Духовный кризис и его влияние на нравственность. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества (2 фото)

Мингалёва Виктория, студентка Белгородского педагогического колледжа

Данная статья раскрывает проблемы духовности современной России. Акцент делается воспитание патриотизма и гражданственности. особое внимание уделено необходимости возвращения православных традиций и ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мингалева Виктория,

11 КП группа,

Белгородский педагогический колледж

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть?

«Сон разума порождает чудовище»

Гёте

На чём держится сейчас Россия? По-моему, на той самобытной глубокой культуре, которая была создана единым русским народом, во всём сложном сочетании его национальностей. Эта культура создавалась в течение целого тысячелетия, на единой, все расширяющейся территории, при едином государственном и культурном языке, в единой судьбе войн и хозяйственно- торгового сотрудничества. Всё это вырабатывало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях и характере, единство в восприятии мира, людей, государства. На этой основе творилась и развивалась русская национальная культура. И поэтому, вынужденная провоевать две трети своей истории, Россия остаётся живым, духовно-историческим сложившимся организмом, который из всякого распада вновь восстанавливается таинственной древней силой своего бытия.

Сегодня мы вполне понимаем, что предлагаемая России система либеральных ценностей, себя не оправдала. Усиленные процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственных критериев, или подменяя традиционную нравственную психологию примитивной психологией потребителя .

Для нас это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания.

Наша твёрдая уверенность состоит в том, что положительных сдвигов можно добиться, культивируя и опираясь на такие понятия, как Вера, нравственность, духовность, память, историческое наследие, патриотизм.

Мы хотим построить крепкое государство, где соблюдаются принципы права и свободы человек, мы возрождаем веру, мы делаем робкие шаги в поисках себя в этом мире. Мы хотим создать крепкое настоящее, чтобы смело смотреть в будущее. И здесь краеугольным камнем является осознание - без прошлого нет будущего! История своей страны, память, любовь к Родине. Эти понятия - не красивые слова и лозунги - это основа духовного становления и сохранения нации.

Наш народ должен знать и помнить, кто мы были, есть, и кем должны оставаться. Основой существования нации, народа, Российской государственности является Православие, культурные и духовные традиции, основанные на нем. Святая Русь, Великая Россия - эти понятия возникли и строились под знамёнами Православной веры и руководством церкви. Испокон веков Россия считается Домом Пресвятой Богородицы.

Не случайно появления на нашей земле таких явлений и понятий, как святые места, святые дороги, святые источники. России предначертана особая роль - она является колыбелью сохранения истинной Православной веры. В подобных местах человек духовно просветляется, к нему приходит осознание причастности к истории и культуре своего народа.

Испокон веков на Руси люди отдавшие жизнь за свою Родину считались святыми мучениками. Церковь постоянно чтит и помнит имена воинов, погибших на ратных полях нашей страны. Места эти постоянно напоминают о страшном прошлом, чтобы оно не повторилось в будущем. Свидетельством героизма и подвига предшествующих поколений являются три ратных поля России: Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле. На каждом из этих полей в определённый исторический период решалась судьба и вообще существование нашей Родины и народа.

В Белгородской области, Прохоровском районе в дань памяти и преклонения перед подвигом предков на месте страшных событий Великой Отечественной войны создан Государственный мемориальный музей-заповедник.

Храм святых апостолов Петра и Павла построен в 1995 году в посёлке Прохоровка на народные средства в память о погибших в Курской битве. В нем на мраморных плитах высечено более 7000 имён воинов, павших под Прохоровкой в годы Великой Отечественной.

В 2000 году на территории храма открыт памятник «Колокол единения». Главный архитектор - Д. С. Соколов.

Памятник Победы - открыт 3 мая 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Воздвигнут на Прохоровском поле в районе высоты 252,2, где 12 июля 1943 года произошло встречное танковое сражение. Памятник представляет собой 4-гранную звонницу высотой 52 метра. Её венчает золоченная сфера с 7- метровой скульптурой Покрова Пресвятой Богородицы. Авторы проекта: В. М. Клыков, Р. И. Симерджиев, Г. К. Силохин.

В 2003 году осуществлён масштабный проект мемориального музея «Прохоровское поле - третье ратное поле России». В нём представлена широкая экспозиция и экспонаты времён Великой Отечественной войны. Люди со всех концов нашей страны приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории и почтить память героического подвига нашего народа.

Ни один народ не имеет такого сильного чувства Родины как русский. Это заложено всем ходом Российской истории в наш многогранный русский менталитет. Святое отношение к памяти и родной истории, к святым местам, к прошлому и настоящему определяет наше будущее.

Сегодня наша страна переживает очередной излом истории. Он связан с кризисной ситуацией в экономике, политике, национальных отношениях. Предпосылкой данной ситуации стало состояние общества, получившее название «духовного кризиса». Сутью его, говоря словами С. Грофа, является «неспособность сделать следующий шаг в своем развитии», а его очевидным проявлением – нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность, прежде всего, молодежи . На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственных установок на традиционной православной основе. Главными, на наш взгляд, являются: неподготовленность большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры, разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Примечания

  1. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас //Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 10-15.
  2. Федоряк, Н.А. Современная молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества. 2009. С. 22-23.
  3. Гроф, С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. – М., 2003. – 458 с.
  4. Протоиерей Евгений Шестун Православная педагогика. – М., 2001
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовно-нравственный кризис в России: как преодолеть? Мингалёва Виктория, 11 КП группа, Белгородский педагогический колледж

«Сон разума порождает чудовище» ИОГАНН ВОЛЬФГАН ГЁТЕ 1749 - 1832

Актуальность исследования: Страна потрясена духовно-нравственным кризисом, вызванным экспортом чуждых России традиций и культурных ценностей из-за рубежа; Глоболизация и технологизация общества приводит к формированию человека потребления и невосприятию традиционных духовных ценностей.

Как же вернуться к духовным идеалам и вырастить нравственно здоровое поколение? Добро Правда Милосердие Вера Надежда Любовь Духовность Семья Память Историческое наследие Патриотизм

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью!.. Блок А. А. *** Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. В. А. Сухомлинский

Любовь к Родине – понятие многогранное: осознание причастности к истории, культуре, традициям своей земли и народа; ощущение неразрывности со своими корнями и этносом; чувство долга и самопожертвования; гордость и неугасимая Вера в величие своей Родины

Россия – Дом Пресвятой Богородицы

Ратные поля России Куликовское поле - 1380 год Бородинское поле – 1812 год Прохоровское поле – 1943 год

Прохоровское поле (из к / ф «Неизвестная война»

Храм Петра и Павла

«Колокол Единения»

Памятник Победы

Покров Пресвятой Богородицы

Мы победили!

А сегодня: Нравственная опустошенность молодежи; Кризис и разрушение семейных ценностей; Несогласие социальных институтов в реализации одной цели: восстановление духовности, нравственности, интеллектуального потенциала русского народа.

Мы считаем необходимостью: Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для возрождения России и восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. Нынешним и будущим поколениям XXI века необходимо возвращение православной веры, свободы, семьи, Родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

В предверии Дня Победы невольно начинаешь задумываться над вопросом: а попади нынешнее поколение России в ту грозную эпоху, смогло бы оно также с честью отстоять независимость Родины и переломить хребет военной машине вермахта? Смогли бы они одержать победу, как смогли их отцы, деды и прадеды? «Конечно, смогли»! - Ответят некоторые ветераны. «Да, выдержали бы»,- вторят им отдельные представители нынешнего молодого поколения. Мол, перед лицом опасности объединились бы, забыв все раздоры и слабости, как это сделали наши предки. Ну что ж, если разбираться в основах национального менталитета, то способность объединяться и объединять вокруг себя других, а также последующая за этим полная мобилизация сил нации перед лицом полного уничтожения или потери суверенитета всегда отличала русский и, в целом, славянские народы. Именно благодаря этой нашей особенности Россия одерживала победу во многих войнах. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно всего лишь открыть учебник . 1380, 1612, 1812, 1941-1945 - все эти даты являются прямым тому подтверждением. Действительно, как показывает история, перед лицом серьезной угрозы, посягающей на независимость или вообще на существование России, наш народ всегда объединялся для решения одной очень трудной цели - эту независимость отстоять. И путем неимоверных усилий, путем использования лучших национальных резервов, преисполненные самоотверженности, не считаясь с потерями, мы этой цели достигали. Подтверждение этой мысли помимо учебника истории мы найдем в трудах русских философов. А уж этих-то умнейших людей своей эпохи мы просто обязаны послушать, так как они целенаправленно занимались изучением «русской души». Соборность у Хомякова, что-то подобное у Лосского и Соловьева, коммюнитарность у Бердяева - все указывает на наличие у русских этой черты, способности к объединению перед опасностью. Тем самым, резюмируя все сказанное выше, напрашивается вывод, что нам бояться нечего! В любом случае, если угрожающая нам ситуация окажется достаточно серьезной, мы быстренько объединимся для ее решения и достойно выйдем из нее, как это с успехом делали до нас наши предки. Но так ли это на самом деле? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.


Безусловно, русский народ имеет способность мобилизовать все силы и физические, и духовные для решения какой-либо «великой цели». Главное, чтобы цель была по-настоящему великой, и прониклось ею как можно больше народа. Но вот беда - «великая цель» предполагает наличие не менее «великого врага», с которым необходимо бороться. Мы построили величайшее индустриальное государство Советский Союз, постоянно готовясь к войне, собственно, для этого и строили. Но вот вопрос: А в случае отсутствия ярко выраженного «великого врага» сможет ли народ также мобилизоваться для решения не менее «великой цели», ну, скажем, ни много ни мало - сохранения государства и нации в целом. Вопрос весьма интересный. Тем более, издавна в России носителем мудрости считался народ, так вот этот самый народ и сказал: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что ж, попробуем объективно охарактеризовать сложившуюся современную ситуацию и посмотреть есть ли нам перед чем объединяться и мобилизовываться. А ситуация эта весьма печальна.

Русский народ находится в глубочайшем системном духовно-нравственном кризисе, вот основной тезис нашей статьи. В чем же этот кризис выражается? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные его элементы.

1. Первое и самое главное - мы вымираем! Смертность превышает рождаемость. Только по официальным данным, население РФ с 2002 года по 2011, это даты последних переписей населения, уменьшилось на 3 000 000 человек (цифры округлены). А если учесть всех мигрантов, приехавших в нашу страну, то ситуация вообще складывается критическая. Не будем забывать, что, как правило, официальная информация лишь приближает нас к действительности. Сколько народу вымерло реально, мы можем только догадываться. Причем, естественная убыль характерна для исконно русских субъектов РФ. У других национальностей, за редким исключением, с демографической ситуацией все в порядке.

2. Вторым, как по очереди, так и по важности, элементом является кризис института семьи как такового. Он и является основным катализатором демографических проблем. Конечно, и сейчас люди женятся, рожают детей, создают семьи - все идет своим чередом. О каком же семейном кризисе мы тогда говорим? Дело же обстоит вот в чем. У нас утрачена преемственность в воспитании. Наши дети не впитывают, а отцы не передают национальные традиции и национальный опыт. Возьмем для примера народы Северного Кавказа. Там процесс передачи устоев и традиций от отца к сыну находится на должном уровне. С детства прививается уважение к своим родителям и невозможность им прекословить. Согласитесь, здесь нам есть что позаимствовать, тем более еще относительно недавно, каких-нибудь 50-60 лет назад, у нас было что-то подобное.

Далее необходимо отметить нежелание нынешних семейных пар рожать более 1-2 детей. Конечно, молодые семьи сразу закричат, что им не создаются элементарные условия. Государство о них не заботится, не хватает детских садов, и приведут еще бесконечное множество социальных проблем. И они будут правы. Действительно, существует целый «воз» проблем. Но скажите, когда в российских семьях XIX- начала XX века рождалось по 11 детей им что, было легче что ли??? Почему-то современные семьи больше думают об обеспечении собственного комфорта, чем о детях. Конечно, лучше купить себе машину, слетать отдохнуть в Тайланд, чем родить второго ребенка и потратить деньги на его воспитание. Все стремятся к материальным благам, забывая, что счастье в детях, а не в богатстве. Тем более сейчас эта проблема как никогда актуальна – России нужны ваши дети!

Еще одна составляющая кризиса семьи – это нежелание современной молодежи устраивать семейной жизни. Безусловно, это относится далеко не ко всем, но данный факт присутствует в мировоззрении молодых людей довольно-таки часто. Жизнь для них выступает источником наслаждений и праздных развлечений, а мыслей о семье в таком жизненном укладе, конечно, возникать не будет. Это все можно легко объяснить одной простой причиной, которой эта сама молодость и является. Да, все мы когда-то были молоды, все мы любили лихо погулять. Но именно эта вечная гулянка рискует перейти в жизненный уклад. И мысли типа: «я сейчас молодой, потому и развлекаюсь, а семейную жизнь буду выстраивать потом», могут привести к печальным последствиям. Показательно мировоззрение молодых людей все того же ХIX века. Свадьбы игрались в достаточно раннем возрасте, так как не было мыслей о том, как бы нагуляться, а были мысли о создании семьи. Мы уже не первый раз в своих сравнениях обращаемся к периоду XIX - начала XX века, так как считаем, что данный период в плане духовно-нравственного состояния народа является примечательным, и нам не помешало бы многое из этого периода перенять. Многим известен случай, когда немецким доктором во время ВОВ исследовались незамужние русские девушки. Из 100 девушек - 90 оказались девственницами. И тогда этот же доктор сказал, что народ с таким уровнем нравственности никогда не победить. Как в воду глядел докторишко!

3. Третий и последний элемент духовно-нравственного кризиса состоит в воспитании. Точнее, в его отсутствии. Речь, прежде всего, о патриотическом и нравственном взгляде на жизнь и на все совершаемые поступки. Думаем, никто не будет отрицать, что за последние 30 лет произошел процесс подмены духовных основ русского общества. Сейчас 2012 год и основной базовой ценностью гражданина России стало стремление обогатиться, провести жизнь с наибольшим комфортом, в общем, налицо прямой процесс интеграции в сознаний жителей России пирамиды ценностей, характерной для западной протестантско-католической цивилизации. И где же упомянутые идеи соборности, коллективизма, взаимопомощь и сострадание, которые исконно присущи русскому народу. Народу, который создал величайшее межэтническое государство благодаря своей уживчивости и способности к объединению. Нет, эти особенности еще не совсем утеряны. В данной статье объектом нашего исследования в первую очередь выступает российская молодежь, ведь им дальше модернизировать экономику и выживать в стране, которая все никак не может обеспечить элементарное - исполнения собственных законов в равной степени всеми. И вот кименно в нашем молодом поколении мы и наблюдаем «вымывание» рассматриваемых выше особенностей национального характера. Конечно, подогонять всех людей под одну копирку бессмысленно, да и неверно, но здесь речь идет об общих тенденциях генезиса нашего общества. И происходит это самое вымывание из-за отсутствия должного воспитания, как со стороны государства, так и со стороны семьи.

Вот, уважаемые читатели, мы показали вам основные элементы захлестнувшего и свирепствующего в России кризиса. Кризиса, который гораздо пострашнее финансового, так как он ведет к исчезновению нашей нации. Все обозначенные элементы являются взаимосвязанными и из одних составляющих следуют другие, и, конечно же, этот перечень не является исчерпывающим. Теперь же давайте вернемся к вопросу, поставленному нами в самом начале. Сможет ли русский народ объединиться и мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для решения этой серьезнейшей угрозы - угрозы вымирания. Пока же мы одерживали победы только над внешней нависшей угрозой. Сейчас же такового ярко выраженного врага просто-напросто нет! К сожалению, следует констатировать факт, что пока никаких весомых положительных движений в этом направлении не существует. Весьма досадно, являясь русским человеком, признавать этот факт. Против нас действуют множество сил, и тяжело нам работать в направлении выхода из кризиса, когда Госдеп выделяет колоссальные суммы на «развитие демократии в России». Какая интересная формулировка. Западная поп-культура, льющаяся на наших детей отовсюду, а они, наши дети, с упоением смотрят на все это и впитывают эту дрянь в свое формирующееся сознание. Интернет, который пестрит множеством экстремистских и порнографических сайтов, еще подливает масла в огонь. Это все и есть наш нынешний внешний «великий враг», против которого нужно всеми силами бороться! Но вот как? Большой вопрос.

Мы живем в современном информационном обществе, и создавать тотальную цензуру просто не представляется возможным. Это сложно с технической стороны, к тому же различные правозащитники как иностранные, так и доморощенные буквально зальют грязью все изменения в этом направлении, предлагаемые государством.

Но нет худа без добра – еще одна мудрость, сказанная народом. И при всем множестве негативной информации, выложенной выше, мы просто не имеем права не уцепиться и за ряд положительных моментов. Тем более, они позволяют нам с полной уверенностью утверждать: у нас есть надежда! Очень радует стремительно развивающееся движение среди молодых людей, которое активно пропагандирует здоровый образ жизни. Оно, это движение, пока находится в состоянии зародыша и держится в основном на инициативе самих ребят, не находя должной поддержки со стороны государства, хотя как раз такие движения оно просто обязано поддерживать. Приятно наблюдать, когда молодые люди устраивают различные «Здоровые акции». Массовые пробежки, распространение антиалкогольной агитации. Нам верится, что и с нравственно-патриотическим воспитанием у них все в порядке.

Еще одна позитивная тенденция, это все чаще появляющаяся в периодической научной литературе идея о необходимости формирования своей национальной идеи. Как правило, из такого рода литературы идеи затем и переходят на стол власть имущим – представителям законодательной и исполнительной власти. Действительно, с недавних пор в политических журналах «Полис», «Социально гуманитарные знания» - в большей степени появляются статьи, которые говорят о необходимости создания одной общей великой цели, поддерживаемой большинством общества. Эта цель как раз и позволит нам объединить все усилия для решения внутренних и внешних проблем. С такого рода идеями мы полностью солидарны, как уже указывалось выше, наличие «великой цели» крайне необходимо русской нации для серьезных положительных прорывов во всех сферах жизнедеятельности. И основная задача государства в ближайшее время нам видится в создании объединяющей национальной идеи – создании независимого, сильного, благополучного государства. И последующая интеграция этой идеи в сознание людей. Наши граждане должны осознать, что при наличии величайшего прошлого они должны стремиться к созданию величайшего будущего для нашей страны и приложить для этого все усилия.

Самое сложное - это до людей достучаться, сделать так, чтобы идея эта ими воспринималась, как своя собственная. Как этого достичь? Существует ряд конкретных мер. Крайне необходимо подключать все имеющиеся государственные медиаресурсы. Создание общественного телевидения – замечательно, но недостаточно! Реклама. Согласно ст. 10 ФЗ «О рекламе», социальная реклама не должна превышать 5% от общего количества рекламного пространства. Вы помните, когда последний раз на федеральных каналах проскакивала соц. реклама. Лично я -нет. Цифру 5% нужно повышать как минимум до 20%! И при помощи соц. рекламы пропагандировать как здоровый образ жизни и спорт, так и патриотизм, и уважение к семье. Учеными давно доказано, что просмотр какой–либо рекламы более 4 раз оставляет своеобразный отпечаток в сознании. Недаром у рекламодателей считается, если их рекламу увидело наибольшее количество человек не менее 4 раз, то реклама признается успешной. Помимо рекламы необходимо включение в эфир исторически-патриотических передач. Причем отснять их так, чтобы это было интересно детям. И при любом использовании эфирного времени использовать его для пропаганды общественно-значимых и общественно-полезных идей.

Далее Интернет. Он уже давно стал рассадником основных деструктирущих идей. Ему особенное внимание необходимо уделить государству. Также нужно проводить работу в пропаганде идей и ценностей, значимых для общества. И все-таки мы приходим к выводу, что Интернет-пространство придется ограничивать. Да, государству трудно будет решиться на такой серьезный шаг. Ограничение доступа к ряду серверов, растлевающих наших детей, непременно приведет к буре негодования среди различных правозащитных организаций. Вы только представьте эти лозунги. «Нас лишают свободы получения информации! В России окончательно завершилось построение тоталитарного государства! Нас зомбируют!» Конечно, прямо говоря, мы ведем речь о некотором ограничении свободы к доступу информации. Но данная практика имеет место в других государствах и приносит свои плоды. Пример Китая здесь показателен. Что делать, если вопрос ставится о выживании нации. И ни в коей мере не стоит говорить, что вынужденная мера ведет к зомбированию общества. Зомбирование его происходит сейчас этими рекламами, непонятными развлекательными передачами. То, что предлагаем мы, называется не зомбированием, а лишь указанием обществу верного пути. Ситуация доходит до абсурда! В этом году мы отмечаем 200 лет со дня великой победы нашего народа в отечественной войне 1812 года. Кроме телеканала «Звезда» я даже упоминания не слышал ни на одном телеканале. А ведь это очень яркий воспитательный пример для подрастающего поколения. Плакать хочется, друзья.

Следует отметить, что даже если государство одумается, возьмет контроль за сетью Интернет, активнее будет заниматься пропагандированием при помощи своих медиаресурсов социально значимых идей, естественно, все сразу не станут патриотами, ведущими правильный образ жизни. Также крайне важны такие вещи как воспитание в семье, просоциальная направленность ближайшего окружения. Но когда во всех источниках информации будет культивироваться образ здорового, сильного, патриотически настроенного и нравственно чистого человека, то уверяем вас, со временем это возымеет необходимые положительные изменения. Конечно, замыкаться на одной лишь рекламе не стоит. В школах должны на регулярной основе быть введены патриотические воспитательные беседы с героями России и другими достойными сынами отечества. Также всем известен тот факт, что на юношеское сознание наибольшее впечатление производят встречи со своими кумирами. Из этого следует, что на постоянной основе к разного рода беседам, следует привлекать и звезд спорта, киноактеров и звезд шоу бизнеса. Только не таких диссидентов как Ксюша Собчак, конечно, а адекватных людей. Активизировать работу необходимо и Русской православной церкви, и другим религиозным организациям, в зависимости от вероисповедания. Духовно-просветительские беседы также должны занимать значительную нишу в воспитании грядущих поколений.

Как вы все заметили, все предложенные меры сводятся к созданию в России мощной пропагандистской машины, интегрирующей в сознание истинные, не побоимся этого слова, ценности и жизненные планы. Что-то подобное было в СССР, но предлагаемые меры не влекут такого уж тотальнейшего контроля за личностью и естественных прав остается гораздо больше. Ну и набирающее силу движение за здоровый образ жизни, на которое и следует обратить наибольшее внимание, позволяет нам надеяться на выход и успешное преодоление духовно-нравственного кризиса, в который мы все угодили. И хочется верить, что базовые ценности, такие как любовь к Родине, к своей семье, ведение здорового образа жизни, уважение и взаимопомощь друг другу, любовь и воспитание своих детей, будут приняты молодым поколениями и воплощены в жизни. Перевооружение армии, диверсификация экономики - это, конечно, нужные и крайне необходимые меры, но кто все это будет осуществлять, если у государства не будет верных ему квалифицированных людских ресурсов, поэтому сохранение и воспитание их есть важнейшая задача государства. И вот только после решения этой задачи можно будет не бояться никаких бед и невзгод, потому что выйти с достоинством из них, как выходили из тяжелейших исторических катастроф наши славные предшественники, без сомнения, смогут сильные духом и физически Российские граждане.

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть - создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни - всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом - и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм - ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально - в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне - впереди человека и народов».

Отсутствие веры в Бога - как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди - как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Литература

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. - М. :Просвещение, 1968. - 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1990. - с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. - 1897. - № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Мирошниченко Ю. С.

Могу резко и уверенно заявить, что на сегодняшний день наша страна стоит на грани нравственного развала, что, лично для меня, сильнее по своему урону атомной войны. Война – это не навсегда, это всего лишь политическое состояние страны. Это, то время, когда мы можем воедино собрать все свои силы, для преодоления вражеской мощи. В этот период мы сплочены как никогда. А после каждой войны всегда наступает мир. Возможно, Вы скажете, что война – это ужасно, и, что нет на свете ничего страшнее этого. Нет, поверьте мне, есть! Это нравственная разруха – гниение души человека, разврат его мыслей и действий, аморальное поведение ко всему окружающему, эгоизм по отношению к близким. Вот, что на самом деле страшно!
Хочу вернуться с Вами в годы ВОВ, когда наша страна была самой сплоченной, высокоморальной и духовной, благодаря чему мы и выиграли эту войну, одержав победу над фашистской Германией. Гитлеру говорили, что ему никогда не победить страну с такой высокой нравственностью. И смотря на сегодняшнее поколение, можно уверенно твердить, что мы не до конца выиграли эту битву.
После окончания ВОВ, в 1945г нашим главным невидимым противником стали Соединенные штаты Америки, что продолжается и по сегодняшний день. Директор ЦРУ, идеолог «холодно войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран – Аллен Даллес разработал план американской послевоенной доктрины против СССР:
« Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей - отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ - станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!»
А. Даллес.
Современной российское общество переживает нравственно-духовный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Вся суть человеческих поступков заключается в его мыслях и словах. На сегодняшний день наша молодежь не думает о сказанном вслух. Их слова, порой, можно сравнить с грязью. В них полно негатива, нецензурной лексики, а их мысли содержат переплетения разврата и эгоизма. Ныне вести аморальный образ жизни стало модно, но только эта модная тенденция устроила слишком большую пропаганду и утянула за собой миллионы людей, что идет не в благо обществу и подрастающему поколению. Нам каждому нужно научиться следить за своими словами, мыслями и поступками. Ведь наша жизнь – это плод мыслей, который мы посеяли и лелеяли. И если Вы хотите собрать лучший урожай, Вы должны посеять лучшие мысли. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство.
Также большой проблемой общества является обсуждение и осуждение человека. Собственно этому и посвящено мое стихотворение «Да, я – ни автор, ни поэт!». Мы готовы осудить человека, не зная всю суть его мыслей. Мы готовы оскорбить его, не зная на сколько это может ранить его, к каким последствиям и психологическим травмам может привести Ваше оскорбление. Ход таких действий может вогнать человека в обиду, истерику, депрессию, одиночество, и самое ужасное к суициду. Ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Россия стоит на первом месте по количеству самоубийств среди детей и подростков. Причиной суицида в основном становятся непонимание детей родителями, конфликты с одноклассниками, но самой большой причиной, на мой взгляд, становятся одиночество и непонимание окружающими.
Вы никогда не задумывались, что же такое одиночество? И как оно влияет на человека? Одиночество – это не только потерять близких и родных, порой совершенно чужой человек может стать тебе родным. Одиночество – это то, что вгоняет человека в глубокую депрессию, вызванную дефицитом духовного общения. Сегодня, в основном, одиноки те, кто хоть что-то пытается изменить в нынешней жизни, прежде всего начиная с себя и со своего внутреннего мира, понимая всю аморальность поведения большинства людей. Одинок тот, кто не может подстроиться под влияние стаи, что считает его странным, потому что он всегда сидит один на лавочке, не ходит по клубам, не гуляет с друзьями дни напролет. А Вы никогда не задумывались, почему он такой? Быть может это наша с Вами вина? Быть может его душа не выносит наших мерзких поступков, обидных сквернословий? Быть может это не он «чудак», а мы?! Наши суждения показывают, какой ты, а не тот человек, которого ты осуждаешь, потому что история его жизни тебе не известна, ты не знаешь его сущности. Весь контекст потерян, это всего лишь мгновенная вспышка, а твое толкование – будет твоим толкованием. Это больше расскажет о тебе. Понимая все это, суждения бы исчезли. И тогда меньше стало бы одиноких людей. Если бы каждый человек перед тем, как сказать что-либо или совершить гнусный поступок, поставил бы себя на место этого бедного человека, тогда, быть может, стало бы меньше таких ничтожных поступков, которые мы совершаем в своей жизни. И тогда человек бы нашел покой в своей душе. Ведь если ты не находишь покоя в самом себе, то бессмысленно искать его в другом месте.
Также человеку присуща зависть, которая ныне ему не на пользу. Существует два типа зависти: 1) Если я хочу учиться у своего соседа хорошим вещам – хорошая зависть; и 2) Если я хочу разрушить ему все – плохая зависть. Нам нужно научиться вычеркивать вторую зависть и оставлять только первую. И тогда на свете будет меньше лжи, предательства и сквернословия. Тогда процент одиночества в стране пойдет на убыль. Ведь самое ужасное в одиночестве не само его наличие, а то, что ты постепенно привыкаешь к нему, оно начинает тебе нравиться, и ты уже никого не пускаешь к себе в душу. Поэтому нужно иметь друг к другу уважение. Есть только один верный способ слышать много добрых слов – произносить их самому.
Но существуют и такие люди, которые поддались под негативное влияние стаи. Ведь, когда о тебе думают плохо, невольно начинаешь вести себя аморально, подстраиваясь под мнение, тем самым ломая свою жизненную позицию и всю суть своей духовной организации. И вот так, по ниточке, по капельке мы разрушаем всю гуманность и духовность нашей страны.
Мне даже на минуту страшно представить, какими будут наши дети. Ведь душа ребенка – это чистый лист бумаги, который, к сожалению, может впитать себя всю негативную картину сегодняшнего дня, которую рисует нам навязанная американцами идеология во всем ее сером цвете. Нам срочно нужно меняться! Развиваться, как умственно, так и душевно, чтобы будущее поколение было хоть на чуточку мудрее и благороднее нынешнего. Если бы каждый сегодня начал с себя, хотя бы изменился на капельку в лучшую сторону, то Россия смогла бы потихоньку со временем преодолеть американскую губитель нравственности. Нужно немедленно исправляться! Чтобы подать нашим детям хороший пример. Ведь пример – это не лучший способ воспитания, а ЕДИНСТВЕННЫЙ!
Меня, действительно, волнует сегодняшняя система воспитания ребенка. На мой взгляд, ребенку со стороны родителя должно уделяться больше времени на духовное воспитание. Не нужно раньше времени приучать своего ребенка к компьютеру, и тем более интернету, который навязывает нам тенденции насилия, разврата и всей остальной аморальности, что постепенно вызывает привыкание ребенка к подобным картинам, что серьезно и пагубно отражается на его не устоявшейся психике. Что губит его как человека разумного.
Количество неблагополучных семей и детей, брошенных родителями очень велико. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, часто подвергается насилию и грубому поведению со стороны своих родителей. Это негативно отражается на их нервной системе, что делает их агрессивными по отношению к окружающими. Из таких детей чаще всего вырастает, выражаясь в простонародье «БЫДЛО». Нужно призывать людей к помощи таким детям. Сейчас существует множество центров социальной помощи, куда можно прийти в качестве волонтера и позаниматься с такими детьми. Помочь выполнить им домашнее задание, поговорить с ними, научить чему либо, подарить хотя бы маленький кусочек ласки, любви и заботы, которых им так не хватает. Такой цент есть и у нас в Югорске: Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Ребенок, находящийся на воспитании в детском доме, отстает в своем развитии на несколько лет, т.к. им уделяют мало внимания, с ними мало занимаются и редко берут на руки. Они не получают материнской любви и ласки и не ощущают своей полной защиты. От сюда и умственно – нравственная отсталость России. А все от чего? От безответственности человека, от его бездушевности и недостаточно духовного воспитания. Таких детей не нужно оскорблять, обижать и недолюбливать, их нужно любить, дарить им свое тепло и заботиться о них. Этому я и посветила свои стихи «Давайте будем их любить!» и «Как жалко мне этих детей!».
Сегодня появляется много детей с различными видами врожденных заболеваний, в том числе и генетических, большинство из них инвалиды. И мы не должны смеяться и показывать на них пальцем! Мы должны уделять им внимание, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя какими-то не такими, как все. Это особенные дети. Они ни чем не хуже здорового полноценного ребенка, их внутренние качества намного лучше и выше наших. Эти дети очень ласковые, они все понимают, многие из них учатся на отлично. Мне самой довелось пообщаться с такими детьми. Да, конечно, многим станет не по себе с непривычки такого общения. Но лично мне это доставляет колоссальное удовольствие. Это чудесные дети! И их не нужно бояться! Их тоже нужно любить, в них нужно верить! И в Югорске есть такой центр, где занимаются такие детки, это центр «Надежда», где им и на самом деле дарят надежду. На эту тему у меня так же есть стих, который посвящен детям с Синдромом Дауна.
Все мои стихи выражают некоторые проблемы сегодняшнего дня. Это мое мировоззрение. Да, пожалуй, кто-то с ним и не согласиться. Но это то, что действительно с большой силой меня волнует. Но, я прекрасно понимаю, что мир уже не изменить, как бы мне этого не хотелось. Поэтому все свои тревожные переживания, все свое мировоззрение я излагаю на бумагу, которая все стерпит и все поймет, поймет тебя больше, чем лучший друг или подруга, чем какой-либо другой человек.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже – в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один – в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, – раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .


И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее – Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм – религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог – это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира – И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других – свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир – это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) – точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная – это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей – биополя, которое отражает его мысли и чувства.
Проблема Нравственности и глобальный кризис общества

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека – за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» – в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество – это братство народов.
«Свобода» – в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода – это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» – в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть – это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» – в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы – временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» – в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд – высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» – в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе – мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» – в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья – гармония с Природой.

«Образование» – в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» – в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе – способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» – в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе – даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» – в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» – в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья – опора общества и государства.
«Свободное время» – в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса – повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!