Что делает человека человеком человек существо биосоциальное. Человек – биосоциальное существо

Биологическая природа человека Социальная сущность человека
Проявляется в
принадлежности к высшим млекопитающим, анатомии и физиологии человека (обмен веществ, инстинкт самосохра­нения, генетическая пред­­расположенность и пр.) неразрывной связи с обще­ст­вом и его структурами (общение, деятельность, об­­ладание со­циальной ролью, социальным статусом и пр.)
Регулируется
законами функционирования живой природы социально-историчес­кими законами бытия

Биологическое и социальное в человеке существуют в неразрывном единстве.

Индивид, индивидуальность, личность. Все эти слова употребляются при характеристике человека. В чем заключаются смысловые различия названных терминов?

Индивид конкретный, единичный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Индивидуальность совокупность своеобразных черт человека, как биологических (наследственных и приобретенных свойств – рост, цвет глаз, строение тела и т.д.), так и психологических (темперамент, характер, способности и т.д.).

Личность человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Недаром говорят: "Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь".

Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность мыслить – важнейшее отличие человека от животного.

Мышление это отражение процессов, происходящих в действительности, их сущности с помощью понятий и абстракций; оно появляется на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его рамки. Мышление позволяет увидеть связи и зависимости явлений, в том числе познать такие явления и свойства внешнего мира, которые непосредственно не наблюдаются.

Индивидуальными особенностями мышления могут быть:

– самостоятельность (умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее своими силами);

– гибкость (умение меняться, реагировать на внешние изменения);

– быстрота (умение принимать решение в ограниченное время).

Язык – это система словесных знаков как средство существования, усвоения и передачи социально-исторического опыта.

Речь процесс общения с помощью языка. Различают внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю (про себя) речь; монологическую и диалогическую.

Мышление невозможно без речи. Чем глубже продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной и письменной речи.

Способностями человека называют его индивидуальные особенности, помогающие успешно заниматься определенной деятельностью. Каждый вид способностей имеет свою структуру (сравните, к примеру, математические, организаторские и музыкальные способности). Способности развиваются из задатков и обнаруживаются только в деятельности.

Талант выдающиеся способности, а гениальность высшая степень развития таланта, связанная с созданием уникальных творений.

Сознательное и бессознательное – это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики.

Сознанием мы называем универсальную способность, свойственную только человеку, осмысливать бытие в мире и себя в этом мире. Cознательная деятельность людей характеризуется обдумыванием ими своих действий, осуществлением самоконтроля.

Сознательное включает в себя:

а) совокупность знаний об окружающем мире и важнейшие познавательные процессы;

б) закрепленное различение субъекта и объекта;

в) обеспечение целеполагающей деятельности человека;

г) чувства, эмоции, выражающие отношения.

Высшую степень развития познавательной способности мышления называют разумом .

Под бессознательным в психологии понимаются состояния, в которых человек не отдает себе отчета. Примером бессознательного могут быть влечения, т.е. психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. К бессознательному относятся также автоматические алгоритмы поведения, субсенсорное восприятие и т.д. Выдающуюся роль в исследовании проявления бессознательного сыграли австрийский ученый З. Фрейд и швейцарский ученый К. Юнг.

Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

Сознательное и бессознательное относительно независимы. Так, в состоянии сна и гипноза сознательное отключается, а бессознательное функционирует относительно самостоятельно. Во время интенсивной умственной деятельности значение бессознательного будет близко к нулю. Важно, что человеческая психика едина и действует как единое целое.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Антропогенез

Антропология

Бессознательное

Гениальность

Индивид

Индивидуальность

Личность

Мышление

Разум

Речь

Сознательное

Способности

Талант

Язык


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как Вы понимаете выражение: "Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь"?

2. Прав ли, с Вашей точки зрения, Ч. Ломброзо, писавший о прямой связи склонности человека к преступлениям с его биологическими особенностями, например, чертами лица?

3. Можете ли Вы определить свое индивидуальное мышление как самостоятельное? Гибкое?

4. Что необходимо для того, чтобы задатки человека развились в способности?

5. Какие качества мышления проявляются в профессиональной деятельности ученого-исследователя (педагога, водителя, дизайнера)?

ЗАДАНИЯ

1. Прокомментируйте строчки стихотворения Омара Хайяма:

"Человек, словно в зеркале мир, – многолик

Он ничтожен – и он же безмерно велик".

2. Какие из перечисленных свойств живых существ отличают человека как высшее живое существо?

3. Заполните таблицу

4. Он – победитель конкурса эрудитов, "душа" коллектива, готов прийти на помощь в любую минуту. Все эти признаки характеризуют человека как ………………………. (заполните пробел).

5. Речь всегда несет на себе "печать" общественной среды, в которой она существует. Проверьте себя и своих знакомых. Запишите несколько забавных фраз, услышанных в классе. Спросите у взрослых, что означают эти выражения, кто и при каких обстоятельствах их мог произнести.

ТЕСТЫ

1. Верны ли следующие суждения:

А. Всякий человек является личностью.

Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б.

4) оба суждения неверны

2. Тезис о человеке как о мере всего сущего был провозглашен:

1) древнекитайской философией

2) древнеиндийской философией

3) древнегреческой философией

4) марксизмом.

3. Стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, выражающие особенности человека как живого существа, – это:

1) природа человека

2) социальная сущность

3) культурная программа

4) личность.

4. Психические состояния, выражающие неосознанную потребность, – это:

1) интересы

2) убеждения

3) влечения

4) установки.

5. Высшая степень развития таланта, связанная с сохранением качественно новых, уникальных творений, – это:

1) мышление

2) способности

3) гениальность

4) характер.

Ключ к тестам: 1–2; 2–3; 3–1; 4–3; 5–3.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.

Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1995.

XIX век. М., 1995.

Мальшевский А.Ф. Мир человека. М., 1998.

Гуревич П.С. Человек. М., 1995.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сущность деятельности человека. Реальный процесс жизнедеятельности человека в философии называют бытием. Активность присуща всем живым существам, но только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное.

Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Структура деятельности включает:

субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство); в зависимости от характера субъекта (индивид или группа) выделяют индивидуальную и коллективную деятельность;

– объект – то, на что направлена деятельность; объекты могут быть материальными и идеальными;

цель – осознанный образ желаемого; этот образ должен соответствовать реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта;

средства – то, что необходимо для осуществления деятельности: не только различные орудия, предметы, но и способы, приемы действий; чем шире набор средств, тем больше возможностей для осуществления деятельности;

действия – направлены на достижение цели, их последовательность и составляет деятельность;

результат – итог деятельности, который не всегда совпадает с целью (может быть противоположным, несовпадающим, случайным). К числу факторов, обусловливающих несовпадение результата с целью, можно отнести постановку недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноту действий, недостаточный учет внешних условий и др.

Мотивы деятельности– это побуждения к деятельности
Потребности– пе­режива­емые и осо­знава­емые не­обходи­мости в чем-либо Интере­- сы –форма про­яв­ле­ния по­треб­­ностей человека, социальной груп­пы или об­щества в целом Социальные ус­тановки – ус­­той­чивая пред­располо­женность, готовность действовать определенным образом по отношению к ка­ко­му-либо объекту Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление во­пло­тить их в жизнь через свои действия и поступки Бессозна­тель­ные фак­торы – те, в ко­то­рых че­ловек не отдает се­бе отчета

Потребности – важнейшая мотивирующая сила. Любая классификация потребностей носит достаточно условный характер. Наиболее доступным вариантом классификации является деление потребностей на три группы:

1) биологические (в питании, дыхании, самосохранении и т.п.);

2) социальные (в общении, самореализации, общественном признании и т.п.);

3) идеальные (в знаниях, в искусстве и т.п.).

Другая модель потребностей разработана американским ученым А. Маслоу.

Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), а три других – вторичными (приобретенными). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие – в неодинаковой.

Часто потребности подразделяют:

– на подлинные (разумные), побуждающие человека к активной общественно полезной деятельности, способствующие физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;

мнимые (ложные, неразумные) – их удовлетворение ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Абрахам Маслоу (1908–1970 гг.), американский психолог, основоположник иерархической теории потребностей. Эта теория создавалась в 1940-е гг. и в дальнейшем развивалась ученым и его последователями. В частности, было признано: для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. А. Маслоу писал: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая "жесткая", как мы полагали… Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

Многообразие видов деятельности. Главная причина многообразия человеческой деятельности – разнообразие ее мотивов, в первую очередь, интересов и потребностей, а также множества культурных программ, которыми руководствуются субъекты. Самая общая классификация деятельности может выглядеть следующим образом:

Выделяют также такие виды деятельности, как творческая, трудовая, игровая. Все они позволяют удовлетворять многочисленные потребности человека, способствуют развитию личности.

М. Вебер разделил действия в зависимости от их мотивов на четыре группы:

– целенаправленные действия (поведение индивида ориентировано на рационально поставленную, продуманную цель, средства и побочные результаты действий);

– ценностно-рациональные (подчинены принципам, требованиям, основаны на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения);

– аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида);

– традиционные (основаны на длительной привычке).

Общение предполагает обмен информацией, что составляет также суть коммуникации. Однако значение этих терминов существенно различается.

Коммуникация – однонаправленный поток информации при отсутствии или формальном характере обратной связи.

При общении равноправных партнеров механизм передачи и восприятия информации меняется, происходит ее существенное обогащение.

Общение – сложный и многогранный процесс, включающий не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание партнеров.

Многообразны функции общения, через которые реализуется его социальная роль – формировать личность, ее сознание и самосознание, связывать с другими людьми, передавать опыт и знания.

Важнейшие функции общения:

– коммуникативная (обмен информацией, ее уточнение, развитие и выработка новой информации);

– интерактивная (обмен идеями и действиями, взаимовлияние);

– перцептивная (восприятие друг друга, формирование целостных образов, установление взаимопонимания).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Виды деятельности

Воображение

Деятельность

Игра

Интересы

Интуиция

Коммуникация

Мотивы

Общение

Потребности

Cтруктура деятельности

Творчество

Труд

Убеждения

Установки

Фантазия

Целеполагание

  • А теперь послушай, как этот Человек в итоге достигает Брахмана, Наивысшего видения Света.
  • А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического 1 страница
  • А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического 2 страница

  • Для того чтобы понять, почему человек - биосоциальное существо, следует разобраться в значении термина «биосоциальный». Понятие подразумевает систему поведения, которая является симбиозом биологических и

    Говоря по-другому, поведение биосоциальных существ (людей) одновременно определяется природными инстинктами, и социальными навыками.

    Человек как биосоциальное существо - совершенно особенная Мы являемся его неотделимой частью, но одновременно влияем на бытие, изменяя его. Мы единовременно объект и субъект познания.

    Ни одна обособленная наука, будь то биология, психология, анатомия или т.п. не может создать цельный образ человека. Это пытается сделать только философия, но ее познание сводится к изучению общечеловеческой природы.

    Почему так происходит?

    Именно потому, что человек, как биосоциальное существо, заключает в себе слишком много аспектов. Он обладает следующими характеристиками:

    • Общечеловеческими признаками, т.е. является представителем конкретного вида.
    • Специальными, что значит, что каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса.
    • Конкретными: личностью, психикой, талантами, наклонностями, потребностями.

    Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны - это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой - это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек - биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное».

    С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

    С другой стороны, человек не имеет четкой предрасположенности к дневному или ночному образу жизни, типу питания, поведению (стадному, например). Поэтому развиваться, в отличие от животных, он способен в любом направлении.

    Неразрывно связаны с его природой. Только природа проявляется в теле, инстинктах (например, необходимость питаться, размножаться и т.п.), а социальное - в сознании. Однако и природное начало, и социальное составляет единый конгломерат, который, по своей сути, является бытием.

    К слову, о природе человека в науке идут споры. Одни ученые считают, что природа обусловлена исключительно генетикой вида: прямохождением, дыханием при помощи легких и т.п.. другие же включают в понятие и психику индивида, его развитие. Это тоже подтверждает сложность человеческой натуры.

    Кроме того, сознание - это психологическое проявление, которое является порождением мозга, а мозг имеет биологическое происхождение. Это еще одно доказательство той истины, что человек как биосоциальное существо может рассматриваться только одновременно с нескольких точек зрения.

    Глава 2.

    Человек и общество.

    Сущность сознания.

    Постижение сущности сознания.

    Разум, мышление, душа.

    Сознательное и бессознательное.

    Бытие человека.

    Потребности человека.

    Сущность человеческой деятельности и ее многообразие.

    Трудовая деятельность и общение человека и общества.

    Предназначение человека и подходы к трактовке его сущности.

    Цель и смысл жизни человека.

    Общение и коммуникация.

    Человек, индивид, личность.

    Способности и характер личности.

    Социализация личности.

    Свобода и ответственность личности.

    Характеристика межличностных отношений.

    Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

    Духовный мир человека.

    Мировоззрение человека.

    Ценности.

    Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

    Интересы.

    Человек как предмет биологической и социальной эволюции.

    Взаимосвязь духовного и телесного, биологического и соци­ального начал в человеке. Бытие человека, его деятельность и творчест­во. Цель и смысл жизни человека, его жизненный выбор и образ жизни. Самореализация человека и его самопознание. Личность, ее самореа­лизация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Поведение, свобода и ответственность личности. Позна­вательная деятельность человека. Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нем. Истина и ее критерии. Научное позна­ние. Знание и вера. Многообразие форм человеческого знания. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Всему этому предшествовало длительное эволюционное развитие в самом человеке биологического, социального и духовного начал.

    Человек как биосоциальное существо.

    Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Онявляется частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слитывоедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костнойи другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не суще­ствует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

    Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь всту­пая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстает как совокупность общественных отношений.

    Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду.

    Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

    Из вышеизложенного укажем на основные отличия человека от животных:

    1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорга­низованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

    2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности . Животное в своем поведении подчинено инстинкту , его действия изначаль­но запрограммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Че­ловек сам моделирует свое поведение и может выбирать, различные социальные роли. Человек обладает способно­стью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных и соци­альных процессов. Человеку свойственно ценностное от­ношение к действительности, а животное не отделяет себя от природы.

    3. Животные не могут производить коренных измене­ний в условиях своего существования. Они приспосаб­ливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действитель­ность в соответствии со своими постоянно развивающи­мися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

    3. В процессе своей деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически-преобразующую деятельность человек творит «вторую природу» - культуру.

    4. Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

    Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

    По мере развития самого человека, а также наук, изу­чающих человека, возникают и развиваются естествен­ные научные (материалистические) представления о происхождении человека. Большим достижением в этом направлении было появление во второй половине XIX века эволюционной теории Чарльза Дарвина. Его работы, особенно «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор», положили начало глубокой научной теории, где была обоснована идея появления различных видов животных, в том числе и человека, в ходе долгого эволюционного развития. В основу эволюции Ч. Дарвин положил естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он и его последователи видели в естественном отборе.

    Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В соответствии с эволюцион­ной теорией человек как особый биологический вид так­же имеет естественное, природное происхождение и ге­нетически связан с высшими млекопитающими. Психи­ка человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения че­ловека из животного мира.

    Ответить на этот вопрос пытался Ф.Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и выступает основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

    Несмотря на существующие научные открытия, мно­гие вопросы, связанные со становлением человека, еще не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.

    Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом . Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека – Homo sapiens (Человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад.

    Многие ученые считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Са­мыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн лет назад , далее идут рамапитеки (10- 14 млн. лет назад) . За ними следуют австралопитеки . Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением Homo habilis (Человек умелый) 2.5-3 млн. лет назад. Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на живот­ных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению питекантропа (800 тыс. лет назад) , а затем и неандертальца (150-200 тыс. лет назад) . В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к Homo sapiens (Человеку разумному) совпал с формиро­ванием, существующих и ныне, различных человече­ских рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые остатки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жиз­ни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего, прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно выс­вободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок – появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У Человека умелого он составлял 650-680 куб см., у питекантропа - примерно 974, у неандертальца – в среднем 1350. Увеличение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.

    Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

    Завершающей стадией антропосоциогенеза была так называемая «неолитическая революция », ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Развитие человеческого общества в дальнейшем было свя­зано с различными вехами в разделении труда: историчес­ки первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия, вторым - выделение ремесла, а третьим - выделение торговли в самостоятельные отрасли деятельности. Все эти изменения в хозяйственной деятельности не могли не сказаться на социальных процессах - переход к оседлому образу жизни (формирование племенных объединений), социаль­ное расслоение общества, дифференциация форм сознания и др. - и создали предпосылки для перехода человеческо­го общества из первобытного состояния в цивилизованное.

    В этом движении к цивилизации большую роль сыграла культура , которая являлась с одной стороны ускорителем преобразований в материальной сфере , а с другой стороны она формировала духовную сферу человека и общества также ускоряя процесс очеловечивания человека.

    Сущность сознания.

    Философия определяет сознание как высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключавшуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности (бытия), в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Сознание - не только основное понятие философии, но и социологии, психологии, педагогики и других наук о человеке. Многие мыслители говорили о сознании как о чуде из чудес, божественном даре и вечном проклятии человека, поскольку, обладая сознанием, человек осозна­ет и свою конечность, смертность, что неизбежно накла­дывает отпечаток трагизма на всю его жизнь. Существует множество позиций и подходов к осмыслению сущности сознания.

    Под сознанием понимают высшую человеческую фор­му психического отражения действительности. Незави­симо от того, на каком уровне оно осуществляется - био­логическом или социальном, чувственном или рациональном.

    Сознание имеет сложную структуру. В его структуре, прежде всего, выделяются такие моменты , как осознание (познание) вещей, а также переживание, т. е. определен­ное отношение к тому что человек познает. Развитие со­знания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Осознание получаемых знаний имеет различные уровни, глубину про­никновения, т. е. разную степень ясности понимания. Отсюда часто выделяются обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Таким образом, в структуре сознания часто выделяется его ядро, состоящее из ощущения, восприятия, представления, по­нятия и мышления в целом, а это не что иное как человечески разум. Кроме этого в структуру со­знания часто включают такие компоненты, как способность к иррациональному мышлению (вымысел, фантазии, иллюзии), к эмоциональному восприятию мира и самого себя, волевые процессы, память, интуицию и др.

    Проблема человека – центральная проблема обществознания.

    Существуют разные концепции происхождения человека. Наиболее ранняя – религиозная, которая наделяет человека душой – проявлением божественного, что и делает человека человеком. Естественнонаучная концепция, выдвинутая Ч. Дарвином в работе «Происхождение человека и половой отбор», выдвигает гипотезу о происхождении человека от животных в процессе эволюции. Эту теорию развивает Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека».

    Исследования Луи Пастера, который доказал невозможность самозарождения жизни, повлекли новые поиски. В результате появилась теория палеовизита.

    На данный момент основной является естественнонаучная концепция, на основе которой родилась концепция биосоциальной природы человека.

    В высказываниях мыслителей о человеке, его сущности выделяются две основные точки зрения – пессимистическая (без веры в лучшее в человеке) и оптимистическая (с верой в человека, его возможности). «Пессимисты», прежде всего, отмечают животную сторону человека. «Оптимисты», напротив, считают, что человек – существо духовное, стремящееся к божественным вершинам сознания и поведения. В человеке переплетается и добро и зло.

    Человек по своей природе – биосоциальное существо , так как одновременно является частью природы и, вместе с тем, неразрывно связан с обществом.

    Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии, генофонде, являющемся носителем наследственной информации. Биологическое влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни человека и сказывается также на развитии его некоторых способностей – формах реакции на внешний мир.

    Под социальным в человеке понимают такие свойства, как сознание и разум, способность практически действовать, свобода и ответственность, гражданская позиция и др.

    В решении вопроса о соотношении биологического и социального в человек сложились две крайние позиции: биологизаторская и социологизаторская.

    Общей чертой биологизаторских концепций является истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Их представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

    Социологизаторские концепции абсолютизируют значение общественных отношений. Представители данного направления считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество. Такое понимание человека было широко распространено среди сторонников марксизма.

    Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избегать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Они считают, что родившейся ребенок представляет собой биологическую живую систему, еще не обладающую мышлением и речью. Его физиологическая организация лишь располагает потенциальными возможностями при определенных социальных условиях реализовать способность к мышлению и речи. Однако подчеркивается, что такие качества, как способность мыслить и практически действовать, имеют социальное происхождение.

    Для исследования человеческой сущности в философии существует многообразие понятий, важнейшими из которых являются человек, индивид, индивидуальность, личность. Эти понятия характеризуют отдельного человека с различных сторон.

    Понятие человек отражает общие черты (биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться), присущие всему человеческому роду. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

    Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода. Это обобщенный образ конкретного человека. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные свойства человека.

    Понятие индивидуальность характеризует самобытность, неповторимость, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью (темперамент, способности)

    В понятие личность вкладывается еще более узкий смысл. Личность- это индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, моральные убеждения и др.). Понятие «личность» отражает все социально значимое в человеке.

    Внутренняя структура личности:

    1. Темперамент . Определяется генетически. Выделяют четыре типа темперамента: флегматик (психологическая устойчивость, уравновешенность и настойчивость в достижении цели); холерик (неуравновешенный, поверхностный человек); сангвиник (впечатлительный, быстрый, упорный, но только, когда ему интересно); меланхолик (впечатлительный, постоянно анализирует и критикует себя).

    2. Характер . В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

    Характер– это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

    Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

    Любая черта характера - есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

    Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства.

    Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Путь к формированию черт характера лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

    Наиболее общие свойства характера располагаются по осям:

    сила – слабость;

    твердость – мягкость;

    цельность – противоречивость;

    широта – узость.

    Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности в достижениях целей, неустойчивости взглядов и т.д.

    Характер человека проявляется в системе отношений:

    В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т.д.);

    В отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т.д.);

    В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.);

    В отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость -расточительность. аккуратность – неряшливость и т.д.).

    Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

    » — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

    Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

    Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

    Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

    Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

    Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

    Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

    В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

    Биологические и социальные факторы

    Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

    • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
    • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

    Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

    Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

    Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

    Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

    Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

    Биологическое и социальное в человеке и их единство

    Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

    Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

    Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

    В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

    В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

    В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

    Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

    Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.