Сообщение человек и атмосфера. Атмосфера, человек и жизнь на земле

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Во Вселенной земная атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов.

Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загрязнению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.

Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический прогресс ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вредности. Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу данных, приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеивания, и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы

Сообщение «Атмосфера Земли» кратко расскажет о газовой оболочке вокруг нашей планеты. Также доклад на тему «Атмосфера» поможет подготовиться к занятию, и углубить познания в области географии.

Сообщение на тему «Атмосфера»

Атмосфера – это газовая оболочка, которая окружает нашу планету и вращается вместе с Землей. Ее изучением занимаются разделы химии и физики, объединенные общи названием — физикой атмосферы. При помощи атмосферы определяется погода на поверхности Земли, а изучением погодных условий занимается метеорология, вариациями климата - климатология. Толщина оболочки составляет 1500 км от поверхности планеты.

Строение атмосферы

Физическое состояние определяется климатом и погодой. Основные атмосферные параметры: давление, плотность воздуха, состав и температура. Когда увеличивается высота, то атмосферное давление и плотность воздуха уменьшаются. Также с высотой изменяется и температура. Вертикальное строение газовой оболочки характеризуется разными электрическими и температурными свойствами, разнообразным состоянием воздуха.

В атмосфере выделяют основные слои, которые обуславливаются температурой:

  • Тропосфера . Это основной, нижний, самый изученный слой атмосферы. Находится на высоте 8-10 км в полярных областях, до 10-12 км в умеренных широтах, до 16-18 км на экваторе. В ней сосредоточено 80-90 % водяных паров. Развиты конвекция и турбулентность. Здесь развиваются антициклоны и циклоны, возникают облака.
  • Стратосфера . Располагается на высоте 11-50 км. Характеризуется стабильной температурой. Здесь расположился слой озоносферы на высоте от 15-20 до 55- 60 км, который в биосфере определяет предел жизни. Стратосфера задерживает коротковолновые части излучения ультрафиолета. В ней трансформируется энергия коротких волн.
  • Мезосфера . Находится на высоте 50 – 90 км.
  • Термосфера . Начинается на высоте 90 км и охватывает 800 км.
  • Экзосфера . Это внешняя часть термосферы, зона рассеяния. Расположена на высоте выше 800 км. Поскольку газ очень разрежен, то некоторая его часть утекает в межпланетное пространство. На высоте2000-3000 км переходит в ближнекосмический вакуум, наполненный частицами разреженного межпланетного газа — атомами водорода, пылевидных частиц метеорного и кометного происхождения.

Также есть переходные атмосферные области между оболочками, которые называются тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза, экзопауза.

В атмосфере выделяют гетеросферу и гомосферу в зависимости от состава газа. Гетеросфера представляет собой область, в которой гравитация влияет на разделение газов. Ниже ее лежит однородная часть атмосферы – гомосфера. Между этими слоями находится граница под названием турбопауза, находящаяся на высоте 120 км.

Атмосферное давление

В атмосфере также действует атмосферное давление. Оно оказывает влияние на все предметы, находящиеся в нем и на поверхность планеты. Нормальное атмосферное давление не превышает показатель 760 мм рт. ст. С повышением высоты давление падает на 100 мм с каждым километром.

Состав атмосферы

Атмосфера это воздушная оболочка, которая преимущественно состоит из газов и примесей, таких как капли воды, кристаллы льда, пыль, продукты горения и морские соли. Их количество непостоянно. Основные составляющие атмосферы — азот (78 %), кислород (21 %), аргон (0,93 %). Кроме них в ней содержатся углеводороды, СН 4 , NH 3 , SO 2 , СО, HF, НС 1 , пары I 2 , Hg и NO. В тропосфере много аэрозоль (жидких частиц) и взвешенных твердых.

Надеемся, что доклад про атмосферу помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А свое сообщение о атмосфере Вы можете оставить через форму комментариев ниже.


Oн невидимый, и все же без него мы жить не можем

Каждый из нас понимает, насколько воздух необходим для жизни. Выражение «Это необходимо как воздух» можно услышать, когда говорят о чем-то очень важном для жизни человека. Мы с детства знаем, что жить и дышать - это практически одно и то же.

А Вы знаете, сколько времени человек может прожить без воздуха?

Не все люди знают, сколько воздуха они вдыхают. Оказывается, за сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха, тогда как пищи он поглощает всего примерно 1,5 кг, а воды 2-3 кг.В то же время воздух для нас - нечто само собой разумеющееся, как восход солнца каждое утро. К сожалению, мы ощущаем его только тогда, когда его не хватает, или когда он загрязнен. Мы забываем, что все живое на Земле развиваясь в течение миллионов лет приспособилось к жизни в условиях атмосферы определенного природного состава.

Давайте посмотрим из чего состоит воздух.

И сделаем вывод: Воздух - это смесь газов. Кислорода в нем около 21 % (приблизительно 1/5 по объему), на долю азота приходится около 78 %. Остальные обязательные составные части - инертные газы (прежде всего аргон), углекислый газ, а также другие химические соединения.

Изучать состав воздуха начали в XVIII в., когда химики научились собирать газы и проводить с ними опыты. Если Вы интересуетесь историей науки, посмотрите небольшой фильм, посвященный истории открытия воздуха.

Содержащийся в воздухе кислород требуется для дыхания живых организмов. В чем состоит сущность процесса дыхания? Как известно, в процессе дыхания организм потребляет кислород воздуха. Кислород воздуха требуется для многочисленных химических реакций, которые непрерывно протекают во всех клетках, тканях и органах живых организмов. В процессе этих реакций при участии кислорода медленно «сгорают» с образованием углекислого газа те вещества, которые поступили с пищей. При этом освобождается заключенная в них энергия. За счет этой энергии организм и существует, используя ее на все функции - синтез веществ, сокращение мышц, работу всех органов и др.

В природе существуют также некоторые микроорганизмы, способные использовать в процессе жизнедеятельности азот. За счет углекислого газа, содержащегося в воздухе, происходит процесс фотосинтеза, живет биосфера Земли в целом.

Как Вы знаете, воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Атмосфера простирается примерно на 1000 км от Земли - это своеобразный барьер между Землей и космосом. По характеру изменения температуры в атмосфере существует несколько слоев:

Атмосфера - это своеобразный барьер между Землей и космосом. Она смягчает действие космического излучения и обеспечивает на Земле условия для развития и существования жизни. Именно атмосфера первой из земных оболочек встречает солнечные лучи и поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, которое губительно действует на все живые организмы.

Еще одна «заслуга» атмосферы связана с тем, что она почти полностью поглощает собственное невидимое тепловое (инфракрасное) излучение Земли и возвращает большую его часть обратно. То есть атмосфера, прозрачная по отношению к солнечным лучам, в то же время представляет собой воздушное «одеяло», которое не позволяет Земле остывать. Тем самым на нашей планете поддерживается оптимальная для жизни разнообразных живых существ температура.

Состав современной атмосферы - уникальный, единственный в нашей планетной системе.

Первичная атмосфера Земли состояла из метана, аммиака и других газов. Вместе с развитием планеты атмосфера существенно изменялась. Живые организмы сыграли ведущую роль в образовании того состава атмосферного воздуха, который возник и поддерживается при их участии в настоящее время. Вы можете посмотреть более подробно историю формирования атмосферы на Земле.

Природные процессы, как потребления, так и образования компонентов атмосферы приблизительно уравновешивают друг друга, то есть обеспечивают постоянный состав газов, составляющих атмосферу.

Без хозяйственной деятельности человека природа справляется с такими явлениями, как поступление в атмосферу вулканических газов, дыма от природных пожаров, пыли от природных пыльных бурь. Эти выбросы рассеиваются в атмосфере, оседают или выпадают на поверхность Земли с осадками. За них принимаются почвенные микроорганизмы, и в конце концов перерабатывают их в углекислый газ, сернистые и азотные соединения почвы, то есть в «обычные» компоненты воздуха и почвы. В этом и заключается причина того, что атмосферный воздух имеет в среднем постоянный состав. С появлением человека на Земле сначала постепенно, затем бурно и в настоящее время угрожающе начался процесс изменения газового состава воздуха и разрушения природной устойчивости атмосферы. Около 10 000 лет назад люди научились пользоваться огнем. К природным источникам загрязнения прибавились продукты сгорания различного вида топлива. Вначале это были древесина и другие виды растительного материала.

В настоящее время больше всего вреда атмосфере приносит искусственно произведенное топливо - продукты переработки нефти (бензин, керосин, соляровое масло, мазут) и синтетическое топливо. Сгорая, они образуют оксиды азота и серы, угарный газ, тяжелые металлы и другие ядовитые вещества неприродного происхождения (загрязнители).


Учитывая огромный масштаб использования техники в наши дни, можно представить себе, сколько двигателей автомобилей, самолетов, кораблей и другой техники ежесекундно г убят атмосферу Алексашина И.Ю., Космодамианский А.В., Орещенко Н.И. Естествознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 239 с. .

Почему троллейбус и трамвай считаются экологически чистыми видами транспорта по сравнению с автобусом?

Особенно опасны для всего живого те устойчивые аэрозольные системы, которые образуются в атмосфере наряду с кислотными и многими другими газообразными отходами производства.Европа - одна из наиболее густонаселенных и промышленно развитых частей света. Мощная транспортная система, крупная промышленность, высокое потребление органического топлива и минерального сырья ведут к заметному повышению концентраций загрязнителей в воздухе. Практически во всех крупных городах Европы наблюдается смог Смог - аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Подробнее см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смог и регулярно фиксируется повышенное содержание в воздухе таких опасных загрязнителей, как оксиды азота и серы, угарный газ, бензол, фенолы, мелкая пыль и др.

Не вызывает сомнения прямая связь повышения содержания вредных веществ в атмосфере с ростом аллергических заболеваний и болезней органов дыхания, а также рядом других заболеваний.

Необходимы серьезные меры в связи с возрастанием в городах количества автомобилей, планируемым в ряде городов России развитием промышленности, что неизбежно увеличит количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Посмотрите, как решаются проблемы чистоты атмосферного воздуха в «зеленой столице Европы» - Стокгольме.

Комплекс мероприятий для улучшения качества воздуха должен непременно включать улучшение экологических характеристик автомобилей; строительство системы газоочистки на промышленных предприятиях; использование природного газа, а не угля, как топлива на предприятиях энергетики. Сейчас в каждой развитой стране существует служба контроля за состоянием чистоты воздуха в городах и промышленных центрах, что несколько улучшило сложившуюся скверную ситуацию. Так, в Санкт-Петербурге действует автоматизированная система мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга (АСМ). Благодаря ей не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и жители города могут узнавать о состоянии атмосферного воздуха.

На здоровье жителей Санкт-Петербурга - мегаполиса с развитой сетью транспортных магистралей - оказывают влияние, в первую очередь, основные загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, взвешенные вещества (пыль), диоксид серы, которые поступают в атмосферный воздух города от выбросов предприятий теплоэнергетики, промышленности, и от транспорта. В настоящее время доля выбросов от автотранспорта составляет 80% от общего объема выбросов основных загрязняющих веществ. (По экспертным оценкам, более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт).

А как обстоят дела в вашем городе? Как Вы думаете, что можно и нужно делать, чтобы воздух в наших городах стал чище?

Помещена информация об уровне загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения станций АСМ на территории Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что в Санкт-Петербурге отмечена тенденция к уменьшению выбросов загрязнителей в атмосферу, однако причины этого явления связаны преимущественно с уменьшением количества работающих предприятий. Понятно, что с экономический точки зрения это не лучший способ снижения загрязнения.

Сделаем выводы.

Воздушная оболочка Земли - атмосфера - необходима для существования жизни. Газы, входящие в состав воздуха, участвуют в таких важных процессах, как дыхание, фотосинтез. Атмосфера отражает и поглощает солнечную радиацию и таким образом защищает живые организмы от губительных рентгеновских и ультрафиолетовых лучей. Углекислый газ удерживает тепловое излучение земной поверхности. Атмосфера Земли уникальна! От нее зависят наше здоровье и жизнь.

Человек бездумно накапливает в атмосфере отходы своей деятельности, что вызывает серьезные экологические проблемы. Нам всем необходимо не только осознавать свою ответственность за состояние атмосферы, но и по мере сил, делать то, что мы можем, для сохранения чистоты воздуха, основы нашей жизни.



На вопрос Срочно!! Нужно сообщение на тему "Человек и атмосфера"!!! заданный автором Александр Блощаневич лучший ответ это


Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению окружающей среды. Не является исключением и воздух атмосферы. В него также как в почву и воду попадают вредные вещества. Кроме того, из-за деятельности человека в воздухе может увеличиваться процент содержания углекислого газа и уменьшаться содержание кислорода.

Ответ от Александр Баяндин [новичек]
напиши про ураган


Ответ от Ирина менщикова [активный]
В существовании Земли значение атмосферы огромно. Если лишить нашу планету атмосферы, все живые организмы погибнут. Ее воздействие можно сравнить с ролью стекла в парнике, которое пропускает лучи света и не выпускает тепло обратно. Таким образом, атмосфера оберегает поверхность Земли от чрезмерного нагревания и остывания.
Значение атмосферы для человека
Воздушная оболочка земного шара является защитным слоем, спасающим все живое от корпускулярной и коротковолновой солнечной радиации. В атмосферной среде возникают все погодные условия, в которых живет и работает человек. Для изучения этой земной оболочки создаются метеорологические станции. Круглосуточно, в любую погоду метеорологи наблюдают за состоянием нижнего атмосферного слоя и фиксируют свои наблюдения. Несколько раз в сутки (в некоторых регионах каждый час) на станциях производят измерение температуры, влажности воздуха, давления, выявляют наличие облачности, направления ветра, каких-либо звуковых и электрических явлений, измеряют скорость ветра и количество осадков. Метеорологические станции рассеяны по всей нашей планете: в полярных областях, в тропиках, в высокогорье, тундре. На морях и океанах также производятся наблюдения со станций, расположенных на специально сооруженных устройствах на кораблях особого назначения.
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению окружающей среды. Не является исключением и воздух атмосферы. В него также как в почву и воду попадают вредные вещества. Кроме того, из-за деятельности человека в воздухе может увеличиваться процент содержания углекислого газа и уменьшаться содержание кислорода.

Атмосфера. Её значение для человека.

Из всех составных частей биосферы д я нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды еловек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать опр делённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ; он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Во Вселенной земная атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов.

Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загрязнению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.

Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический прогресс ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вредности. Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу данных, приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеивания, и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы

3. Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей природе. Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне всякого влияния человека, А антропогенное - в результате деятельности людей.

Естественное загрязнение атмосферы обусловлено поступлением в неё вулканического пепла, космической пыли (до 150-165 тыс. т ежегодно), растительной пыльцы, морских солей и т.п. Основными источниками природной пыли являются пустыни, вулканы и оголенные участки земель.

К антропогенным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные предприятия, транспорт, сельскохозяйственное производство. Из всего количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, около 90 составляют газообразные вещества и около 10 - частицы, т.е. твердые или жидкие вещества.

В таблице №1 приведены экспертные оценки выделения некоторых вредных веществ как природными, так и антропогенными источниками-

Таблица №1

Практически 97,4 % населения города Нижнего Тагила проживает на территориях, где загрязнение воздушного бассейна превышает безопасные уровни (19,6% нас ления проживает в зоне экстремального загрязнения; 40,6 % -чрезвычайного загрязнения и 37,3 % - высокого уровня загрязнения).

Техногенное загрязнение почвы за счет осаждения атмосферных примесей на земную поверхность в г. Нижний Тагил оценивается в основном как высокое.

В Нижнем Тагиле среднегодовое содержание формальдегида (4,7 ПДК), бенз(а)пирена (2,6 ПДК), аммиака (2,3 ПДК), фенола (1,7 ПДК), сероуглерода (1,4 ПДК), железа (1,4 ПДК) превысило допустимую норму. Максимальное содержание определяемых веществ не превысило 10 ПДК: бенз(а)пирен 9,4 ПДК, аммиак 8,8 ПДК, сероводород 4,5 ПДК, железо 4,0 ПДК, диоксид азота 3,8 ПДК, формальдегид 3,6 ПДК, пыль и сероуглерод 3,2 ПДК, этилбензол 1,9 ПДК. В атмосфере города присутствуют цианистый водород, свинец, хром, цинк, медь.

В период с 1991 по 1995 год от ечается уменьшение загрязнения атмосферного воздуха в г. Нижний Тагил по большому ряду веществ: формальдегиду, бенз(а)пирену, сернистому газу, сероуглероду, тяжелым металлам. Увеличилось в воздухе только содержание аммиака, фенола и сероводорода.

Длительное время продолжает оставаться высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Нижнего Тагила. Из общего объема исследований санитарной службы 8,4 % проб превышают установленные нормативы.

Неблагоприятное влияние загрязнение атмосферного воздуха на состояние здоровья населения города, очевидно. Установлено, что экологическая ситуация, сложившаяся в г. Нижний Тагил оказывает влияние на ухудшение состояния здоровья населения. По 27 медико-демографическим показателям таким, как: общая заболеваемость детей и взрослых, нарушение обмена веществ и иммунитета у детского и взрослого населения, болезни органов дыхания у детского и взрослого населения, бронхиальная астма у детского и взрослого населения и др. При этом, в г. Нижний Тагил 80 % заболеваний органов дыхания у детей (ведущая патология в структуре всех болезней) и 44 %-у взрослых связаны с химическим загрязнением атмосферного воздуха.

7. Роль автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха в Свердловской области и в г. Нижний Тагил.

В Свердловской области эксплуатируются практически все виды передвижных источников загрязнения: автомобильный транспорт и спецтехника, воздушные суда четырех авиакомпаний (в том числе немецкой "Люфтганзы"), речной флот Обь-Иртфышского пароходства и суда специализированных организаций, магистральные и маневренные локомотивы Свердловского и Горьковского управлений железных дорог, тепловозы крупных предприятий, военная техника.

В 1995 году была проведена большая работа, направленная на снижение выбросов загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения. Областным комитетом по охране природы проинспектированы все крупные предприятия, имеющие передвижные источники загрязнения.

Наиболее значительным источником загрязнения в области является автомобильный транспорт. Численность автомобильного парка области в 1995 году достигла 500 тысяч единиц, при этом опережающими темпами идет увеличение числа иномарок (в 1,6 раза по сравнению с 1994 годом). Предприятия транспортно-дорожного комплекса являются основными потребителями воды и "поставщиками" отходов, но главную опасность представляют выбросы транспортной техники в атмосферный воздух. Их удельный вес в отдельных городах доходит до 72,5 % от валовых выбросов.

В связи с этим в области принимаются меры по более жесткому контролю за выбросами от автомашин. Так в 1995 году в рамках операции "Чистый воздух" силами Свердоблкомприроды, ГАИ, Ространсинспекции было проинспектировано 1107 автопредприятий, автохозяйств, авторемзаводов и станций технического обслуживания. В ходе контрольных замеров было проверено: 124542 бензиновых и 17976 дизельных автомашин, из которых, соответственно, 19233 (12,5 %) и 2417 (13,4 %) имели превышение норм токсичности и дымности.

В целях снижения выбросов от автотранспорта в городах области действуют и проектируются станции диагностики ГАИ большой мощности, позволяющие охватить контролем и регулировкой личный транспорт и транспорт мелких автохозяйств. Кроме ужесточения контроля в области проводится работа и по другим направлениям: такс 1994 года действует "Комплексная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте Свердловской области", направленная на дальнейший перевод автотранспорта на экологически более чистый вид топлива. Свердловской государственной нефтеинспекцией осуществляется контроль за качеством топлива на автозаправках. Екатеринбургская фирма "Корус" разработала и приводит сертификацию нейтрализатора отработавших газов, предназначенного для работы на этилированном бензине.

Общее представление о загрязнении городов области токсичными выбросами автотранспорта дают данные, собранные в таблице, из анализа которой просматривается четкая связь: уровень токсичных выбросов тем выше, чем больше население города. Поэтому является вполне оправданным то внимание, которое оказывается борьбе за чистый воздух в наиболее крупных городах области.

Благодаря комплексу мер, направленных на снижение выбросов токсичных веществ автомобильным транспортом, а также дальнейшему сокращению пробега грузового транспорта, удалось сократить валовые выбросы автомашин в области с 254,0 тыс. т в 1994 году до 225,6 тыс. т в 1995 году или на 28,4 тыс. т (12,6 %), несмотря на увеличение парка машин.

Таблица №8

Выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта по городам Свердловской области, тыс. т в год

ГОРОД СО NO CH ВАЛОВОЙ ВЫБРОС
Алапаевск 2,014 0,169 0,257 2,440
Асбест 5,744 0,541 0,876 7,161
Верхняя Пышма 3,543 0,295 0,479 4,317
Верхняя Салда 1,635 0,124 0,208 1,967
Ирбит 2,367 0,168 0,245 2,780
Каменск-Уральский 7,889 0,632 1,008 9,539
Качканар 2,207 0,206 0,340 2,753
Кировград 1,478 0,124 0,195 1,797
Краснотуринск 3,246 0,278 1,477 5,001
Красноуральск 1,255 0,119 0,198 1,572
Н-Тагил 14,486 1,1924 1,957 17,635
Н-Тура 1,567 0,132 0,227 1,926
Н-Салда 0,535 0,046 0,073 0,654
Первоуральск 6,360 0,540 0,907 7,807
Полевской 3,226 0,273 0,439 3,938
Ревда 2,820 0,252 0,401 2,064
Реж 2,292 0,193 0,327 3,473
Серов 3,404 0,284 0,469 4,157
Тавда 2,216 0,220 0,353 2,789
Екатеринбург 57,264 4,416 6,872 68,552
Валовый выброс 184,721 15,182 25,695 225,598

В общем, объеме выбросов в атмосферу велика доля выбросов вредных веществ от передвижных источников, особенно автотранспорта. Если в 1991 году автопарк области состоял 293783 единиц, то на 01.01.1995 г. он вырос до 426956 автомашин, в основном за счет частных легковых автомобилей. Однако выбросы от передвижных источников в 1994 году снизились до 320 тыс. т, вместо 564 тыс. т в 1991 году: уменьшился пробег грузового транспорта, часть машин переведена на газовое топливо, подействовали и другие факторы.

Загрязнение атмосферы выбросами от автотранспорта становится основным бедствием для населения многих городов, поэтому снижение их стало основной экологической проблемой, над которой сегодня работают специалисты различных предприятий и организаций, природоохранительных учреждений области.

Проблема защиты атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта становится все более актуальной. В связи с ростом автомобильного парка области (10-12% в год), а также снижением выбросов от стационарных источников загрязнения (на 43 % за 1992-96 г.г.), относительная доля в загрязнении атмосферы передвижными источниками загрязнение неуклонно возрастает. В ряде промышленных центров области - Екатеринбурге, Каменск-Уральском, Первоуральске, Верхней Пышме, Березовском - доля автотранспорта в общем, объеме загрязнения атмосферы составляет от 20 до 70 %. На передвижные источники загрязнения приходится свыше 70 % суммарных выбросов свинца от всех источников загрязнения. Определяющим фактором в загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом является качество поставляемого в область моторного топлива.

Выбросы автотранспорта представляют повышенную опасность для здоровья населения, так как отработавшие газы, содержащие свинец, бенз(а)пирен, окислы азота, углерода, другие токсичные и канцерогенные вещества, выбрасываются на уровне органов дыхания человека.

Принимаемые меры, в том числе ужесточение контроля за выбросами автотранспорта со стороны Госкомэкологии Свердловской области. Госавтоинспекции, транспортной инспекции, а также технические мероприятия, связанные с регулировкой двигателей автотранспортных средств и контролем качества

моторного топлива, не могут обеспечить существенного повышения экологической безопасности автотранспорта.

Динамика выбросов автотранспорта по городу Нижний Тагил за период 1993-1996 год:

· 1993г. – 27,0 тыс. т

· 1994г. – 22,37 тыс. т

· 1995г. – 17,635 тыс. т в т.ч. оксид углерода (СО) – 14,49 тыс. т

· оксиды азота (NO х) – 1,19тыс. т

· углеводороды (СН) – 1,96 тыс. т

· 1996г. – 14,208 тыс. т в т.ч. СО – 11,785 тыс. т

· NO х – 0,994 тыс. т

· СН – 1,429 тыс. т

Сведения об автотранспорте (результаты контрольных замеров, приведенных в 1996 году в ходе операции “Чистый воздух”), по предприятиям г. Нижний Тагил

Наименование предприятия Проверено автомашин на Токсичность / дымность, шт. Автомашины с превышением норм по токсичности / дымности Насчитано платежей за сверхнормативный выброс, тыс. руб.
1. ТОО “Строймаш” 7/- - -
2. АООТ “Н-Тагильское ГАТП” 18/4 1/2 133,812
3. АТП АО НТМК 89/41 - -
4. УЩ 349/12 11/- 4/- -
5. УЩ 349/13 19/- -/- -
6. АТП № 16 14/14 -/- -
7. Цементный завод 7/- -/- -
8. МП ПОПАТ 43/21 -/7 372,120
9. УЩ 349/5 7/0 -/- -
10. ТДРСУ 14/- 1/- -
11. КРЗ 10/9 1/- 53,76
12. Ленинский райкомхоз ГГМ 20/1 -/- -
13. Спецавтохозяйство по уборке города 22/4 2/- 35,560
14. Горкомхоз 15/- 1/- -
15 ССМУ треста 88 13/12 -/- -
16. ДРСУ 8/7 -/- -
17. АООТ “Тагиллес“ 5/4 -/- -
18. Управление механизации № 5 15/10 -/1 50,1
19. ГП им. III Интернационала 6/4 -/- -
20. АО ВГОК (автоцех) 20/23 1/- -
21. ОАО Коксохиммонтаж 10/4 -/- -
22. Тагилавтотранссервис 8/10 1/2 139,44
23. АТП № 6 40/25 -/- -
24. МП Медавтотранс 40/- -/- -
25. Никомремстрой 28/20 2/9 243,9
26. Автохозяйство УВД 44/- -/- -
27. Автоцех НТИИМ 15/2 7/- 294,0
28. МП ПАТП 13/- 1/- -
29. УВЗ (автоцех) 52/14 1/2 -
30. База механизации ЖКУ УВЗ 15/7 -/- -
31. НОД-5 (автоколонна) 16/4 -/- -
32. Трасса 704/- 297/- -

8. Основные направления в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта.

Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются: а) создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей; б) развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; в) снижение токсичности моторных топлив; г) развитие работ по рациональной организации движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях.

К трудностям очистки газов от загрязнителей относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу, огромны. Например, крупная теплоэлектроцентраль способна в один час выбросить в атмосферу до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому даже при весьма высокой степени очистки отходящих газов количество загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться значительной величиной.

Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в строго ограниченных пределах изменения концентрации или температуры), в других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько способов одновременно. Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

Вредные примеси в отходящих газах могут быть представлены либо в виде аэрозолей, либо в газообразном или парообразном состоянии. В первом случае задача очистки состоит в извлечении содержащихся в промышленны газах взвешенных твердых и жидких примесей – пыли, дыма, капелек тумана и брызг. Во втором случае – нейтрализация газо- и парообразных примесей.

Очистка от аэрозолей осуществляется применением электрофильтров, методов фильтрации через различные пористые материалы, гравитационной или инерционной сепарации, способами мокрой очистки.

Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей осуществляется методами адсорбции, абсорбции и химическими методами.

Адсорбция есть процесс поглощения газа или пара поверхностью твердых тел (адсорбентов) - силикагеля, активированного угля и других. В случае низкой концентрации и правильного подбора адсорбента этот метод позволяет извлекать любую примесь с высокой степенью очистки, достигающей 99 %. Адсорбенты используются в виде зерен размером 2-8 мм или в пылевидном состоянии. Загрязненный газ пропускается через слой адсорбента.

Абсорбционный способ очистки основан на различной растворимости компонентов газовой смеси в жидкости - абсорбенте. В качестве абсорбентов, используемых для очистки газовых выбросов, применяются вода, растворы щелочей, этаноламины и другие жидкости. К достоинствам абсорбционной очистки относятся, прежде всего, высокая степень очистки, непрерывность процесса, возможность извлечения большого количества примесей и возможность регенерации абсорбента, а к недостаткам - громоздкость оборудования, сложность технологических схем очистки.

Химические методы очистки газообразных отходов заключаются в том, что к отходящим промышленным газам добавляют различные реагенты. Вступающие в химические реакции с примесями. Иногда этими реагентами могут служить компоненты самих загрязнителей, а реакции поддерживаются применением катализаторов. В результате взаимодействия образуются новые соединения, не оказывающие отрицательного воздействия на природу.

Основное достоинство химических методов очистки - высокая степень очищения.

Одним из видов химических методов может служить термическая очистка - дожигание отработавших газов. При высоких температурах происходит окисление содержащихся токсичных органических загрязнений кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Дожигание органических примесей в газах промышленных выбросов и транспорта применяют в основном в тех случаях, когда утилизация их нецелесообразна или невозможна.

9. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта. Основные мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта на 1997 - 1999 годы.

1. Мероприятия по использованию СПГ в качестве моторного топлива.

№ п./п. Наименование мероприятия Эффект от выполнения мероприятия
I.I Переоборудовать автотранспорт муниципальных мероприятий, используемый на внутригородских работах, на газовое топливо. Снижение на единицу транспорта в 3-4 раза выбросов оксидов углерода, на 15-20 % оксидов азота, ликвидация выбросов сажи дизельным автотранспортом, исключение выбросов свинца
1.2 Организовать работу передвижных автозаправочных станций
1.3 Разработать схему размещения новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и предложения по их строительству Обеспечение технической возможности перевода автотранспорта на газовое топливо
1.4 Провести рекламно - информационную работу по переводу автотранспорта на газ Экологическое воспитание и образование населения, пользователей автотранспортными средствами

2. Мероприятия по обеспечению области качественными нефтепродуктами.