:

Логопед: - Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба) . Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике) .

V. Рефлексия "Заштрихуй букву".

Логопед: - С какой буквой мы познакомились? (Ж) . Друзья буквы "Ж" дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.

Прощание с жабой и жуком.

Цель занятия: упражнять ребенка в выделении на слух звука [ж] и четком его произношении. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое индивидуальное занятие

Тема: «Звук и буква Ж, ж.»

Цель занятия:

1. Упражнять уч-ся в выделении на слух и четком произношении звука [ж]. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой.

2. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

3. Воспитывать интерес к учебным занятиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам собирается какой – то гость. Но кто это ты узнаешь позже.

Прежде чем встретить гостя, нужно размяться, сделать гимнастику.

  • «Заборчик»
  • «Трубочка» - следи, чтобы губы были округлены, а зубы сомкнуты.
  • «Качеля»
  • «Чашечка». Она должна быть широкая, большая, вынесена изо рта.
  • «Ветерок» - подуй на носик.

Занеси чашечку в рот и удержи там.

Теперь пора узнать, кто к нам пришел в гости.

II. Сообщение новой темы.

1. Сообщение темы занятия

Угадай, кто это?

Шесть ног без копыт,

Летит - жужжит,

Упадёт на землю - ползёт. (Жук)

Как можно назвать маленького жука (Жучок)

Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

Жук, жучок, жуки - какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

2. Уточнение артикуляции звука.

Как мы произносим этот звук?

Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

Какой это звук?

При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

3. Автоматизация звука.

Жук выучил разные песенки, давай споем вместе с ним.

ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА. 2. ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО. ЖО-ЖО-ЖО, ЖО-ЖО.

ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

Повтори чистоговорки.

Жа-жа-жа – жаба встретила ежа

Жу –жу –жу – я жука вам покажу

Жи – жи – жи – режут острые ножи

4. Пальчиковая гимнастика.

Жу – жу…

Я весёлый майский жук. (круговые движения указательным пальцем)

Жу – жу…

Над лужайками кружу.

5. Игра «Я начну, а ты закончи)».

бро ма

вя (жу) бу

хо гля

ви ре

6. Лото (картинки, в названиях которых встречается звук ж )

7. Игра «Большой – маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

8. Определение наличия звука в словах: Жало, шило, сумка, змея, лужа, жираф, живот, ваза, желудь, пижама, замок, узор, жакет, ужин, жир, гроза, жар, шум, зонт, жаба.

9. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

Картинки достаются из корзинки.

10. Звуковой анализ.

Жаба лужа

Произнеси слово четко.

Какой первый звук? (ж)

Охарактеризуй его (согласный, твердый, звонкий)

Какой фишкой обозначается? (синей) и т.д.

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

11. Закрепление знания буквы Ж.

Жук загадает тебе загадку:

«Эта буква широка и похожа на жука

Что это за буква?».

12. Выкладывание буквы из палочек.

13. Чтение слогов.

Жа, жо, жу,

Аж, ож, уж

«Звук [Ж], буква Ж»

Тема урока : Звук [Ж], буква Ж

Цель урока: закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж].

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж];

Учить выделять звук из слов, давать ему характеристику;

Учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

Формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой;

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Развивающие:

Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;

Развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению;

Расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: картинка жука, карточки с изображением жука, презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел гость, но чтобы узнать, кто пришел, давайте отгадаем загадку:

Я на ветке сижу,

Букву Ж себе твержу

Знаю твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?

(Слайд 2)

Основная часть.

1) - Давайте вместе произнесем звук Ж. Что делают губы, когда произносим звук Ж? Что делает язык? Что делает горлышко? (Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит). (Слайд 3) Какой это звук?(согласный, звонкий, твердый) (Слайд 4).

2) - Звук Ж мы вспомнили. А теперь напомните мне, чем отличаются звуки и буквы? На что похожа буква Ж? (Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…) (Слайд 5)

3) -Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы будьте внимательны когда услышите звук Ж, поднимите карточки с изображением жука. Обратите внимание у всех разные жуки, на обороте есть информация про этих жуков, дома прочитаете. Итак приготовили карточки и слушаем внимательно.

Слова: пиджак, каша, кинжал, коза, повозка, флажок, жаба, свет, жатва (процесс уборки урожая, злаковых культур), жажда, мишка, кружка.

4) Игра «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж]. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].

А – О У – Ы (ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ)

АА – ЫИ АО – УЭ (АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ)

5) Игра «Составь слово». На доске вы видите слова, добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Полностью произнесите его и запишите в тетрадях. (Слайд 6-10)

Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), е... (жиха), же... (ребенок), жи... (раф). Звуковой анализ (в начале, середине, конце)

6) -Ребята, помогите нашему Гостю-Жуку правильно написать слова

Уж, Ёж (Слышим звук [ш], а писать нужно букву [Ж]. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (Проверочное слово - это слово, которым мы проверяем другое родственное слово, неясное нам в правильном написании). (Слайд 11-12) Самостоятельное выведение правила:

Жи-ши пиши с гласной И.

7) Игра «Опрос». Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете. (Слайд 13-19)

Кличка собаки из сказки "Репка" (Жучка)

Животное с самой длинной шеей (Жираф)

Что у человека дороже всего (Жизнь)

Цирковой артист (Жонглёр)

Детская игра (Жмурки)

Плод дуба (Жёлудь)

Детеныш лошади (Жеребёнок)

Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? (Жаба)

8) Жук приготовил для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок. (Слайд 20)

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Запишем эти скороговорки в тетрадях, дома вы научитесь красиво, четко и быстро читать эти скороговорки.

9) Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж". (Слайд 21)

ВАРЯ И ЧИЖ

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".