ПДД: "Правила езды на велосипеде". Основные правила дорожного движения для велосипедистов

Многие велосипедисты задумываются использовать свой байк в качестве транспортного средства и передвигаться на нем на работу, дачу, в магазины, на природу…. По тротуарам среди пешеходов ездить довольно проблематично, специальных велодорожек на город-миллионник найдется одна-две, и то не факт. Остается один вариант – автомобильные дороги и трассы, и движение по ним наравне с машинами.

Не все знают, что велосипед приравнивается к авто, а на дороге необходимо соблюдать общие правила передвижения на проезжей части. Выходить с байком неподготовленным нелепо и опасно, поэтому сейчас определим, где и как должен ехать водитель велосипеда и чем руководствоваться при этом.

Велосипедная безопасность в «железном царстве»

Для безопасной езды на велосипеде по проезжей части необходимо:

  • Исправное состояние транспорта.
  • Требуемое положение относительно других ТС.
  • Оптимальная скорость.
  • Выдержка дистанции, бокового интервала.
  • Внимательность, хорошая реакция.
  • Видимость со стороны.
  • Соблюдение требований дорожных знаков, разметки, светофоров.

При перемещении по проезжей части велосипед должен быть в исправном состоянии. В первую очередь это касается руля и тормозной системы. Также необходимо проверять крепления колес к раме, состояние трансмиссии и давление воздуха в шинах.

Определяемся, на какой стороне дороги нам нужно находиться. Довольно спорный вопрос среди велосипедистов: одни утверждают, что ехать надо по ходу движения, другие – «против шерсти», как пешеходы – по обочинам, третьим вообще все равно, хоть посередине. Так кто же прав?

ПДД ясно и четко определили положение велосипеда на дороге: попутно с другими ТС, двигаться возможно правее. Это может быть край дороги, правый ряд при многополосном движении. Ключевое слово «возможно» означает, что правила дорожного движения разрешают велосипедистам отклоняться влево и даже выходить на встречную полосу движения. К таким случаям относятся:

  • Объезд припаркованного автомобиля.
  • Плохое качество дорожного покрытия, при движении по которому можно упасть и создать аварийную ситуацию.
  • Проезд места аварии или оцепления.

Движение группы велосипедистов осуществляется в один ряд, в крайнем правом положении, на расстоянии друг от друга. Езда параллельно по одному ряду, как это разрешают правила мотоциклам, для велосипедистов запрещена.

Велосипедисты – рыбы в воде на правой стороне дороги

Большое значение имеет скорость движения велосипеда в потоке. Согласно ПДД, ехать синхронно с потоком наиболее безопасно для каждого транспортного средства. На дороге необходимо развивать и удерживать достаточно высокую скорость, не менее 20 км/час. Слишком медленная езда создает помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это касается узких дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость безопасна лишь в случае, если весь транспорт движется быстро.

Дистанция для велосипедиста – это расстояние между ним и другими транспортными средствами по длине. Боковой интервал – расстояние по ширине. Для комфортной езды по дороге их необходимо выдерживать, чтобы в опасной ситуации можно было свернуть в сторону. Если дистанция за впереди идущей машиной сокращается, нужно сбавить темп. И, наоборот, ускориться, если она уменьшается с транспортом сзади. При параллельном передвижении не следует слишком близко прижиматься к попутным и припаркованным автомобилям, и вот почему:

  • Есть риск упасть на машину из-за неровности на дороге.
  • Может внезапно открыться дверь стоящего авто.
  • Машина может задеть велосипедиста.

Внимательность – залог успешного движения на велосипеде на правах водителя. Тщательно следует следить за происходящим впереди и по бокам. Дорога – это движение, и обстановка меняется каждую секунду. Полезно будет приобрести зеркало заднего вида и установить его на руль: так можно будет следить за дорогой и сзади.

Неотъемлемым атрибутом внимательности является реакция: чем она выше, тем больше возможностей избежать неприятной ситуации. Скорость реакции снижается при усталости, приеме лекарств и в состоянии опьянения. В этих случаях правила запрещают садиться за руль, в том числе и велосипедный.

Спокойствие велосипедисту даст уверенность в том, что его видят. Рекомендуется иметь светоотражатели на раме, световые приборы (фара спереди и мигающий красный фонарь сзади) при движении в сумерках, яркую одежду, желательно тоже со светоотражающими полосками.


Стал видимым – избежал проблем и сохранил жизнь

Правила дорожного движения обязывают, наравне с водителями авто, соблюдать требования дорожных знаков, разметки и сигналов светофора. Актуальные дорожные знаки для велосипеда:

  • Знаки приоритета.
  • Пешеходный переход.
  • Въезд запрещен.
  • Запрещающие повороты.
  • Предписывающие направления.
  • Знаки особых предписаний: одностороннее движение, движение маршрутного транспорта.
  • Знаки «Движение по полосам».

Обращаем внимание на знаки

Разметка для велосипедиста:

  • Сплошная линия (переезжать нельзя).
  • Прерывистая линия (можно пересекать).
  • Пешеходная «зебра».
  • Островки безопасности.
  • Желтая разметка, запрещающая остановку и/или стоянку.

Что касается светофоров, то все просто: красный, желтый – стой, зеленый – дорога свободная. Горящая дополнительная секция светофора движение разрешает после проезда других ТС на основной зеленый. Для велосипедиста будет актуальна стрелка «направо».

Безопасный полет при маневрировании

Маневрирование на дороге – это отклонение от прямой траектории. Согласно ПДД, водитель в этой ситуации должен уступать дорогу транспорту, движущемуся прямо. Маневры на проезжей части – это начало движения, перестроение и повороты. Последнюю категорию рассмотрим в отдельном разделе, а сейчас поговорим о том, как правильно начинать движение и перестраиваться.

В начале движения необходимо уступить дорогу всем, кто едет попутно: автомобили, мотоциклы, другие велосипеды. Как только образовался безопасный промежуток и другие попутки еще далеко, отклоняемся влево, выравниваем руль и набираем скорость. При повороте на дорогу из прилегающей территории (дворы, проезды, площадки) также необходимо всех пропустить.

Перестроение необходимо при объезде препятствий или движении в разрешенном направлении. К примеру, правый ряд предназначен только для правого поворота, а проехать надо прямо. Траектория при перестроении должна быть максимально спрямлена, поэтому начинать отклоняться влево нужно заранее. Попутному транспорту уступаем дорогу, снижаем скорость. При объезде препятствий на узких дорогах с выездом на левую сторону необходимо остановиться и пропустить встречный транспорт. Если же препятствие на стороне встречки, то на своей территории велосипедист имеет преимущество проезда.


Схема разъезда со встречкой на узкой дороге

Проезд перекрестков и пересечение дороги

Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.

Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.

Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.


Трамвай всегда главный

Предупреждающие указания о повороте: «направо» – вытянутая рука в правую сторону, «налево» и «разворот» – вытянутая рука влево. Показывать направление поворота нужно заранее, перед маневром.


Подача сигналов при повороте – хороший тон, серьезный подход

Перекрестки разделяются не несколько типов:

  • Нерегулируемые, равнозначных дорог.
  • Бессветофорные, с определенным приоритетом.
  • Регулируемые.

Первые тип перекрестков проезжается по правилу «помеха справа». Смотрим направо и все, что движется оттуда, – пропускаем. При повороте налево на таких перекрестках необходимо пропустить всю встречку, если у нее нет своей помехи справа (слева от велосипеда).


Схема проезда «помеха справа»

Перекрестки с приоритетом – это пересечения дорог, где по правилам одни проезжают «не глядя», другие уступают. Первые движутся по главной дороге, вторые находятся на второстепенной. На главной дороге велосипед имеет преимущество, как и автомобиль. Однако нужно соблюдать осторожность, немного снизить скорость и проехать, только если, действительно, дают это сделать.

Самый неприятный маневр на главной дороге – съезд налево. Здесь нужно будет предварительно пропустить всех попутных, а затем и встречных. Иногда главная дорога может менять направление: под знаком есть информационная табличка. Если такая дорога поворачивает налево, то никого пропускать не нужно. На второстепенной дороге велосипед уступает всем, кто едет по главной, если намерен проехать прямо или налево, и только будущим попутным ТС – при повороте направо.


Перекресток с приоритетом проезда

Регулируемые перекрестки – это обычно пересечение крупных улиц, где поворот налево будет запрещен. Повернуть можно двумя способами:

  • Слезть с велика и пересечь дороги по зебрам.
  • Проехать «уголком»: прямо на зеленый, повернуться на 90 градусов и снова на зеленый проехать прямо. Сделать это можно там, где нет пешеходных переходов, и если у края дороги не стоят машины. А вообще, безопаснее первый вариант.


Поворот налево с многополосной дороги «уголком» (зеленые линии)

Прямо и направо разрешено ехать на зеленый сигнал, в том числе и мигающий. Завершать проезд перекрестка можно на желтый и даже красный. Если светофор мигает желтым или выключен, то смотрим на знаки приоритета или слезаем и переходим дорогу пешком.

Есть еще Т-образные регулируемые перекрестки. Они интересны тем, что с дороги без прямого проезда можно свернуть налево, даже если количество полос больше одной. Для этого заранее надо перейти в левый ряд и на зеленый спокойно повернуть: велосипед окажется справа от всех и не создаст помех. Не забываем подавать сигналы поворота при перестроении и перед поворотом.

Внимание! При повороте направо или налево пересекать пешеходный переход можно только при отсутствии на нем людей. То есть действуем как в машине: на поворотах пропускаем всех пешеходов, также даем завершить им переход.

Переходить дорогу с велосипедом нужно своими ногами, по пешеходному переходу. К сожалению, многие пренебрегают этим и переезжают прямо на седле. Этого делать нельзя по следующим причинам:

  • Можно сбить пешехода на зебре.
  • Есть опасность врезаться в бордюр и слететь с велосипеда.
  • Водитель машины с поворота может не заметить велосипедиста и сбить его.

То же касается регулируемых переходов (без перекрестка): в правилах четко указано, что пересекать проезжую часть велосипедист обязан на правах пешехода. Уважающий себя водитель велосипеда всегда помнит, где он может, а где не должен ехать.


Это неправильный велосипедист

Где ездить желательно, не стоит, запрещено

Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.

Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.

При четком и своевременном соблюдении правил езда на велосипеде по дорогам будет относительно безопасной и комфортной. К ним следует добавить негласный принцип «трех Д», а также быть уважительным и терпеливым по отношению к другим участникам. Вежливости много не бывает, но она обязательно вернется. 

В каком возрасте разрешено выезжать на велосипеде на проезжую часть. Как это осуществить, есть ли какие-то ограничения и требования. Законодательные нормы, при помощи которых происходит регулирование правоотношений.

Кто считается велосипедистом

Велосипедист – полноправный участник транспортного движения. Согласно п. 1.2 ПДД РФ велосипедистом является лицо, которое эксплуатирует велосипед. Данный транспорт предстает как средство передвижения, имеющее как минимум два колеса и приходящее в движение при помощи мускульной энергии человека, управляющего данным ТС.

С 2014 года введена норма о том, что велосипед может обладать электродвигателем, мощность до 25 км/ч. Если превышено, то ТС считается мопедом.

Важно! Если гражданин идет рядом с велосипедом (ведет его), то он признается пешеходом и на него больше не распространяются нормы, предназначенные для водителей.

Можно ли им двигаться по автомобильной дороге

Передвигаться по дороге на велосипеде разрешено, поскольку он признается полноправным средством передвижения. Однако законодательством введены требования к возрасту велосипедистов, выезжающих на участок дороги.

Так, выделим следующие критерии, устанавливающие в каком возрасте можно выезжать на велосипеде на проезжую часть:

  1. До 7 лет разрешено передвигаться исключительно на тротуаре и на специальных пешеходных дорожках. Также они могут ездить в пешеходных зонах.
  2. Дети от 7 до 14 лет позволяется перемещаться по тротуару, на дорожках и в зонах для пешеходов, а также на велодорожках.
  3. Лицам, которые старше 14 лет, кроме вышеперечисленных вариантов, позволено ездить на участках автомобильной дороги (по краю проезжей части, а также по обочине). Однако с четким соблюдением ПДД.

Можно выделить следующие территории, где могут передвигаться на велосипедах лица, старше 14 лет:

  1. Специальная велосипедная дорожка.
  2. Край проезжей части.
  3. Обочина.
  4. Тротуар или, при наличии, пешеходная дорожка.

Все эти участки дороги указаны в порядке убывания. Иначе говоря, каждый последующий пункт предполагает, что предыдущий вариант отсутствует. Например, передвигаться по обочине можно только при отсутствии специальной велодорожки или же возможности ехать по краю дороги.

С 2015 года велосипедистам позволено передвигаться по полосе, предназначенной для автобусов и иных видов общественного транспорта. Важное условие – данная полоса должна находиться по правой стороне дороги, а также иметь соответствующие обозначения.

Правила движения для велосипедистов

На велосипедистов распространяются те же стандартные правила дорожного движения, что и на водителей, поскольку они являются равносильными субъектами ПДД.

Так, согласно п. 24.8 велосипедистам запрещено:

  1. Управлять ТС одной рукой.
  2. Совершать перевозки груза, выступающего более чем на 0,5м за габариты или же груз, который мешает управлению ТС.
  3. Заниматься перевозкой пассажиров, если это противоречит конструкции ТС.
  4. Перевозить малолетних детей без специальной поддержки.
  5. Переезжать на велосипеде по пешеходному переходу.
  6. Совершать поворот налево или разворот на дороге, где присутствует трамвайное движение, а также на дорогах, которые имеют больше чем одну полосу попутного движения. Единственный выход из данной ситуации: слезть с велосипеда, стать пешеходом и перейти на нужную сторону дороги.
  7. Запрещена буксировка велосипедов и мопедов.

Велосипедист в темное время суток должен надевать светоотражающую жилетку, а согласно п. 19.1 ПДД РФ, ночью или при недостаточной видимости на велосипеде должны быть установлены фонари или фары. Характеристика данных приборов не оговаривается.

Важно! Велосипедист это полноправный участник транспортного движения, как уже отмечалось выше, поэтому перед маневрированием он обязан подавать соответствующий сигнал. Поскольку на велосипедах отсутствуют повортники, то сигналы подаются рукой.

Следует отметить самые распространенные нарушения среди велосипедистов. Движение навстречу автомобилям по дороге или же езда на пешеходном переходе. Велосипед – такое же транспортное средство, им уделен определенный участок дороги. Вышеперечисленные ситуации – грубейшее нарушение ПДД.

Так как было сказано о запрещающих нормах, то следует упомянуть об ответственности, которую могут понести велосипедисты. В КоАП РФ велосипед не считается полноценным транспортным средством. Однако для подобных противоправных деяний выделена специальная норма – ст. 12.29 КоАП РФ.

Так, санкции в отношении велосипедиста наступают в следующих случаях:

  1. Нарушение любой нормы ПДД способно повлечь за собой штраф в размере 800 рублей.
  2. Управление велосипедом в нетрезвом состоянии может повлечь за собой повышенную сумму штрафа, размер которого составляет 1-1,5 тысячи рублей.

Также следует упомянуть о статье 12.30 КоАП РФ. Если гражданин на велосипеде своим маневром создает помехи для других автомобилей, то инспектор вправе назначить ему штраф размером в 1 тысячу рублей.

Если же гражданин нарушил ПДД по неосторожности, что повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью другому участнику ДТП (в норме рассматривается легкая или средняя тяжесть), то следует штраф размером в 1-1,5 тысячи рублей.

Сегодня продолжает действовать программа скидок при оплате штрафных взысканий. Условия следующие: в течение 20 дней после вынесения постановления вам предоставляется скидка в 50% настоящей суммы штрафа. Заплатить штраф можно на сайте госуслуг, в банкоматах ГИБДД или же в отделении любого банка.

Таким образом, передвижение на велосипеде на проезжей части разрешается уже с 14 лет. Однако велосипедист, являясь равноценным участником дорожного движения, должен соблюдать ПДД. Иначе он подлежит административной ответственности.

{ ArticleToC: enabled=yes }

Каждый, кто садится за руль велосипеда, становится участником дорожного движения. Поэтому и требования к нему стол же строги, как для авто водителей и водителей мотоциклов.

Чтобы обеспечить безопасность для себя и окружающих, водители этих средств передвижения должны соблюдать правила.

Число колесных мобильных средств, которые в движение приводятся мышечной силой человека, растет год от года. Их покупают в специализированных магазинах и берут напрокат: на них едут на работу, везут в садик детишек, совершают прогулки и поездки по магазинам и просто используют, чтобы поддержать здоровье.

Поэтому, чтобы на дорогах не возникала неразбериха, велосипедисты должны соблюдать правила.

В европейских странах этот вид транспорта является едва ли не самым популярным. Дания, Германия, Голландия, Бельгия являются лидерами по увлечению ними. Там развитая сеть велосипедных дорожек, установлены специальные светофоры, что подтверждает внимание людей к мобильному транспортному средству. В Дании, к примеру, автомобиль сегодня считается роскошью, а велосипед занял значительную нишу среди средств передвижения. Объясняется это введением высокого налога на покупку авто, который превышает стоимость самого автомобиля. К этому добавилось введение платы за парковки. Вот и приобрело популярность это средство передвижения, которое используют для поездок в места, куда нельзя добраться пешком и на автомобиле, на нем разрешено заезжать в цент крупных городов. Езда на таком транспорте, еще и для здоровья полезна.

Преимущества, которые дает это средство передвижения:

  • цена – она ниже намного, чем на другие виды транспорта;
  • нет нужды покупать бензин, цены на которой достаточно высоки;
  • малые габариты;
  • нет проблем, которые связаны с пробками на городских дорогах в часы «пик»;
  • скорость. Она, в сравнении с мотоциклами и автомобилями ниже, тем не менее, благодаря мобильности, добраться в нужное время быстрее на велосипеде;
  • вращение педалей оборачивается своеобразным плюсом: это помогает накачать мускулы ног;
  • пребывание на свежем воздухе (где нет выхлопных газов) оборачивается для здоровья еще одним плюсом;
  • езда акцентирует внимание, помогает человеку сосредоточиться.

Список основных достоинств получился немаленьким.

Но о недостатках то же нельзя замалчивать:

  • проблема хранения;
  • недостаточное количество парковок в городах и оборудованных дорожек;
  • сезонность, т.е. в дождливую погоду и зимнее время этот транспорт малоэффективен.

Среди основных производителей главенствует Китай — там сосредоточено огромное число заводов по сборке и выпуску дешевого и мобильного транспорта. Но, не спешите хаять производителя – о его продукции сказано немало хороших слов, притом, что в сравнении с именитыми европейскими изготовителями, стоит мобильный транспорт намного меньше.

То, что в мире насчитывается до миллиарда любителей прокатиться « с ветерком», свидетельствует о многом, и о том, что люди задумались об экологии и таким образом ведут борьбу с загрязнением воздуха.

Негативные последствия популярности авто

  • загрязняют воздух;
  • требуют значительных финансовых вложений, в том числе на текущий и плановый ремонт;
  • сильно шумят;
  • долгое время, проводимое за рулем, является причиной развития некоторых заболеваний;
  • малая подвижность водителя ведет к тем же проблемам.

Эти проблемы не знакомы тем, кто выбрал мобильный транспорт. Если его будут и далее популяризироваться, то он станет транспортом будущего, особенно наблюдая, сколь быстро развивается производство, сколько разработано новых моделей и гаджетов к нему.

Выдержки из главы 6 правил для велосипедистов

В главе прописаны правила, которые четко должны соблюдаться при выезде за пределы собственного дома, когда сидящий за рулем превращается в полноправного участника дорожного движения.

Какие существуют правила для велосипедистов

Правилами дорожного движения (глава 6 «Требования к водителям мопедов и велосипедов») четко регламентируют поведение велосипедистов, покинувших свой дом, и оказавшихся на дорогах.

Рассмотрим основные правила, прописанные в этой главе:

6.1 На велосипедах по проезжей части двигаться правилами разрешается гражданам, достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Детишки, которым исполнилось 14 лет, в соответствие с правилами могут кататься одни по дорогам. Младшим правила разрешают передвигаться исключительно по тротуарам. А тем, кому нет и 7 лет, кататься можно только под присмотром взрослых.

6.2. Мобильный транспорт, о котором идет речь, необходимо оборудовать отражателями света – это еще одно правило велосипедиста. Цвет отражателя, установленного впереди – белый, сзади крепится отражатель красный, по бокам – оранжевого цвета. Правила требуют, чтобы помимо светоотражателей, был звуковой сигнал.

6.3. Если движение проходит в условиях ограниченной видимости, в частности ночью, правила требуют, чтобы пользовались установленными спереди и сзади фонарями, которые помогут на проезжей части обозначить транспортное средство.

6.4. Следующее правило: чтобы участникам движения не мешать при передвижении группой, ехать нужно цепочкой, т.е. друг за другом. Если движется колонна, то велосипедисты разделяются на группы, по 10 человек в каждой, и движутся, соблюдая между группами дистанцию в 80-100 метров. Между самими «водителями» по правилам расстояние выдерживается не менее 1,5 метров. Выполнение этого правила поможет беспрепятственно двигаться водителям другого транспорта, избегая образования пробок.

6.5. Грузы перевозить разрешается таких габаритов, которые не мешают управлению велосипедом. Правила разрешают перевозить грузы на багажнике или прицепе специальном, но не предусматривают транспортировку груза негабаритного.

  • управлять транспортом, у которого неисправен сигнал, тормоза, нет освещения (в темное время), а также при плохой видимости;
  • ехать по проезжей части нельзя, если рядом есть велодорожка;
  • двигаться по дорожкам для пешеходов (кроме велосипедов детских);
  • держаться при движении за другое транспортное средство;
  • ехать, не держась за руль или сняв с педалей ноги;
  • перевозить на дополнительно сиденье взрослых людей (детей до 7 лет) разрешается при условии,
  • что сиденье оборудовано подножками);
  • не допускается правилами велосипедистов буксировка велосипедов, мопедов, прицепов (кроме оговоренных выше).

Правила: где разрешено ехать транспортному средству

По проезжей части ехать обязаны (по правилам) как можно ближе к правой обочине. Часто мешают выполнить это правило припаркованные машины, которые нужно объезжать, что очень рискованно с точки зрения движущегося сзади транспорта и со стороны водителя припаркованного авто, который может открыть дверь перед носом велосипедиста, не заметив его приближения.

Если во время поездки произошла поломка, случилась травма или просто человек устал и хочет пройтись пешком, он превращается в пешехода, даже шествуя с транспортным средством. Двигаться теперь он должен согласно правилам по краю левой обочины – навстречу движущемуся транспорту, чтобы в случае опасности, быстро среагировать.

Как по правилам обозначается велосипедная дорожка

При наличии велодорожки, двигаться нужно только по ней.

На ее наличие указывает дорожный знак, предусмотренный правилами:

При отсутствии знака, на велодорожку наносят разметку с указанием направления движения (говорено правилами).

Если она есть, то правилами велосипедистов запрещается движение по проезжей части. Пока в нашей стране дорожек немного, поэтому колесят велосипедисты наравне с фурами и автомобилями, поэтому вопрос личной безопасности необычайно актуален.

Что важно знать, чтобы обезопасить себя на дорогах

  • Ехать по дорогам опасно, потому что велосипедистов в темное время могут не заметить. Чтобы такого не случилось, рекомендуется надевать велоодежду поярче и оборудовать свой транспорт светоотражающими элементами, как требуют правила для велосипедистов, раздел 6.2. Заднюю фару нужно включать согласно п. 6.3 правил для велосипедистов. На руль крепят велофонарь, работающий от аккумулятора или батареек.
  • Передний фонарь поможет издалека заметить транспорт и осветит путь.
  • Часто у фар есть разные функции: непрерывного свечения, мигания.
  • Чтобы не рисковать, поворачиваясь назад, оборудуйте мобильный транспорт зеркалом заднего вида, прикрепив его к рулю. Этот незамысловатый аксессуар поможет сконцентрировать внимание на дороге.
  • Еще одним пунктом правил, направленным на сохранение здоровья велосипедиста, является обязательное ношение шлема, который защитит голову при падении, от которого не застрахован даже опытный водитель. Ведь обстоятельства не всегда зависят от его опыта и умения.

Нужны ли велосипедисту права

До настоящего времени этого не требовалось, но в Госдуме уже подняли этот вопрос, на который неоднозначно отреагировали владельцы «железных коней». Большая часть негативно отозвалась об этом решении. Но, вызваны меры глобальным нарушением правил, нежеланием оборудовать соответственно свое транспортное средство, пренебрежением правилами безопасности — ношением светоотражающей одежды и шлема.

Права помогут повысить культуру этих водителей, а также применять к ним штрафы за допущенные нарушения. Но, не только они виноваты в ДТП на дорогах, поэтому желательно бы было заняться устройством велодорожек, о чем пока новостей нет.

Когда закон примут, передвигаться можно будет, только имея удостоверение, похожее на права автолюбителя. Но, учитывая возросший интерес к велосипедам, введение обязательного обучения для получения прав, может стать причиной, по которой спрос на велосипеды упадет.

В правилах велосипедистов предусмотрены жесты, помогающие определит, какой маневр они будут выполнять.

Руки выполняют роль автомобильных фар:

  • когда ее поднимают в правую сторону — будет направо поворот;
  • поднимая руку вверх, водитель будет продолжать двигаться по прямой;
  • налево не поворачивают — запрещено.

Как поступить, раз нельзя повернуть налево. В этом случае, доезжают до ближайшего подземного или наземного перехода и переходят дорогу, спешившись. Если вам сложно проделывать знаки руками, приобретите электронную систему, указывающие повороты. О готовящихся маневрах сообщайте коллегам по движению на дорогах заранее, чтобы они могли вовремя сориентироваться.

Видео: Велосипедист стоит в пробке

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов . При беглом просмотре текста может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил " ". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство , транспортное средство и водитель . Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов , включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления , сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда , у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления . Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в настоящее время движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2019 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2019 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет .

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию .

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Ездить по тротуару, если есть проезжая часть не занятая припаркованными автомобилями - нельзя.

По тротуару можно ехать при перевозке или сопровождении ребенка. Если Вы едете один, то следует ехать по проезжей части.

Ездить по выделенной для общественного транспорта полосе - можно.

Только если над выделенной полосой нет знаков, запрещающих движение по ней. Например, у нас в городе над выделенными полосами дополнительно установлен знак "Въезд запрещен" (кирпич) и в этом случае ездить по таким полосам нельзя.

Удачи на дорогах!

Иван , Вы не правы.

В КоАП есть собственное определение транспортного средства, она приведено в примечании к .

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В КоАП велосипеды транспортными средствами не являются.

По поводу развязок. Приложите схему интересующего Вас участка дороги. Посмотрим, как там можно проехать. К сожалению, на велосипеде можно проехать далеко не везде и далеко не всегда.

Удачи на дорогах!

Повторяю, написано чётко "Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют." Там НЕТ выбора.

А трагедия в ТОМ, что я не имею права в ПРИНЦИПЕ двигаться по ОБОЧИНЕ и ВСЕМ пешеходным зонам.

Ну и аргумент "нарушай как хочешь, пока не штрафуют" выглядит довольно интересно на этом форуме))).

запомните раз и нафсегда пункт правил 1.5

и всегда двигайтесь так чтобы выполнялся именно он

на авто на велесе пишкой

Давайте я вам приведу всего лишь несколько примеров, а дальше вы сами НО ТОЛЬКО ЦИТАТОЙ ИЗ ПДД их попробуете опровергнуть.к как меня через несколько минут собъют.

Максим, может уже и упоминал, но скажу лишь так. Как показывает практика, даже если бы это являлось прямой цитатой из правил, то я почему-то больше чем уверен что как минимум половина пешеходов на неё всё равно клали бы гордо с высокой колокольни. Потому как до сих пор у немалого количества пешеходов осталась привычка переходить проезжую часть в неположенном месте например, хотя я и сам иногда так делаю. Ну, или на красный (сам на красный не перехожу за исключением случая если только вижу что в радиусе 100 метров нет ни одного авто / мото). Но также правды ради скажу, что и я и большинство тех кто делает стали хотя бы более тщательно осматриваться прежде чем с ходу делать это нырком чтобы для всех в тот момент было безопасное окно для пересечения. Поэтому что данная цитата есть, что её нет, вряд ли бы что-то она координально меняла.

Пыткаракинсульт , не существует федерального законодательства, запрещающего хранить велосипед в квартире. Про региональные законы такого плана я тоже не слышал.

Только если в Вашем доме собственники квартир на общем собрании решили, что хранение велосипедов в жилом доме запрещено и, например, выделили под это отдельное нежилое помещение. Хотя и это крайне редкий случай.

Удачи на дорогах!

А если другой попадется, собьет и штраф выбьет. Так что копите наличку.

Я вам больше скажу, даже при езде по тротуару если велосипедист попадет в ДТП с автомобилем выезжающим из(в) двора вина будет или обоюдная или на велосипедисте-нарушение п.24.6(зависит от скорости движения велосипеда,обзора и пр. - решает суд),прецеденты были.

Вывод,как писали ранее, ВЕЗДЕ необходимо ездить соблюдая п.1.5 "Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда..."

И в частности,пересекая дорогу на разумной скорости рядом с пешеходным переходом я должен убедиться есть ли прикрытие пешеходами и пропускает или нет меня поворачивающий автомобиль.

И еще желательно, чтобы не было претензий со стороны инспекторов ГАИ и бдительных граждан о том,что я нарушаю ПДД.

п.с. Упражнение для любителей "не езды а ерзанья", сидя за компьютером на седле стуле вы не просто сидите,а периодически,прмерно раз в 2 минуты,вставайте и делайте круг по комнате (за 2 мин велосипедист при езде по тротуару на скорости 10км/час проезжает 330 метров-примерное расстояние между перекрестками).

Особенно эта процедура будет полезна законотворцам придумывающим законы для велосипедистов.

п.п.с. Раньше было можно езить на велосипеде по пешеходному переходу сейчас другая крайность - нельзя, а надо было всего-то ограничить скорость для ВСЕХ участников движения в т.ч. и для самокатов и "роликовх коньков",кстати пешеход идущий спортивной ходьбой может ИДТИ со скоростью 16км/час.

5.4.29. Знаки 3.2 - 3.9, 3.32 и 3.33 устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств. Перед боковыми выездами на дорогу знаки применяют с одной из табличек 8.3.1 - 8.3.3.

Никакой дополнительной информации по этому знаку в нормативных документах нет.

Если придерживаться общих принципов установки запрещающих знаков, то они запрещают движение слева от себя. То есть, если справа от знака есть тротуар, то ехать по нему можно.

Сложность может возникнуть в том случае, если тротуар прилегает вплотную к проезжей части, а столбы установлены справа от тротуара. В этом случае знак находится справа от всей дороги и возникает непонятная ситуация. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией на практике, то имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой разъяснить порядок движения или изменить схему движения на данном участке дороги.

Удачи на дорогах!

Алексей-464

Велосипедисту запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

В Вашем комментарии сказано, что практически нигде нельзя поворачивать налево. Почему? Данное направление - это поворот налево или разворот. Если на проезжей части по 3 полосы в каждом направлении, а поворот налево (и разворот, если не запрещен) разрешен только из левой полосы, где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы? В этом направлении только из одной полосы. Или правила криво написаны, или читающие их не понимают, что написано. Прочтите внимательно. Для тех, кто поворачивает налево, направление прямо или направо не является данным. Оно вообще для него отсутствует, он туда не едет.

где написано, что нельзя повернуть из третьей полосы?

Пункт 24.2 запрещает отъезжать от правого края ПЧ, если движение осуществляется по проезжей части.

Данное направление - это поворот налево или разворот

Нет, такое направление в ПДД называется "намеченное направление движения" (см. "проезд перекрёстков": "выехать в намеченном направлении"). "Полосы данного направления" имеются в виду все полосы для движения вперёд, неважно вперёд-налево, вперёд-прямо или вперёд-направо. "Полосами данного направления" не являются только "полосы встречного направления" и разделительная полоса, да на перекрёстках есть ещё пересекаемые.

Дмитрий-484

Бархударов, вы правы - ПДД для велосипедистов написаны людьми, которые не только не ездят на велосипедах но и судя по всему ненавидят велосипедистов. В первую очередь все сделано для автомобилистов, потому что сильнейшие и богатейшие в первую очередь автомобилисты. Уже ходят слухи что и права для велосипедистов введут. Вместо того чтобы приструнить обнаглевших до предела автомобилистов, которые не только массово нарушают права, но и в ряде случаев сознательно стараются подставить велосипедиста - подрезают, не включают сигнал правого поворота.

Здравствуйте! Про спешивание на регулируемом перекрестке, о котором писали пару постов назад, честно говоря не нашел. Но я про другое хотел спросить.

1. Требование п. 24.2 двигаться по правому краю означает ли обязательность движения направо, если знаки/разметка из правой полосы разрешают только направо? Судя по контексту п. 24.8 и 8.5 наверное нет. Ведь 24.8 не запрещает налево на однополосных дорлгах, а 8.5 требует занять крайнее положение, не полосу, а именно положение. Т. е. допускается выезд от правого края при необходимость, а значит и перестраиваться в полосу, с которой можно прямо, если с правой только направо.

2. П. 24.2 разрешает движение по обочине лишь при невозможности движения по правому краю ПЧ, хотя для мопедов и гужевых повозок сохранилась старая формулировка "допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам". Не лучше бы было сохранить подобное в п. 24,2,

2. Такие предложения лучше направлять прямо в Правительство РФ, т.к. именно сотрудники этого ведомства занимаются составлением текста ПДД.

3. Интересный вопрос. В пункте 24.11 говорится о приоритете велосипедистов над механическими ТС. В этом пункте ничего не говорится о приоритете на перекрестках. Поэтому оказывается непонятным, чем именно должны руководствоваться водители и велосипедисты на перекрестках (разделом 13 или пунктом 24.11).

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария

Обычно ГИБДД обращает мало внимания на тех, кто едет по дороге на велосипеде. Однако велосипедист – такой же участник движения, как и мотоциклист или водитель автомашины. Соответственно, на него распространяются все требования, предусмотренные ПДД. Итак, что же предусматривают правила дорожного движения для велосипедистов?

Что такое велосипед по ПДД в 2017 году?

Прежде всего, нужно определить, чем с точки зрения законодательства является велосипед, и как его отличить от других видов транспортных средств (ТС). ПДД такое определение даёт, выделяя несколько ключевых пунктов:

  • Наличие минимум двух колёс.
  • Движущая сила – мускулы людей, которые едут на ТС.
  • Допустимо наличие электромотора, но не мощнее 0,25 кВт и с автоотключением на скорости свыше 25 км/ч.

Таким образом, велосипед отграничивается, с одной стороны, от инвалидных колясок (они хоть и передвигаются с помощью мускулов, но не считаются ТС), а с другой – от электромопедов. Установка двигателя внутреннего сгорания любого типа и мощности превращает велосипед либо в мопед, либо в мотоцикл (трицикл, квадроцикл и т. п.). Но при этом велосипед-тандем или веломобиль всё равно относится к категории велосипедов.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Нужно отметить, что в том случае, если велосипедист слезает с седла и ведёт свой транспорт (например, переходя дорогу по «зебре»), он уже будет рассматриваться только как пешеход. Правила, касающиеся ТС, на него распространяться не будут.

Роль велосипедиста при езде по проезжей части или на тротуаре

Когда человек едет на велосипеде, для него характерны следующие особенности:

  • Сравнительно низкая скорость. Хотя велосипедист и быстрее пешехода, но лишь у тренированных и опытных велогонщиков скорость может достичь или даже превысить отметку в 30 км/ч.
  • Высокая уязвимость. Несмотря на любые средства защиты (шлем, налокотники или наколенники, и т. д.) велосипедист легко теряет равновесие – а падение легко заканчивается травмой или даже гибелью. При этом из-за высокой скорости велосипедист более уязвим, чем пешеход: остановиться мгновенно он не может, увернуться от машины – тоже.
  • Низкая механизация ТС. Велосипед как правило не оснащён поворотниками или стоп-сигналом – и о своих намерениях его водитель должен сигнализировать жестами.
  • Велосипед универсален. ПДД для велосипедистов разрешает движение как по специальным полосам на дороге – так и по проезжей части или, в крайнем случае, по тротуару, как пешеход.

Исходя из этого и нужно рассматривать правила езды на велосипеде.

ПДД для велосипедистов: как должен ездить законопослушный человек?

Поскольку правила для велосипедистов на дороге базируются на действующих ПДД, имеет смысл рассмотреть по отдельности те требования, которые обязан соблюдать водитель велосипеда, желающий избежать нарушений.

Обязанности, касающиеся технического состояния велосипеда

Правила для велосипедистов по ПДД, касающиеся технической исправности ТС, очень просты. Велосипедист обязан следить за исправностью следующих систем своей машины:

  • тормоза;
  • рулевое управление.

Все остальное водителя велосипеда волновать не должно – но вот за рулём и тормозами он обязан ухаживать и следить за их исправностью. В противном случае он рискует получить штраф по КоАП РФ.

Кроме того, ПДД требуют, чтобы на любом ТС в темноте или при недостаточной видимости горели фары и задние габариты. Поэтому если на велосипеде этих устройств нет, пользоваться им можно только днём. Формально полагается днём, как и на автомобилях, тоже включать фару, однако на практике за этим требованием ГИБДД не следит. К тому же далеко не все велосипеды оснащены фарами.

Что говорят правила дорожного движения про сигналы поворота?

Правила движения велосипедистов по проезжей части предусматривают и подачу сигналов. Однако поскольку на велосипеде обычно нет светосигнализации, подавать такие сигналы должен сам автомобилист жестами.

Согласно ПДД велосипедист обязан использовать следующие жесты:

  • при повороте либо развороте – вытянутая в сторону рука с той стороны, в которую собирается поворачивать велосипедист;
  • при остановке или торможении – рука (любая) поднятая прямо вверх.

Правила допускают использования в качестве сигнала поворота руки, не только отведённой в сторону, но и согнутой в локте. Однако, как показывает практика, такой сигнал водители часто путают с сигналом торможения, и потому пользоваться им не рекомендуется.

Алкоголь – всегда нарушение правил

Поскольку велосипед всё-таки рассматривается как транспорт, управлять им в состоянии опьянения категорически запрещено. Если пьяного велосипедиста остановят, ему придётся отвечать по закону.

Кроме того, ПДД прямо запрещают и передавать управление пьяным. Поэтому владелец велосипеда, одолживший свой транспорт нетрезвому другу покататься, тоже будет нести ответственность.

Права на движение для велосипедиста

А теперь – самое главное: на какой стороне дороги должен ехать велосипедист?

Правила езды на велосипеде по городу гласят следующее: движение должно происходить по дорожке, специально выделенной для велосипедистов. Однако такие дорожки в России встречаются крайне редко, лишь в больших городах. Там, где такого выделения нет, водитель велосипеда должен руководствоваться следующими правилами:

  • Если нет велосипедной или велопешеходной дорожки – должен ехать велосипедист по проезжей части справа.
  • Если по каким-то причинам возможности двигаться по дороге нет, велосипедисту следует двигаться по обочине.
  • И лишь в крайнем случае, когда нет других вариантов, допускается движение по тротуару.

Пункты исключают друг друга, поэтому, доехав до места, где имеется разметка велодорожки или дорожный знак «Велосипед», необходимо срочно перестроиться, съехать с обочины или с тротуара. Иначе это будет рассматриваться как нарушение правил со всеми вытекающими последствиями.

Однако из каждого правила есть исключения. В частности, если велосипед или груз на нём шире 1 м, не только разрешается, но и прямо предписывается двигаться по дороге и соблюдать правила езды на велосипеде по проезжей части. Кроме того, там же разрешается езда организованными колоннами:

  1. В один ряд – по общему правилу.
  2. Парами – если каждое из ТС уже 75 см.

При этом в колонне нужно двигаться группами по 10, либо 10 парами. Между каждой из групп должно оставаться расстояние не менее 80 м, чтобы попутные автомобили могли беспрепятственно обгонять велосипедистов.

Двигаться же по тротуарам разрешается всегда, если взрослый велосипедист сопровождает ребёнка на велосипеде младше 7 лет, либо везёт его на штатном дополнительном сидении или в прицепе (велосипедной коляске). При этом вопрос, на какой стороне должен ехать велосипедист, решается так же, как и при движении по проезжей части: двигаться надо по правому тротуару.

Запреты для велосипедистов

Как и для любых других участников движения по дорогам, для водителей велосипедов есть свои ограничения. Установлены следующие правила велосипедиста, которые запрещают:

  • ездить «без рук». Даже подавая сигналы, необходимо другой рукой держать руль;
  • везти негабаритный груз, который выступает за край велосипеда больше чем на 50 см;
  • перевозить груз, который мешает управлять велосипедом (например, положенный или навьюченный на руль);
  • разворачиваться налево на дорогах, где больше двух полос в одну сторону, либо есть трамвайные пути;
  • буксировать или ехать на буксире (допускается лишь перевозка специальных велоприцепов).
  • ездить по автомагистралям.

Кроме общих запретов, касающихся всех водителей велосипедов, есть и частные, касающиеся отдельных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

Новые правила действий на пешеходном переходе

Вопрос о том, как должен вести себя велосипедист на «зебре», решается ПДД однозначно: ему запрещено пересекать дорогу, пользуясь переходом для пешеходов. Если это необходимо, водитель велосипеда должен спешиться и двигаться по «зебре» как обычный пешеход, ведя свою машину. Это новая норма: ранее ездить по переходам не запрещалось.

Но как должен ехать велосипедист по дороге, если она пересекается переходом? Здесь для него установлены те же правила, что и для водителей всех остальных ТС: он может проехать через переход, не спешиваясь – но лишь поперёк «зебры».

Ограничения для детей

Водить велосипеды могут не только взрослые, но и дети. Поэтому ПДД для них устанавливают особые правила:

  • дети младше 7 лет могут ездить только по зонам, предназначенным для пешеходов;
  • дети до 14 лет – там же, плюс ещё и по велодорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.

После 14 лет ограничения снимаются, и ездить можно везде, где разрешают ПДД.

Что любопытно, при буквальном толковании Правил, действовавших до 2014 года, управлять велосипедами могли только те, кто старше 14 лет. Как быть с многочисленными детьми на «великах», ПДД не указывали, но формально их (а точнее – их родителей) можно было в любой момент штрафовать за нарушение.

Отношения с пешеходами

Двигаясь по дорогам или тротуарам, велосипедисты обязаны пропускать пешеходов. Во всех случаях, когда велосипед создает им помехи, водитель обязан спешиться и вести своё ТС руками.

На переходе, если нет светофора, велосипедист должен пропустить пешехода. Если же светофор есть, то он должен убедиться, что пешеходы закончили переходить дорогу, и лишь затем может продолжать движение.

Памятка при перевозке пассажиров

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? Хотя велосипед и является ТС, обычно ехать на нём может только сам водитель. Исключениями являются ситуации, когда:

  • есть штатные сиденья для пассажиров, предусмотренные фирмой-изготовителем;
  • есть прицеп либо коляска, опять-таки конструктивно предназначенные для буксировки велосипедом.

Перевозить же людей на раме или на багажнике запрещено категорически.

Система обозначений на дороге – правила «в картинках»

В тех случаях, когда для велосипедов выделяется отдельная полоса движения, используется особая разметка. В частности, велодорожка должна отгораживаться от полосы для мототранспорта сплошной линией: это означает, что ни водители машин или мотоциклов не могут туда заезжать, ни велосипедисты не вправе выезжать на проезжую часть. Кроме того, велодорожка обозначается либо особым дорожным знаком, либо нанесённым на асфальт символом велосипеда.

При этом если на дороге имеется знак «Автомагистраль» (знак 5.1 по ПДД), то любое движение велосипедов запрещено. С формальной точки зрения ограничение касается лишь ТС, не способных развить скорость более 40 км/ч, но велосипеды в Правилах упомянуты прямо. Велосипедисты на магистралях могут ездить лишь по обочинам.

Световые приборы

Отдельно нужно рассмотреть вопрос о том, какие световые приборы могут быть установлены на велосипеде. В отличие от автомобилей, установку штатно не предусмотренных фар, габаритов или других устройств согласовывать не надо – владелец сам решает, что ему требуется, сам покупает и сам устанавливает при необходимости нужные световые приборы.

Тем не менее, чтобы не нарушать ПДД, на велосипед лучше всего устанавливать:

  1. Переднюю фару. Заменять её налобным фонарём на велошлем крайне не рекомендуется.
  2. Красный габарит на багажник или заднее крыло.

Также ПДД рекомендует при движении в тёмное время суток использовать катафоты или другие светоотражающие или световозвращающие устройства на велосипеде или одежде его владельца. Это требование не обязательно, но оно действительно позволяет сохранить жизнь велосипедисту.

Запитываться световые приборы могут либо от аккумулятора либо от «динамки» — малогабаритного электрогенератора. Рекомендуется использовать именно аккумуляторные модели: при остановке генераторы перестают работать, а фары – светить.

Изменения в штрафах для велосипедистов

Коль скоро есть правила, должна быть ответственность за их нарушение. Сейчас велосипедист может быть оштрафован:

  • за нарушение ПДД – на 800 рублей;
  • за езду в пьяном виде – до 1500 рублей;
  • за разговор по мобильнику (без гарнитуры «хендс фри») во время езды – до 1500 рублей.

Кроме того, для веловодителей также действуют правила о запрете на порчу дорожных знаков или о загрязнении дорожного полотна. Однако останавливаться на них не стоит, поскольку эти нарушения не являются распространёнными.

Самые распространенные нарушения ПДД при езде на велосипеде

А теперь посмотрим, какие нарушения чаще всего допускают владельцы велосипедов. Согласно статистике, наиболее распространены следующие проступки:

  1. Езда по пешеходным переходам. Эта самоубийственная практика, к сожалению, распространена среди российских велосипедистов. Нужно помнить: ни велосипед, ни автомашина не могут резко затормозить – а из-за скорости велосипедист уязвим даже больше, чем пешеход.
  2. Езда без тормозов. Тормозные системы утяжеляют велосипед и мешают быстрому разгону, поэтому многие их либо демонтируют, либо не ставят (если штатно велосипед тормозами не оснащён). Однако это тоже вариант самоубийства.
  3. Помеха пешеходам. Ездить по тротуарам в определённых случаях разрешено, но если при этом велосипедист мешает прохожим, он должен не сигналить звонком, а спешиться и вести своё ТС.
  4. Причинение вреда здоровью пешехода. За это предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Нужно помнить: велосипедист – такой же участник движения, как и водитель автомобиля или мотоцикла. Поэтому он должен соблюдать ПДД в полной мере.