Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа. Сюжетно-ролевая игра «Школа», для подготовительной группы Сюжетно ролевые игры детский сад школа

Белова Ирина Генриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР № 11 "Росинка" г. Советска, Калининградской области
Населённый пункт: г.Советск, Калининградской области
Наименование материала: Конспект
Тема: Сюжетно - ролевая игра "Школа"
Дата публикации: 09.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого просмотра сюжетно – ролевой игры

в подготовительной группе

Образовательная область «Социализация»

Тема: «Школа»

Цель:
Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе игровой деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представления детей о школе, организации школьной жизни; умению ориентироваться в ближайшем окружении в своем городе. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Развивать мышление, творческие способности, эмоционально – волевую сферу. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать дружественные взаимоотношения, согласовывать игровые действия, повысить желание детей учиться в школе, формировать позитивное отношение к процессу обучения. Воспитывать любовь и уважение к труду учителя.
Оборудование
: фотографии города, детского сада, цветик – семицветик. атрибуты к c/р игре «Школа»: наборы первоклассника, портфели, оборудование к уроку (школьные принадлежности, указка, касса цифр, букв, наборное полотно, тематические картинки, колокольчик). Атрибуты к с/р. игре «Столовая»: посуда, плита, униформа повара. Атрибуты к с/р. игре «Библиотека»: книги, картотека, ручка, униформа. Атрибуты к с/р. игре «Автобус»: мягкий строительный материал, униформа водителя.
Словарная работа:
обогащение слов на школьную тематику.

Предварительная работа.
1. Беседы: «Правила безопасности», «Моя школа», «Кто, кем работает?». 2. Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. 3. Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Филиппок», В. Катаев «Цветик – семицветик». 4. Сюжетно – ролевые игры: «Столовая», «Библиотека», «Стройка», «Дорога», «Автобус». 5. Экскурсия в школу.
Ход игры:

1 часть.
В. Ребята, перед вами красивые дома нашего города. В течение месяца мы с вами знакомились с достопримечательностями города Советска, изучали безопасные маршруты из дома в детский сад. Вы многое узнали нового и интересного о нашем городе Советске и о правилах безопасного поведения в нём. Давайте подведем итог. Вопросы воспитателя: 1.Как называется наш город? 2.В какой области он находится? 3. Все вы знаете, как называется наш детский сад, а вы знаете, как называется улица, на которой он расположен? 4.А какие ещё улицы нашего города вы знаете? 5.На какой улице вы живёте? 6. Назовите центральную улицу нашего города. 7. Какие административные здания находятся на этой улице?
2 часть.
- А вот спроектировать такие красивые дома могут только настоящие архитекторы. Но чтобы получить такую профессию, или любую другую, необходимо выполнить важное условие.
- Как вы думаете, что необходимо сделать человеку, чтобы приобрести какую – либо профессию? Д. – Думаем, что нужно много и хорошо учиться. В. – Правильно, но начинают учебу со школы, с какого класса? Хотите учиться в первом классе? Давайте с вами представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники. Воспитатель читает заклинание: Лети, лети, лепесток Через север на восток. Через запад, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по - нашему вели. Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!!!
3 часть
. Сюжетно – ролевая игра «Школа». В. Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Назовите профессии людей, которые работают в школе? Д. Учителя, библиотекарь, директор, завуч, секретарь, вахтер, охранник, уборщицы, повара и кухонные рабочие, водитель. Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете. В. Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль школьного вахтера, я буду давать звонки на урок по расписанию. (воспитатель, выполняет роль координатора игры) Дети распределяют роли,
учителя
,
учеников
,
повара
,
школьного

водителя
,
библиотекаря
и занимают свои игровые места.
(Учитель с учениками идет в школу, повар идет в столовую готовить обед, библиотекарь идет в библиотеку, водитель строит автобус) В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки, карандаши, ручки, альбомы, дневники. В. Вот и звонок на урок! «Ученики» - в класс, а повара на кухню, готовить завтраки и обеды! Библиотекарь – на свое рабочее место, в библиотеку, школьный водитель – в гараж. Ребенок (в роли учителя) - Дети, занимайте свои места, начинается урок математики! Посмотрите на доску, мы сейчас повторим цифры, а затем будем решать примеры. В процессе урока ребенок – «учитель» дает задания: -просит назвать цифры -сосчитать в прямом порядке и обратном; -назвать «соседей» числа; - назвать дни недели
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.) Работа в тетрадях: - решают несложные примеры (на доске заранее приготовлены записи, прикрытые листом бумаги или сюжетной картинкой), затем проверяют его. -проводиться пальчиковая гимнастика.

Ветер и листья
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки Т и х о д р е м л е т н а т р о п и н к е. Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья М ы к а п у с т у р у б и м, д в и ж е н и я л а д о н я м и в в е р х - в н и з М ы м о р ко в к у т р е м, и м и т а ц и я д в и ж е н и й р у к и п о т е р к е М ы к а п у с т у с о л и м, п а л ь ц ы щ е п о т к о й Мы капусту мнем. сжимаем, разжимаем кулаки Домашнее задание: -«учитель» просит открыть дневники и записать домашнее задание: упражнение № 2 и № 3. Переменка
В.: -Вот и переменка! (звонит в колокольчик). Предлагает детям пройти в столовую на обед.
На водопой
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом. Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая. За мамой-лисицей крался лисенок, Идут крадучись. За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе. За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку. За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. За мамой-зайчихой - косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках. Все мамы и дети напиться хотят. Останавливаются. Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для завтрака. Обед «Ученики» с художественным словом (можно использовать логоритмические упражнения на соответствующую тему) отправляются в столовую, рассаживаются за столы, идет импровизированный прием пищи. Повара приглашают к столу и работников школы, библиотекаря, водителя, вахтера. Они рассаживаются за другой стол. Повора
: Посуда
Вот большой стеклянный чайник. Дети надули животик, одну руку поста- Очень важный, как начальник. вили на пояс, другую изогнули. Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс. Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, «рисуя» руками круг. Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой. Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Легли, вытянулись. Он посуду вам принес.
Имитация обеда длится не более пяти минут. После обеда повара убирают посуду на место, снимают униформу. Дети проходят в читальный зал библиотеки, библиотекарь предлагает выбрать книги, дети рассматривают их, берут с собой. «Водитель» возвращается в «гараж», имитирует ремонт автомобиля: соединяет какие-либо запчасти из находящегося там конструктора, примеряет их к своему автобусу. Воспитатель – «вахтер» дает звонок к следующему уроку. Предлагает побыть в роли учителя другому ребенку. Ребенок - «учитель» объявляет урок чтения. Его ролевые действия полностью имитируют действия учителя в школе. 1.Все вместе вспоминают буквы, которые ранее выучили. 2. Придумывают слова на заданную букву. 3.Читают слоги по слоговой таблице. 4.Соединяют слоги, чтобы получились слова. 5. Вспоминают стихи об осени. 6. Вспоминают считалки, физкультминутки (музыкальная). Предлагает открыть буквари на определенной странице. Затем вновь предлагает открыть дневники и записать домашнее задание: прочитать рассказ на странице 6. Урок заканчивается по звонку. Дети складывают принадлежности в игрушечные портфели. Воспитатель напоминает, что, как и в настоящей школе, учеников по домам развезет школьный водитель на своем автобусе. В. Ребята, скоро вы самостоятельно будете ходить в школу. Расскажите мне какие правила безопасности необходимо соблюдать, чтобы не попасть в беду. 1.Где разрешается играть? (Играть разрешается на детской площадке или во дворе дома, подальше от машин.)
2.Как правильно переходить улицу? (Улицу переходить по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора.) 3.Как себя вести в автобусе? (Спокойно сесть на свободное место, пристегнуться ремнем безопасности) 4.Как правильно обходить автобус? (Обходить автобус или маршрутку сзади) 5.Что обозначают сигналы светофора? (красный свет прохода нет, желтый приготовиться, а зеленый свет иди.) 6. Какие еще правила безопасного поведения на улице вы знаете? (Нельзя садиться в машину к чужим людям, уходить далеко от дома, не сообщив об этом взрослым, дразнить бездомных собак, играть на проезжей части и возле нее, не поднимать незнакомые предметы, пакеты, острые и колющие вещи и т.д.) В. Молодцы, ребята, правила безопасного поведения вы все хорошо знаете и надеюсь будете их соблюдать. Ну а теперь смело можем отправляться на автобусе домой.
Шофёр
Качу, Лечу Во весь опор. Я сам - шофер И сам - мотор. Нажимаю На педаль - И машина Мчится вдаль. (Звучит аудио запись «Автобус»). По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание: Лети, лети, лепесток Через север на восток. Через запад, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по- нашему вели.
Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе! Дети: Детский сад, детский сад, Хлопки на каждое слово Он всегда детям рад. Развороты кистей в Будем в садике играть разные стороны, И

конструктор собирать, пальцы кистей соприкасаются. И игрушки убирать. Рука двигается вправо-влево. Будем бойко танцевать Приседание. Танцевальные движения. И лепить и рисовать, Имитировать лепку и рисование. Будем песни каждый день напевать. Руки «замком» перед собой.
Итог игры.
- Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? (Играли в игру «Школа». Вспомнили правила безопасности. Роли: учитель, ученики, библиотекарь, повар, водитель и т.д.) Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру! Благодарит детей за хорошую игру: «учителя» - за интересный урок, «учеников» - за хорошую учебу, «библиотекаря и водителя» - за хорошую работу; «повара» - за быстрое обслуживание и вежливое обращение.

Надежда Рогожина
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Конспект игрового занятия в подготовительной группе

Цели:

- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе;

Развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;

Учить правильно вести диалоги.

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

Игровой материал: строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.

Подготовка к игре :

- экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.

Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».

Показ фильма или мультфильма о школьной жизни.

Беседа по картине «На уроке».

Заучивание стихотворений о школе

Разучить песню «Чему учат в школе»

Рисование «Наша школа»

Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел.

Ход игры:

В. - Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей). А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).

В. - ребята, давайте мы сегодня поиграем в школу.

В. - где проходят уроки?

Д. - в классе.

В. - правильно, ребята!А кто проводит уроки?

Д. - учитель.

В. - ребята, кто хочет быть учителем!

В. - сколько много желающих. Давайте выберем считалкой:

Гномик золото искал!

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал, - как же быть!

Выходи! Тебе водить!

В. - Лерочка, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.

В. - дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют стульчики, ширму, доску)

Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.

Звучит песня о первоклассниках. Дети заходят в воображаемый класс. Приветствуют учителя и друг друга. Дарят цветы. Каждый из детей занимает свое место.

"Звенит звонок"

Урок 1 . Обучение грамоте.

Учитель входит в класс,представляется, знакомится с детьми и начинает урок.

Д/игра «Назови первый звук в слове»

Д/игра «Составь слово»

Д/игра «Пирамида» (деление слов на слоги)

В конце урока учитель подводит итог и задает задание на дом: прочитать сказку «Лиса и рак, составить схему слова «лиса».

"звенит звонок"

Учитель объявляет о начале перемены. Напоминает детям, чтоб приготовились к следующему уроку, и предлагает пойти обедать в столовую (возможен сюрпризный момент – сладкое угощение).

"звенит звонок"

Урок 2. Рисование.

Дети занимают места в классе за партами.

Учитель: - Дети у нас сейчас урок рисования. У каждого из вас есть семья и у меня тоже. Я предлагаю вам нарисовать свою семью. А я нарисую свою.

Дети приступают к выполнению задания.

Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка.

"Звенит звонок"

Учитель объявляет об окончании урока и предлагает разместить рисунки на выставке. Дети подходят к ширме и размещают рисунки.

"Звенит звонок"

Урок 3. Физкультура.

Учитель начинает урок с разминки. Дает команду:

Равняйсь! Смирно!Направо! Шагом марш по кругу! А теперь парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!

1. упражнение "Часы"; 2. упражнение "Мельница";3. упражнение "Прыжки".

Игра соревнование "Бег с препятствиями".

Учитель задает детям задание на дом: потренироваться прыгать со скалкой.

"Звенит звонок"

В. - Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливыми, хорошо вели себя в школе. В следующий раз, когда вы будете играть в игру «Школа», предлагаю провести урок труда. Какой скоро будет праздник?

Д. - Новый год!

В. - Правильно, вот мы с вами и будем делать поделки на новогодний праздник, а потом ими украсим нашу группу.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕТАТИВОМ для 1 - 4 класса

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, кроме того, они являются ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности. «Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом» (В.Е. Гриженя). Игра может проводиться в самых различных условиях: в зале, на спортивной площадке, в рекреации как во время уроков по физической культуре, так и во время внеклассных мероприятий, использоваться как средство активного отдыха в оздоровительном лагере. При этом возраст и количество участников могут быть совершенно различными и ничем не регламентироваться.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.
Описание: игры активизируют познавательную деятельность, развивая наблюдательность, внимание, двигательную память, воображение, сообразительность. Социальное значение игры связано с тем, что игры носят коллективный характер и приучают взаимодействию, которое строится на чувстве товарищества, солидарности и ответственности. методически правильно построенные и систематически используемые подвижные игры оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, дыхательную и другие системы организма. В процессе игры повышается функциональная деятельность, вовлекаются в работу крупные и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах, совершенствуются двигательный и зрительный анализаторы.
Цель: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности в процессе применения подвижных игр,
Задачи:
1. Воспитание потребности к подвижным играм;
2. Воспитание коллективизма, взаимодействия и взаимопонимания; потребности в движении, общении, самостоятельности, получении положительных эмоций, новизне, самоутверждении;
3. Раскрытие потенциала каждого ребенка;
4. Комплексное развитие физических качеств;
5. Удовлетворение биологических и социальных потребностей занимающихся.

Здоровье подрастающего поколения вызывает сегодня серьезную обеспокоенность и является предметом заботы государства и общества. Для решения данной проблемы большое значение имеет формирование физической культуры личности школьника, в содействии развитию которой большое значение имеют подвижные игры, позволяющие прививать устойчивый интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения в контексте ведения здорового образа жизни.
Эффективность процесса физического воспитания напрямую связана с повышением творческой инициативы, самостоятельности, расширением средств физического воспитания, удовлетворением актуальных потребностей личности ребенка в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Все эти задачи с успехом могут решать подвижные игры.
Н. К. Крупская называла игру «естественной потребностью растущего детского организма». Подвижная игра имеет неограниченные возможности по той простой причине, что она способствует удовлетворению многих потребностей одновременно: в движении, самоутверждении, получении положительных эмоций, разрядке, общении, самостоятельности, новых впечатлениях и т.д.
Большое количество подвижных игр по своей сути являются очень похожими, различаются отдельными нюансами правил, но имеют одинаковое основное содержание: один или несколько водящих, догоняют и ловят других игроков, после чего пойманные игроки меняются с ними местами.
Вашему вниманию предлагается несколько вариантов подвижных игр, которые имеют словесное сопровождение (речитатив), что делает их более эмоциональными и выразительными, способствуя развитию творческого воображения. Данные игры используются в основном с детьми, обучающимися в начальной школе.

1. «Два мороза»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на противоположных концах зала или площадки, на расстоянии 10-15 метров отмечаются параллельными линиями «дом» и «школа». Из числа играющих выбираются два «мороза» - «мороз синий нос», и «мороз красный нос», все остальные «ребята», которые располагаются за линией дома. Посредине между «домом» и «школой» стоят два «мороза».
Содержание и ход игры: морозы обращаются к ребятам со словами:
«Мы два брата молодые, два мороза удалые!»
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я мороз – красный нос!»,
другой: «А я мороз – синий нос!»,
и вместе: «Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?»
Ребята все вместе отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После этих слов играющие бегут из дома в школу. Морозы ловят, «замораживают» пробегающих, и те тут же останавливаются на том месте, где их «заморозили» морозы. Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой, и они присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбирают новых морозов из числа непойманных игроков, а пойманных подсчитывают и отпускают, после чего они присоединяются к остальным игрокам, после чего игра начинается сначала.
Правила:
Играющие должны выбегать из дома только после произнесения слов, при этом нельзя бежать обратно в дом или останавливаться на месте.
Если играющий не соблюдает данные правила, он считается пойманным.
Пойманный должен оставаться на том месте, где его «заморозили».
ускорения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает к коллективным действиям и взаимовыручке, учит организованно бегать, одновременно и по сигналу включаться в игру, при этом, развивая самостоятельность и инициативу, творческое воображение. Игра развивает быстроту, скоростную выносливость, ловкость.
Методические рекомендации:
Поскольку игра носит тематический характер, её целесообразно проводить осенью или зимой.
Если игра проводится на воздухе, то речитатив можно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?».
Пойманные игроки, чтобы не замерзнуть от длительного стояния могут выполнять двигательные действия, например прыжки.
В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а также лучшая пара водящих.
Если позволяет время, желательно, чтобы все играющие побывали в роли морозов.
Если игра проводится в смешанном составе (мальчики и девочки вместе), то можно выбрать в качестве водящих мальчики и девочку, при этом девочка «морозит» девочек, а мальчик мальчиков.
Игру можно проводить, начиная с 1 класса.


3. Выбор неподготовленных водящих.
4. Проведение игры не соответствует сезону.

2. «Гуси - лебеди»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: по сторонам зала или площадки длинной линией отмечают «дома» «гусей», между ними «волчье логово». Одного или нескольких играющих выбирают «волками», другого «хозяйкой гусей»; остальные участники – «гуси» и «лебеди». Волк становится в логово, гуси – лебеди в своем доме, хозяйка в стороне от гусей.
Содержание и ход игры: хозяйка гусей подходит к дому и громко говорит:
«Гуси – гуси!»
Гуси отвечают: «Га-га-га!»
Хозяйка спрашивает: «Есть хотите?»
Гуси отвечают: «Да, да, да!»
Хозяйка предлагает: «Так летите же домой!»
Гуси отвечают: «Серый волк под горой, не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет!» Хозяйка говорит: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят к себе в дом, а волк их ловит. Пойманные гуси идут в логово к волку, а игра продолжается.
Правила:
Гуси вылетают в поле, и волк начинает их ловить только после слов хозяйки.
Ловить можно только до границ дома.
Когда волк поймает несколько гусей, игра заканчивается, выбирается новый волк и хозяйка гусей и игра начинается сначала.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в сочетании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает организованно действовать в коллективе, одновременно и быстро включаться в игру, развивает навыки выразительной речи, творческое воображение, инициативу, ловкость, смелость.
Методические рекомендации:
Разучить текст нужно до начала игры.
Когда в игре принимает участие небольшое количество играющих, то можно продолжать игру до тех пор, пока волк не переловит всех гусей.
Если игра проводится впервые, то роль «хозяйки» может выполнять сам преподаватель, который может правильно воспроизвести речитатив.
На роль хозяйки лучше выбирать кого-либо из детей, освобожденных от занятий физической культурой.
Детям, которые находятся в логове волка, можно давать какое – либо простое задание (приседания, прыжки на месте и т.п.).
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Слишком большие размеры площадки.
3. Редкая смена ролей в процессе игры.

3. «Мы веселые ребята»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится квадрат, размеры которого зависят от количества играющих. Из числа играющих выбирается водящий.
Содержание и ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, в центре которого находится водящий. Игра начинается с того, что играющие идут по кругу в заранее обозначенную сторону, произнося речитатив:
«Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать,
Но попробуй нас догнать!
Раз, два, три – беги!»

После произнесения этих слов играющие размыкают руки, и стараются выбежать за пределы размеченного квадрата. Водящий старается осалить любого из игроков, после чего пойманный игрок становится помощником водящего.
Варианты игры: все они проводятся по правилам основного варианта игры, но сюжетно-ролевая основа у них разная.
Совушка – сова.
Из числа играющих (мелких зверушек) выбирается Совушка – сова, которая сидит в середине круга, играющие ходят по кругу и произносят речитатив:
В лесу темно, все спят давно,
Но лишь одна сова не спит,
На суку сидит, головой вертит,
Но вдруг, как полетит!

После произнесения речитатива сова старается догнать и осалить детей.
Усатый сом.
На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив:
Под камнями сом не спит,
Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки, не зевайте,
Все на берег выплывайте!

После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.
Кот Васька.
На площадке на колышки натягивается шнур на высоте 50-70 сантиметров от земли. Выбирается водящий – «кот Васька», который сидит на полу или на стуле на расстоянии 3-4 метра от шнура.
Кот Васька произносит слова:
На скамейке, у ворот
Отдыхает Васька кот.
Васька мышек сторожит,
Притворился, будто спит.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!

Дети осторожно, не задевая шнур, проползают и подходят к коту.
После слов последней строчки кот говорит мяу, - и начинает ловить мышей, которые убегают от него, не пролезая под шнуром, а оббегая его с любой стороны. Осаленные котом мыши идут в плен к коту. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего мышонка, который затем становится водящим.
Правила:
Играющие не имеют права убегать раньше, чем будет произнесен весь речитатив.
Водящий не имеет права осаливать игроков, которые находятся за пределами квадрата.
Игра продолжается, пока количество водящих и образующих круг не будет примерно одинаково.
Педагогическое значение: игра способствует воспитанию выдержанности, решительности, сообразительности, воспитывает ориентацию в пространстве и умение быстро бегать.
Методические рекомендации:
Нужно следить за строгим соблюдением правил, чтобы игроки не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова.
Необходимо следить за тем, чтобы водящий находился в центре круга и не покидал его раньше времени.
Для обеспечения безопасности занимающихся нужно, чтобы свободная зона за пределами квадрата была не менее 3 метров.
Для того, чтобы игра проходила интересно, можно сделать так, чтобы игроки образовывали круг, стоя спиной к водящему.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Играющие всегда идут в одну сторону, а не чередуют направление движения при очередном повторе игры.
3. Игрокам всегда предлагается один и тот же вариант игры.

4. «Слепой медведь»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится большой круг – «берлога», в котором располагаются играющие «медвежата», из числа играющих выбирается водящий, которому завязывают глаза - это «слепой медведь».
Содержание и ход игры: играющие становятся вокруг медведя на расстоянии 2-3 метров и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и старается поймать кого – либо из играющих, которые от него убегают.
Правила:
Того, кого поймает медведь, становится слепым медведем.
Если медведь выходит за пределы игровой площадки (берлоги), играющие громко говорят:
«А куда поставил ногу?
Ты иди медведь в берлогу!».

Медвежата должны непрерывно хлопать в ладоши.
Речитатив: игра может начинаться словами:
Мы зверята, медвежата,
Ловит нас медведь лохматый,
Нас поймать совсем непросто,
Хоть мы маленького роста!

Преимущественный вид движений: ходьба, бег, со сменой направления движения и остановками.
Педагогическое значение: игра воспитывает умение ориентироваться в пространстве без использования зрительного анализатора.
Методические рекомендации:
Если играющих много, можно выбрать несколько слепых медведей.
Можно давать возможность медведю приподнимать повязку стоя на месте, для того чтобы сориентироваться, после чего надеть повязку и продолжить игру.
Речитатив лучше разучить до начала игры.
Если медведь не справляется, то его можно поменять до окончания игры.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большой размер площадки для игры.
2. Неоптимальное для игры количество медведей.
3. Редкая смена водящих.

5. «Маляр и краски»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на расстоянии 10-20 метров чертят две параллельные линии и на одной из них устанавливают гимнастическую скамейку. Сбоку между линиями чертят дом «маляра», который выбирается из числа играющих, выбирается водящий, остальные игроки становятся «красками».
Содержание и ход игры: краски садятся на гимнастическую скамейку или на землю за линией. Водящий распределяет между играющими цвета красок: красная, синяя, желтая, черная и т.д. Маляр при этом занимает место в доме. По сигналу к водящему подходит маляр и спрашивает у него:
Я пришел к тебе за краской
Занимаюсь я раскраской,
Разреши мне краску взять?

Водящий отвечает:
«А какую тебе дать?"
Маляр называет любой цвет краски. Участник игры с названием этой краски быстро встает со скамейки и бежит до второй линии.
Правила:
Маляр должен догнать краску и отвести её в свой дом.
Если маляр не поймает краску, то она возвращается в свой дом и меняет цвет, после чего игра повторяется.
Побеждает маляр, поймавший наибольшее количество красок, или краски, которые ни разу не были пойманы.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, быстроту реакции.
Методические рекомендации:
Если играющих много, то можно одновременно называть несколько красок.
Так же можно выбирать нескольких маляров.
Если маляров несколько, то 2-3 игрока могут быть красками одного цвета.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое количество цветов красок, что приведёт к тому, что многие цвета не будут названы.
2. Редкая смена маляра, что приводит к его перегрузке.

6. «Воробышки - попрыгунчики»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук, перед их ногами чертится круг, из числа играющих выбирается водящий - «кошка», остальные играющие «воробьи».
Содержание и ход игры: играющие - «воробьи» запрыгивают и выпрыгивают за пределы круга, а водящий - «кошка», стоящий в кругу, старается их осалить.
Правила:
Водящий имеет право пятнать игроков только в пределах круга.
Побеждают игроки, которые сделали наибольшее количество прыжков в круг и обратно до окончания игры.
Пойманные игроки могут становиться помощниками кошки.
Игра заканчивается, когда «кошки» переловят всех «воробьёв».
Речитатив: перед началом игры играющие, стоящие за кругом - «воробышки» произносят слова:
Мы воробышки, мы крошки
Дразним, дразним злую кошку
Кошка ловит нас давно,
Не поймает все равно!

Педагогическое значение: игра содействует развитию ловкости и внимания, у водящего развивается наблюдательность, сообразительность и расторопность.
Преимущественный вид движений: прыжки.
Методические рекомендации:
Если присутствует большое количество ребят, то можно разделить их на несколько команд или по половому признаку.
Если уровень подготовленности игроков достаточно высокий, можно дать задание прыгать на одной ноге, произвольно меняя ногу.
В качестве кошки нужно выбрать наиболее ловкого водящего.
Чтобы нагрузка между играющими была распределена равномерно, можно просто давать штрафные очки тем игрокам, которых поймала «кошка».
Если играющие достаточно хорошо подготовлены, можно расположить их спиной к кругу и выполнять прыжки спиной вперёд.
Организационно-методические ошибки:
1. Размеры круга слишком велики.
2. Играющим не даётся задание подсчитать количество прыжков.
3. Руководитель не поощряет игроков к проявлению активности и те просто стоят, не выполняя прыжков.

7. «Птица в клетке»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: в зависимости от количества участников игры чертится круг, играющие располагаются вокруг круга. В центре круга стоит один из играющих – это «птица в клетке», возле которого располагается водящий («птицелов»), все остальные играющие располагаются за пределами круга.
Содержание и ход игры: играющие стараются выручить «птицу в клетке», забежав в круг и коснувшись её рукой, а водящий старается запятнать выручающих игроков.
Правила игры:
Водящий может ловить только игроков, находящихся в пределах круга.
Если ему это удается, то пойманные игроки становятся «пойманными птицами» и занимают место в центре круга.
Если им удается выручить пойманную «птицу», то игрок, который это сделал, становится водящим или пойманной «птицей».
Речитатив: игра может начинаться словами, произносимыми водящим:
Птицелов я очень ловкий!
Клетка есть и есть сноровка
Я поймаю много птиц,
Дятлов, воробьев, синиц.

Играющие, стоящие за «клеткой» «птицы» отвечают:
В клетке мы не бросим птицу
Дятла, воробья, синицу.
Хоть мы на тебя глядим
Птицу мы освободим!

Преимущественный вид движений: короткие ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает чувство товарищества и взаимовыручки, навыки выразительной речи.
Методические рекомендации:
Если «птицелов» поймал «птицу», она должна всем рассказать о себе (например, сказать название, где живет, чем питается).
В качестве птицелова нужно выбирать наиболее ловкого водящего.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточная мотивировка игроков на оказание выручки.
2. Отсутствие в игре межпредметных связей (отсутствие рассказа о пойманной птицы)

8. «Зайцы в огороде»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: мел, вырезанные из картона морковки, кочаны капусты.
Подготовка к игре: на полу (площадке) чертят два концентрических круга: наружный диаметром 7-9 метров, и внутренний 3-4 метра. Из числа играющих выбирают водящего «сторожа», который находится в середине малого круга, в «огороде». Играющие изображают «зайцев» и располагаются вне большого круга. В пространстве внутри малого круга разбрасывается морковка и капуста, таким образом, чем ближе к центру круга, тем её больше.
Содержание и ход игры: игра начинается с произнесения зайцами речитатива, после чего зайцы стараются, прыгая на двух ногах, проникнуть в огород, взять одну морковку или капусту и вернуться за черту большого круга, а сторож пытается их догнать и осалить.
Правила:
Сторож имеет право ловить зайцев только в огороде.
Зайцы, которых поймали, могут вернуться в игру, если они положат унесенную морковку или капусту на место.
Заяц имеет право брать за один раз не более одного кочана капусты или морковки.
Заяц, которого запятнали, и у которого нет морковки, и капусты выбывает из игры.
Игра заканчивается, когда в огороде не останется морковки и капусты.
Побеждает заяц, который сумел вынести из огорода самое большое количество овощей.
Варианты игры:
Зайцы должны прыгать только на левой или только на правой ноге.
Зайцы должны прыгать в приседе - «заячьими прыжками».
Пойманные зайцы выбывают из игры.
В игре можно использовать диалог между сторожем и зайцами:
Сторож: «Зайки, вы куда пропали?»
Зайки: «Мы в капусте отдыхали!»
Сторож: «А листочки не поели?»
Зайки: «Только хвостиком задели!»
Сторож: (грозит пальцем) «Вас бы надо наказать!»
Зайки: «Так попробуй нас догнать!»
Речитатив: игра начинается со слов, произносимых зайцами:
В огороде растет густо,
И морковка, и капуста!
Проберемся мы туда,
Пусть там сторож,
Не беда!

Преимущественный вид движений: прыжки - ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, прыгучесть, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
При проведении игры нужно внимательно следить за тем, чтобы играющие не уносили более одной морковки или капусты.
Нужно следить за тем, чтобы зайцы прыгали, а не бегали.
При проведении игры осенью на воздухе, можно использовать настоящую морковку.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточное для нормального проведения игры количество «овощей» на площадке.
2. Слишком большой или маленький размер «огорода».

9.«Через кочки и пенёчки»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: гимнастическая стойка.
Подготовка к игре: на одной стороне площадки проводится черта, за которой располагаются играющие. В 10-20 метрах от неё ставится стойка для прыжков – «ёлка». Около стойки становятся три – четыре водящих «пчёлки».
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя ребята выходят из- за черты и идут, высоко поднимая ноги, к стойке (ёлке), произнося речитатив:
Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки,
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал!

С этими словами дети останавливаются вблизи елки и продолжают говорить:
Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки!
Пчелки начинают кружиться вокруг ёлки и жужжать:
Жи-Жи-Жи – хотим кусать!
Играющие отвечают:
Нам не страшен пчёлок рой – убежим скорей домой!
– и убегают за черту, высоко поднимая колени, имитируя бег по лесу.
Пчелки стараются догнать убегающих, коснуться их рукой – «ужалить».
Правила:
Убегать можно только после слов: «Убежим скорей домой!», убежавшие преждевременно, считаются пойманными.
Игроки, которых ужалили пчёлки, выбывают из игры.
Пчёлки могут ловить игроков только после слов: «Вылетают злые пчёлки». Пойманные раньше не засчитываются.
Преимущественный вид движений: бег с высоким подниманием бедра со сменой направления движения.
Педагогическое значение игры: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
Текст необходимо разучить до начала проведения игры.
Можно специально выбрать одного из освобожденных игроков для того, чтобы он произносил речитатив.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра проводится с детьми, незнающими речитатива.
2. Дистанция не соответствует подготовленности детей.
3. Перед началом игры не рассказывается о том, что за насекомые пчелы и их значении в природе.

10. «Волшебная трава»

Место проведения: площадка, спортивный зал, рекреация.
Инвентарь: пучок травы, фант, мелкий предмет.
Подготовка к игре: выбирается водящий – «волк», дети произвольно располагаются на площадке.
Содержание и ход игры: участники игры вместе произносят слова:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,
Глупый волк, зубами щелк, зубами щелк, зубами щелк,
Не поймает волк меня, ведь есть волшебная трава!

После этих слов, водящий начинает ловить детей, которые, видя, что их неминуемо поймают, могут бросить свой пучок травы со словами:
Ты не ешь меня, вот волшебная трава!
Волк обязательно должен сначала поднять траву, и пока он это делает, у играющего есть возможность убежать подальше.
Правила:
Бросать траву можно только один раз.
Игроки, пойманные волком, выходят из игры, или становятся помощниками волка.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
При большом количестве играющих выбирайте несколько волков.
Если вместе играют девочки и мальчики пусть один волк (мальчик) догоняет мальчиков, а волчица (девочка) догоняет девочек.
Можно выбрать несколько волков, которые будут принимать участие в игре по очереди.
Организационно-методические ошибки:
1. Выбирается один водящий при большом количестве играющих.
2. Игра проводится на слишком большой площадке, что увеличивает нагрузку на водящего и уменьшает на остальных играющих.
3. Не учитывается мнение самих играющих (водящие назначаются сами руководителем).

11. «Самовар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: выбирается водящий – это «самовар», все остальные дети- это разные «сладости» становятся в широкий полукруг.
Содержание и ход игры: водящий (самовар) начинает игру со словами:
Самовар кипит, просит чай он пить!
Ведущий спрашивает: С чем же будет чай?
Самовар отвечает, например:
«С малиновым вареньем и хорошим настроением!»
Ведущий отвечает:
«Есть такая сладость!»
После этого игрок «малиновое варенье» должен оббежать вокруг полукруга, как указано на схеме, а самовар старается его запятнать.
Если такой сладости, которую назвал водящий, нет, то ведущий говорит:
Нет сладости такой, ты попей – ка, чай с другой!
После этого игра повторяется, и самовар называет другую сладость.
Правила:
Если водящий запятнал игрока, то тот становится новым водящим.
В конце игры отмечаются наиболее успешные игроки.
Игроки не имеют права оббегать полукруг, пока не произнесены слова речитатива.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
Можно называть две сладости сразу.
Если дети не могут сами придумать себе название сладости, то им можно это подсказать.
Организационно-методические ошибки:
Дети не ознакомлены с сюжетом игры и не знают слов речитатива.

12. «Теремок»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг это «теремок».
Считалкой выбираются звери: «мышка - норушка», «лягушка квакушка», «лисичка -сестричка», «зайка – зазнайка» и «мишка-ловишка», которые становятся за кругом.
Содержание и ход игры: игроки, образующие теремок, ходят, взявшись за руки по кругу, произнося речитатив:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,

Бежит мышка – норушка, останавливается напротив «дверей» и стучит в неё со словами:
«Я мышка – норушка, пустите меня в теремок»,
после чего проходит внутрь круга. Далее, бежит лягушка и спрашивает:
«Кто, кто в теремочке живет? »
«Кто, кто в невысоком живет?»

Мышка отвечает: «Я, мышка норушка. А ты кто?»
Я лягушка – квакушка
Мышка приглашает лягушку:
«Иди ко мне жить»
И таким образом в круг входят все остальные звери, а последним появляется мишка и произносит:
«Я мишка - ловишка»,
после чего все звери выбегают из круга, а мишка старается их поймать.
Правила:
Игра продолжается, пока мишка не поймает двух – трех зверей (по договоренности), после чего игроки меняются ролями.
Звери, спасаясь от мишки, могут пробегать через теремок, а мишка не имеет права этого делать.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
Перед проведением игры нужно ознакомить детей с содержанием сказки.
Все дети в процессе игры должны побывать в различных ролях.
Нужно объяснять ребятам, играющим роль зверей, о том, что можно использовать теремок в качестве защиты, пробегая через него.
Игру лучше проводить на открытом воздухе.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети выполняют в игре только одну роль.
2. Звери, спасаясь от мишки-ловишки, убегают слишком далеко от теремка.
3. Игра проводится в неприспособленном для этого помещении.

13. «Баба - яга»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг, в центре которого водящий - «Баба - яга» (девочка) или Кащей – бессмертный (мальчик).
Содержание и ход игры: игроки подходят к бабе яге (если это девочка) и дразнят её, произнося речитатив:
Баба – яга, - костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!

После этих слов баба-яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих.
Если баба – яга долго не может никого догнать, она говорит:
Ох, стара, совсем я стала,
А может, мало отдыхала,
Хочу Нину
(называет имя любого игрока) попросить ,
За меня детей ловить.
Кащей в таком случае говорит:
Ох, совсем я старый стал,
Слишком долго отдыхал,
Хочу Мишу попросить,
За себя детей ловить!

Правила:
Если баба – яга, или Кащей поймал(а) кого-либо, пойманный становится новой бабой –ягой.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, внимание, находчивость.
Методические рекомендации:
Если водящий мальчик, то игроки произносят речитатив:
Старый Кащей, поел кислых щей,
По лесу бежал, всех зверей распугал,
По полю бежал, об зайца ногу сломал!

Если игра проводится впервые, в роли водящего может выступить сам руководитель.
Если игрок долгое время не может никого осалить, его нужно заменить.
Организационно-методические ошибки:
1. Детям не знают текст речитатива, поэтому путаются.
2. Слишком большая площадка для игры.
3. Излишне продолжительное пребывание одного игрока в роли бабы яги или Кащея.
4. Игра проводится для детей среднего школьного возраста.

14. «Жадный повар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: кегли или вырезанные из картона сосиски, или карандаши, обруч.
Подготовка к игре : считалкой выбирается «повар», который становится в «кухню», представляющую собой квадрат или круг размером 2х3 метра. Посредине кухни кладется обруч, в который ставятся кегли «сосиски». Дети - «котята» становятся вокруг кухни.
Содержание и ход игры: котята произвольно двигаются вокруг кухни со словами:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Жадный повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски!

После этого котята забегают в кухню, стараясь унести оттуда сосиски, а повар старается их осалить. Игроки, осаленные поваром, остаются в той позе, в которой их осалили. Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Правила:
Пойманный котенок должен придумать интересное название своей позе, и после этого он может продолжить игру.
Нельзя уносить больше одной сосиски зараз.
Если повар поймал котенка, который уже унес несколько сосисок, он должен вернуть одну из них на кухню.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Отмечаются котята, которые сумели унести много сосисок.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
При проведении игры в качестве сосисок можно использовать кегли, карандаши или что-либо другое.
«Озвучивание» игры сначала может проводить сам руководитель.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети плохо знают содержание текста.
2. Ребятам не рассказывается о том, что надо помогать животным.

Спортивное мероприятие для 1- 4 классов с ОВЗ. Путешествие по станциям

Задачи игры: расширять представления детей о профессии учителя; формировать умение действовать в соответствии с воображаемой ситуацией; расширять сферу социальной активности детей и их представление о жизни школы; воспитывать желание учиться, культуру поведения в школе.

Предварительная работа: дидактическая игра «Собери портфель в школу», экскурсия в школу; этюд «Я — будущий ученик»; чтение детям произведений «Первое сентября» С.Маршака, «Подружки идут в школу» В. Воронковой.

Словарная работа: ученик, учитель, класс, урок, перемена, униформа.

Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: парты, звонок, доска, набор цифр, тетради, ручки, портфели, набор карточек-слов по теме, плита, посуда, униформа повара.

Игровые роли и действия:

Учитель проводит уроки, вызывает к доске учеников, на перемене ведёт детей в столовую.

Ученики — приходят на урок, отвечают на вопросы, решают примеры.

Директор — посещает урок, оказывает помощь учителю по подготовке к урокам.

Повара — готовят обед, сервируют стол, моют посуду.

План игры:

Организационный момент. Мотивация.

Беседа о школе

Воспитатель (В). Ребята, как вы думаете, что нужно человеку, чтобы получить в дальнейшем профессию? (Ответы детей).

В. Всё верно, но начинают такую учёбу со школы, а с какого класса? (Ответы детей). А как вы думаете, в школе интересно, весело? Давайте проверим.

Мы сейчас с вами произнесём волшебные слова и превратимся в «первоклашек». (Произносят).

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

(Из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева).

Хотим оказаться в школе и быть первоклассниками!

Звучит песня «Учат в школе» (сл. М. Пляцковского.).

Дети заходят в воображаемый класс.

В. Вот мы и оказались в школе! Ребята, назовите профессии тех людей, которые работают в школе? (Ответы детей).

Распределение ролей.

Дети распределяют роли по желанию: учитель, ученик, повар и занимают свои игровые места.

Ход игры:

Звенит звонок на урок

Учитель (ребёнок) проводит урок «Чтение».

В процессе урока «учитель» дает задания:

  • прочитать слово
  • составить предложение со словом «школа»
  • определить сколько звуков в слове «школа»

Урок заканчивается по звонку.

Дети складывают свои принадлежности в портфели.

На перемене «Учитель» приглашает детей в столовую на обед.

Во время проведения урока «повара» имитируют готовку пищи и накрывают столы для завтрака.

Ученики направляются в столовую, садятся за столы, происходит импровизированный приём пищи.

После обеда повара убирают посуду, снимают униформу.

Проводиться следующий урок «Математика».

Задания:

  • назови цифры;
  • сосчитай по порядку и обратно;
  • назови «соседей»;

Работа в тетрадях: дети решают простые примеры (заранее на доске приготовлены записи, закрытые листом бумаги), затем проверяют их.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Учитель задаёт домашнее задание.

Звенит звонок. Урок заканчивается. Ребята раскладывают принадлежности в портфели.

Перед каждым уроком директор (воспитатель) помогает учителю подготовиться к уроку.

Окончание игры.

Учитель сообщает, что уроки закончились, и дети могут идти домой.

Воспитатель повторяет волшебные слова:

Лети, лети, лепесток

Через север на восток.

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе!

Оценка игры

В. Мне очень понравилось ребята, как вы сегодня играли, отлично справились со своими ролями, хорошо вели себя в школе, были вежливыми.

Вам понравилась игра? (Ответы детей).

Конспект руководства

сюжетно-ролевой игрой

«Школа»

в подготовительной группе

I. Задачи:

- Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

- Самостоятельно создавать игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

- Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

- Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

II. Подготовка к игре:

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Апрель

Изготовление совместно с воспитателем:

Пеналов

Маленьких тетрадей - альбомов для рисования

Журнала для учительницы - тетради для директора - указки

Беседа о школе с использованием иллюстрационного материала.

Экскурсия в школу.

Рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"

Дидактическая игра «Собери портфель»

Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Машковской «Мы играем в школу».

Разучить песню «Чему учат в школе»

Загадки о школе.

Научить раскладывать школьные принадлежности на рабочем месте к началу урока.

Вести урок, вежливо обращаться с учениками, рисовать, задавать домашнее задание.

Водителя учить безопасной езде и соблюдению правил перевозки детей в салоне школьного автобуса.

Поваров красиво накрывать на стол, готовить импровизированную еду.

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Школа

Учитель

Указка, журнал, глобус, доска, мел, ручки, книги, стол и стул учителя, карточки с цифрами и буквами.

Ведет уроки, ставит оценки, вызывает к доске, задает вопросы.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Леша, прошу к доске….

Открыли тетрадки и пишем…

Садись, Катя, пять.

Завтра, Миша, пусть родители придут в школу.

До свидания, дети.

Школа

Ученики

Тетради, учебники, альбомы, пенал, портфель, ручки, карандаши, стол и стул ученика.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания данные учителем, помогают друг другу при возникновении сложностей.

Здравствуйте, Любовь Владимировна.

Привет, Макар…

Как надо писать, у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

Можно выйти?

Школа

Директор школы (завуч)

Очки, тетрадь, ручка.

Присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, дает советы учителю.

Здравствуйте, дети.

Вы не против того, что бы я присутствовала у вас на уроке? Я хотела бы дать вам совет…

До свидания.

Школа

Техничка

Колокольчик для звонка.

Следит за чистотой в помещении, дает звонок.

Кто бросил фантик? Опять наследили. Звонок уже прозвенел, а вы только идете на урок.

Школа

Повара

Фартук, косынка, посуда, стол с едой.

Готовят обед, моют посуду, раскладывают еду.

Здравствуйте. Что хотите на обед? Пожалуйста, возьмите. Приятного аппетита. На здоровье. До свидания.

Школа

Водитель

Руль, кепка, мягкий модуль.

Ведет автобус

Сели, пристегнули ремни, не балуемся. Вторую обувь не забудьте на сиденье. Завтра не опаздывайте, уеду без вас. До свидания.

Сопутствующие сюжеты

Семья

Мама

Сумка, очки

Приводит ребенка в школу, беседует с учителем о своем ребенке. Забирает ребенка из школы.

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Как себя ведет мой сын на уроках? Спасибо за совет. До свидания.

  1. Схема игрового пространства

III . Ход игры.

Ребята, посмотрите, какая красочная книжка появилась в нашей библиотеке. Как вы думаете, что эта за книжка? А как вы догадались?

Правильно, это букварь. По этой книге вы будете учиться в школе. С какого класса начинают учиться в школе? Хотите учиться в первом классе? Давайте представим себя в школе, как будто мы уже первоклассники.

Воспитатель читает заклинание.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели! Хотим оказаться в школе и быть первоклашками!

Вот мы и в школе! Дети, проходите в класс. Назовите профессии людей, которые работают в школе?

Давайте распределим, кто кем будет, какие роли вы выберете.

Профессий у работников школы много, выберем подходящую для каждого. Я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора. Я буду отвечать за работу всей школы.

Сколько у нас сегодня будет уроков?

Два

Какие?

Математика и рисование.

Кто будет учителем математики?

Ирина изъявляет желание быть учителем по математике.

А учителем рисования воспитатель предлагает стать Полину, потому, что она хорошо рисует. В каждой школе имеется столовая, и Динара с Сабриной пожелали быть поварами, чтобы кормить нас на перемене. Воспитатель напоминает детям о том, что в школе есть школьный автобус. Водителем пожелал стать Миша. Роль технички доверили Арине, потому что она очень ответственная. Арина будет давать звонки на уроки, и отвечать за чистоту в помещении.

Каждый из детей занимает свое место. Звенит звонок.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности.

Учитель Ирина входит в класс и начинает урок математики . Директор заходит в класс и просит разрешения присутствовать на уроке.

На уроке математики дети решают задачи, примеры и записывают их в тетради, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя. - Ваши руки трудились, пальчики устали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем.

Мы капусту солим,

Мы капусту мнем.

В конце урока учитель дает домашнее задание. Звенит звонок на перемену. Учитель объясняет, что можно отдохнуть. На перемене не нужно бегать и беситься, а можно пойти в столовую и перекусить.

Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для завтрака.

«Ученики» отправляются в столовую, рассаживаются за столы, идет импровизированный прием пищи. Повара приглашают к столу и работников школы. Они рассаживаются за другой стол.

Имитация завтрака длится не более пяти минут.

После завтрака повара убирают посуду на место, снимают фартуки.

Техничка дает звонок к следующему уроку.

Начинается урок рисования . Учитель Полина объясняет, что они будут сегодня рисовать свою семью и предлагает детям достать свои карандаши и приступить к работе.
Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка. Учитель объявляет об окончании урока и предлагает разместить рисунки в уголке творчества. Дети подходят к ширме и размещают рисунки. Учитель говорит детям, какие хорошие рисунки у них получились и что все справились с заданием. Урок заканчивается по звонку. Дети складывают принадлежности в игрушечные портфели.

Воспитатель напоминает, что, как и в настоящей школе, некоторых учеников домой повезет школьный водитель на своем автобусе.

Воспитатель просит рассказать о правилах безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасть в беду.

Где разрешается играть?

Как правильно переходить улицу?

Как себя вести в автобусе?

Как правильно обходить автобус?

Какие еще правила безопасного поведения на улице вы знаете?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, правила безопасного поведения вы все знаете и надеюсь будете их соблюдать. Ну, а теперь смело можем отправляться на автобусе домой.

Некоторые мамы приходят в школу за своими детками, чтобы забрать их домой. Подходят к учителю и узнают информацию о своем ребенке. Благодарят учителя и помогают собраться своему ребенку. Дети и мамы прощаются с учителем.

Школьный автобус ждет окончания уроков на школьном дворе. Дети заходят в транспорт, рассаживаются. Водитель напоминает, чтобы все пристегнулись и не баловались во время езды.

Звучит аудиозапись «Автобус».

Водитель на конечной остановке напоминает, чтобы ничего не забывали и не опаздывали утром на автобус.

По окончании путешествия воспитатель повторяет заклинание:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты Земли,
Быть, по-нашему, вели!

Хотим снова оказаться в нашем детском саду, в своей группе.

IV . Окончание игры.

Игра закончена. Давайте вспомним, чем же интересным мы с вами сегодня занимались? В какую игру мы играли? Понравилось ли вам играть? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи?

V. Оценка игры

Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам за игру! Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

Миша был очень аккуратным водителем – хорошо вел автобус. Ирина была очень хорошим учителем математики и научила детей как правильно считать. Все ученики на уроке рисования очень старались и нарисовали свою семью. Наши повара очень постарались и приготовили нам вкусный завтрак.

Воспитатель говорит, что игра ему тоже очень понравилась, и хотелось бы еще как-нибудь поиграть в эту игру.